Устранение нарушений законности в деятельности уголовно-исполнительных инспекций, как средство повышения эффективности исполнения наказания в виде исправительных работ

NovaInfo 53, с.242-245, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Юридические науки
Просмотров за месяц: 1

Аннотация

В статье рассматриваются некоторые проблемы в деятельности уголовно-исполнительных инспекций, связанные с исполнением наказания в виде исправительных работ, а также высказываются предложения по совершенствованию российского законодательства.

Ключевые слова

ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ, НАРУШЕНИЯ, ОСУЖДЕННЫЙ, УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИНСПЕКЦИИ

Текст научной работы

Существующие негативные тенденции уровня преступности, общей криминальной ситуации, увеличивающийся рост общественной опасности уголовно наказуемых деяний, а также необходимость соответствия современным стандартам отправления правосудия, обеспечения прав и законных интересов всех членов общества, в том числе, осужденных, предопределяют поиск новых подходов к совершенствованию деятельности УИС, в том числе уголовно-исполнительных инспекций (далее – УИИ) как одной из ее подсистем.

В последние годы в России был проведен целый ряд мероприятий, в том числе правового характера, направленных на приведение деятельности учреждений и органов УИС в соответствие с международными правовыми актами и стандартами. В частности, все активнее рассматриваются вопросы развития альтернативных лишению свободы наказаний и соответственно повышения эффективности деятельности УИИ.

Одним из значимых этапов в деятельности УИИ стало принятие Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которому исправительные работы назначаются лицу, имеющему основное место работы, а равно не имеющему его. Идея реанимации в качестве вида наказания исправительных работ как гораздо более гуманной меры наказания, чем лишение свободы, но, в то же время, позволяющей надзирать за человеком и социализировать осужденного, была поддержана ранее Президентом Российской Федерации. Такой подход привел к существенному увеличению количества осужденных к исправительным работам.

Как показывает анализ практики деятельности УИИ, в настоящее время уже возникли трудности при исполнении исправительных работ по месту основной работы осужденного, которые, однако, в регионах решаются благодаря принятию областных законов, которые имеют социальную направленность и предусматривают снижение налоговой ставки на прибыль организаций, установленной ст. 284 Налогового кодекса Российской Федерации. Это обусловлено тем, что остро стоит проблема исполнения наказания в виде исправительных работ. Суды все чаще стали выносить приговора к исправительным работам, однако отмечается нежелание руководителей предприятий и организаций принимать на работу сотрудников с действующей судимостью. Такие граждане, как правило, не имеют должной квалификации и к тому же не настроены соблюдать трудовую дисциплину. Чтобы компенсировать работодателю подобные издержки и одновременно заинтересовать его в сотрудничестве с территориальными органами УИС и были разработаны и приняты законы о налоговой льготе.

Кроме того, в числе проблемных вопросов в деятельности УИИ по организации исполнения наказания в виде исправительных работ привлечение к труду осужденных. Это обусловлено тем, что действующие в настоящее время механизмы деятельности УИИ по привлечению к труду лиц, осужденных к исправительным работам, вряд могут считаться достаточно действенными (об этом свидетельствуют официальные данные ФСИН России). Часть приговоров к исправительным работам остается неисполненной, поскольку как показали результаты проведенных исследований, в ряде регионов администрации организаций и предприятий не принимают на работу осужденных, на данных предприятиях отсутствуют вакантные рабочие места, у осужденных отсутствуют необходимые для заключения трудового договора документы и др.

При исполнении наказания в виде исправительных работ имеют место и нарушения требований уголовно-исполнительного законодательства. Типичными нарушениями законности в этом случае были несвоевременное уведомление осужденного о необходимости явки в УИИ для постановки на учет; несвоевременное привлечение осужденных к отбыванию наказания в виде исправительных работ; направление осужденных к исправительным работам на предприятия, которые не определены для этого органами местного самоуправления; нарушения в учете отработанного осужденными времени и др.

Прокурорами выявляются многочисленные нарушения закона в деятельности УИИ, других субъектов профилактики повторных преступлений таких осужденных, в частности, установлено, что в нарушение закона допускается увольнение осужденных с работы без уведомления УИИ; контроль УИИ за поведением условно осужденных и за исполнением ими обязанностей, возложенных судом, осуществляется ненадлежащим образом, уполномоченные сотрудники органов внутренних дел не проводят среди осужденных обязательную профилактическую работу.

