К вопросу о совершенствовании правового регулирования деятельности уголовно-исполнительных инспекций по привлечению осужденных к отбыванию обязательных и исправительных работ

NovaInfo 34, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Юридические науки
Просмотров за месяц: 2
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассматриваются проблемные вопросы правового регулирования деятельности уголовно-исполнительных инспекций по привлечению осужденных к отбыванию наказаний в виде обязательных и исправительных работ, даются конкретные предложения по его совершенствованию.

Ключевые слова

ПОЛНОЕ И СВОЕВРЕМЕННОЕ ПРИВЛЕЧЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ К ОТБЫВАНИЮ НАКАЗАНИЯ, УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИНСПЕКЦИИ, ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТ, ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ

Текст научной работы

Значение деятельности уголовно-исполнительных инспекций (далее – УИИ) по привлечению осужденных к отбыванию обязательных и исправительных работ весьма велико, поскольку это есть первая стадия деятельности УИИ по исполнению приговора суда в части осуждения лица к рассматриваемым видам наказаний.

Законодатель четко определяет сроки, в рамках которых должна осуществляться деятельность сотрудников УИИ по привлечению осужденных к отбыванию обязательных и исправительных работ. Так, в ч. 2 ст. 25 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее – УИК РФ) указано: «осужденный к обязательным работам привлекается к отбыванию наказания не позднее пятнадцати дней со дня поступления в уголовно-исполнительную инспекцию соответствующего распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления)». В свою очередь, ч. 2 ст. 39 УИК РФ закрепляет обязанность УИИ по направлению осужденного для отбывания исправительных работ не позднее тридцати дней со дня поступления в уголовно-исполнительную инспекцию соответствующего распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления).

На практике действуют устоявшиеся организационно-правовые механизмы деятельности УИИ по привлечению осужденных к отбыванию обязательных и исправительных работ, алгоритмы реализации которых закреплены в главах V и VI Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества (далее – Инструкция), утвержденной приказом Минюста России от 20 мая 2009 г. № 142 (в ред. от 22.08.2014 г.).

Вместе с тем, в настоящее время данные организационные механизмы деятельности УИИ не способны обеспечить полного (т.е. 100 %) и своевременного (выделено автором, К.Д.) привлечения осужденных к отбыванию обязательных и исправительных работ.

Подтверждение сказанному – официальные статистические данные Федеральной службы исполнения наказаний (далее – ФСИН России). Так, на начало 2015 года уровень привлечения осужденных к отбыванию обязательных и исправительных работ составил 99,7 % и 99,2 % соответственно от общего количества лиц, подлежащих привлечению к отбыванию наказания. Однако такое положение дел сложилось не во всех инспекциях территориальных органов ФСИН России. Значительно ниже среднероссийского показателя привлечение осужденных к отбыванию обязательных работ в Республике Адыгея (91,76 %), Республике Крым и г. Севастополь (93,13 %), Белгородской (97,36 %) и Магаданской (98,05 %) областях. Крайне слабо организовано трудоустройство осужденных к исправительным работам в Республике Адыгея (90,30 %), Республике Крым и г. Севастополь (90,86 %), Белгородской (93,42 %), Тамбовской (95,63 %), Магаданской (96,31 %) областях.

В свою очередь, уровень привлеченных к обязательным и исправительным работам с нарушением сроков, установленных ч. 2 ст. 25 и ч. 2 ст. 39 УИК РФ, в целом по России составил в абсолютных цифрах более 370 человек, из которых к обязательным работам – 92,71 (АППГ – 152,34), к исправительным работам – 280,74 (АППГ – 305,22).

Причин сложившейся ситуации много, одна из которых – несовершенство действующего законодательства.

Положение п. «а» ч. 1 ст. 46 УИК РФ предусматривает необходимость явки осужденного на работу в течение пяти дней со дня получения предписания уголовно-исполнительной инспекции. Часть 1 ст. 26 УИК РФ в отличие от ч. 1 ст. 46 УИК РФ не закрепляет обязанность и временные рамки (срок) явки лица, осужденного к обязательным работам, на предприятие для отбывания наказания после получения направления инспекции. Как представляется, это обстоятельство отрицательно сказывается на эффективности деятельности сотрудников УИИ по привлечению осужденных к отбыванию обязательных работ, и нуждается в урегулировании на законодательном уровне. В связи с этим следует ч. 1 ст. 26 УИК РФ дополнить после слов «осужденные к обязательным работам обязаны:» следующим текстом: «в течение трех дней со дня получения направления уголовно-исполнительной инспекции явиться в организацию, указанную в направлении для отбывания наказания…» и далее по тексту.

В организации деятельности УИИ по привлечению осужденных к отбыванию исправительных работ, довольно частыми являются случаи, когда при постановке на учет выясняется, что у них отсутствуют документы, необходимые для трудоустройства: паспорт гражданина Российской Федерации, страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, документы воинского учета (для военнообязанных и осужденных, подлежащих призыву на военную службу) и др.