Отмечается, что для устранения указанных выше нарушений законности в деятельности УИИ при исполнении наказания в виде исправительных работ требуется повышение эффективности системы профилактики повторных преступлений осужденных, более глубокий анализ причин совершения лицами, состоящими на учете, повторных преступлений, своевременное принятие к нарушителям мер воздействия, предусмотренных законом, организация взаимодействия с правоохранительными органами и учреждениями системы профилактики, обобщение причин нарушений законности и своевременное принятие мер по их устранению.

Таким образом, недостаточная проработка вопросов организационно-правового обеспечения деятельности УИИ по исполнению наказания в виде исправительных работ, имеющиеся пробелы в функционировании УИИ в сфере воспитательно-профилактического воздействия на осужденных к исправительным работ, отсутствии строго индивидуального, дифференцированного подхода к осужденным свидетельствуют об необходимость всестороннего изучения теоретических, организационных и правовых основ деятельности УИИ по исполнению наказания в виде исправительных работ, а также поиска путей повышения ее эффективности.

Читайте также

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации : [принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.] (с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 05 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Российская газета. – 1993. – 25 дек.; 2014. – 23 июля.
  2. О прокуратуре Российской Федерации : [Федер. закон от 17 января 1992 г. № 2202-1] (в ред. от 05 октября 2015 г., с изм., внесенными постановлениями Конституционного Суда Рос. Федерации от 18 февраля 2000 г. № 3-П, от 11 апреля 2000 г. № 6-П, Федеральными законами от 27 декабря 2000 г. № 150-ФЗ, от 30 декабря 2001 г. № 194-ФЗ, Постановлениями Конституционного Суда РФ от 17 июля 2002 г. № 13-П, от 18 июля 2003 г. № 13-П, от 17 февраля 2015 г. № 2-П) // Российская газета. – 1992. – 18 февраля; 2015. – 09 октября.
  3. Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы : [Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1] (ред. от 20 апреля 2015 г.) // Ведомости СНД и ВС РФ. – 1993. – № 33. – Ст. 1316; Российская газета. – 2015. – 22 апреля.
  4. Уголовный кодекс Российской Федерации : [Федер. закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ] (в ред. от 13 июля 2015 г., с изм., внесенными постановлениями Конституционного Суда Рос. Федерации от 27 мая 2008 г. № 8-П, от 13 июля 2010 г. № 15-П, от 10 октября 2013 г. № 20-П, от 19 ноября 2013 № 24-П, от 17 июня 2014 № 18-П, от 11 декабря 2014 № 32-П, от 16 июля 2015 № 22-П)) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954; 2015. – № 29 (часть I). – Ст. 4393.
  5. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации : [Федер. закон от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ] (в ред. от 13 июля 2015 г.) // Собрание законодательства РФ. – 1997. – № 2. – Ст. 198; 2015. – № 29 (часть I). – Ст. 4386.
  6. Трудовой кодекс Российской Федерации : [Федер. закон от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ] (в ред. от 05 октября 2015 г., с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда Рос. Федерации от 15 марта 2005 г. № 3-П, определениями Конституционного Суда Рос. Федерации от 15 декабря 2011 г. № 28-П, Федеральными законами от 04 июня 2014 г. № 145-ФЗ, от 02 мая 2015 г. № 122-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 1 (ч. 1). – Ст. 3; 2015. – № 41 (часть II). – Ст. 5639.
  7. Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества : [приказ Минюста России от 20 мая 2009 г. № 142] (в ред. от 22 августа 2014 г.) // Российская газета. – 2009. – 14 августа; 2015. – 05 сентября.
  8. Об утверждении норм положенности мебели и инвентаря уголовно-исполнительных инспекций : [приказ ФСИН России от 15 марта 2013 г. № 126] // Ведомости уголовно-исполнительной системы. – 2013. – № 5.

Цитировать

Зайченко, Е.Ю. Устранение нарушений законности в деятельности уголовно-исполнительных инспекций, как средство повышения эффективности исполнения наказания в виде исправительных работ / Е.Ю. Зайченко, Л.Н. Тарабуев. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 53. — С. 242-245. — URL: https://novainfo.ru/article/8180 (дата обращения: 30.05.2023).

Поделиться