Анализ действующего законодательства свидетельствует, что выдача (замена) этих документов в установленном общем порядке существенно ограничивает возможность УИИ организовать свою деятельность таким образом, чтобы обеспечить полное и своевременное привлечение осужденных к отбыванию наказания. Так, например, в случае утраты страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования орган Пенсионного фонда Российской Федерации по соответствующему заявлению застрахованного лица выдает ему дубликат указанного страхового свидетельства лишь в месячный срок со дня обращения.

Паспорт гражданина Российской Федерации при наличии всех необходимых документов оформляется и выдается в 2-месячный срок со дня приема подразделениями Федеральной миграционной службы (далее – ФМС России) всех необходимых документов (или заявления о выдаче (замене) паспорта и личной фотографии в форме электронных документов) в случае оформления паспорта не по месту жительства или в связи с утратой (похищением) паспорта, если утраченный (похищенный) паспорт ранее выдавался иным подразделением. Очевидно, что этот срок выдачи паспорта значительно превышает срок, установленный ч. 2 ст. 39 УИК РФ (30 дней) для привлечения осужденных к отбыванию исправительных работ.

Кроме этого, как показывает практика, при самостоятельном обращении лиц, осужденных к исправительным работам, в структурные подразделения ФМС России по вопросу оформления паспорта или временного удостоверения гражданина Российской Федерации, они, как правило, получают отказ по причинам непредставления реквизитов квитанции, подтверждающей уплату государственной пошлины; полного отсутствия или необходимого количества личных фотографий, несоответствия их установленным требованиям; получения паспорта не по месту жительства и др. Последняя из указанных причин отказа является нарушением законности со стороны сотрудников ФМС России, так как в соответствии с действующим законодательством выдача (замена) паспорта производится ФМС России (в пределах компетенции), её территориальными органами и подразделениями по месту жительства, месту пребывания или по месту обращения гражданина.

Изложенное позволяет прийти к выводу о необходимости возложения на УИИ дополнительной функции по оказанию осужденным к наказаниям без изоляции от общества содействия в оформлении и получении паспорта гражданина Российской Федерации, а также ряда других документов, необходимых для заключения трудового договора. В связи с этим ч. 3 ст. 39 УИК РФ целесообразно дополнить после слов «ведут учет осужденных» словами «; оказывают осужденным содействие в оформлении и получении документов, необходимых для трудоустройства;» и далее по тексту.

В свою очередь, чтобы избежать коллизии, которая вполне возможна в ситуации, когда эта функция УИИ (оказание содействия осужденным в оформлении и получении документов, необходимых для трудоустройства) выступает в качестве их прямой обязанности, одновременно являясь, по сути, и правом осужденного (в случае его нежелания оформлять и получать документы, необходимые для трудоустройства, и как следствие – уклонения от отбывания наказания), представляется целесообразным урегулирование этого положения также на уровне закона путем дополнения ч. 1 ст. 46 УИК РФ п. «д» следующего содержания: «д) непринятие мер к оформлению и получению документов, необходимых для трудоустройства.».

Возложение на УИИ функции по оказанию осужденным содействия в оформлении и получении документов, необходимых для трудоустройства, потребует установления и поддержания на высоком уровне взаимодействия УИИ со структурными подразделениями Федеральной миграционной службой, Министерством обороны, Пенсионным фондом Российской Федерации, принятия совместного нормативного правового акта, предусматривающего особый порядок выдачи (замены) указанных документов, а также внесение в Инструкцию по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества следующих изменений и дополнений:

исключить абз. 7 п. 22 Инструкции: «осужденному, гражданину Российской Федерации, не имеющему документов, удостоверяющих личность, – о необходимости обращения в территориальный орган Федеральной миграционной службы по месту пребывания или по месту фактического проживания для получения временного удостоверения личности гражданина либо паспорта, а также о наступлении административной ответственности за отсутствие указанных документов и регистрации»;

дополнить п. 22 Инструкции абзацем следующего содержания: «осужденному к исправительным работам, гражданину Российской Федерации, не имеющему документов, необходимых для трудоустройства и отбывания наказания, о возможности их оформления и получения при содействии уголовно-исполнительной инспекции, а также о последствиях непринятия мер к оформлению и получению указанных документов»;

дополнить Инструкцию новым разделом, регламентирующим порядок организации деятельности уголовно-исполнительных инспекций по оказанию осужденным содействия в оформлении и получении документов, необходимых для трудоустройства.

Представляется, что вышеизложенные предложения будут способствовать не только совершенствованию правового регулирования деятельности УИИ по привлечению осужденных к отбыванию обязательных и исправительных работ, но и более качественному исполнению решений судов в части осуждения лица к рассматриваемым видам наказаний.

Читайте также

Цитировать

Косолапова, Д.В. К вопросу о совершенствовании правового регулирования деятельности уголовно-исполнительных инспекций по привлечению осужденных к отбыванию обязательных и исправительных работ / Д.В. Косолапова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 34. — URL: https://novainfo.ru/article/3604 (дата обращения: 12.08.2022).

Поделиться