Учитывая обстоятельства современной жизни, в психологических исследованиях А. А. Бодалева [1], Ф. Е. Василюка [2], Т. С. Леви [3] и др. отмечается смещение акцента в сторону анализа проблематики ситуаций, определяемых как «трудных жизненных». Отечественный ученый Ф. Е. Василюк, изучая различные стороны трудных жизненных ситуаций, понимал и рассматривал их как «ситуации невозможности» [2], где становиться трудным для человека реализация жизненно важных внутренних потребностей: мотивов, стремлений, ценностей и т. д.
Основной характеристикой сложной жизненной ситуации служит несовпадение желаний человека с его способностями и возможностями их исполнения. Таковое несоответствие способствует появлению негативных эмоций, проявление которых возникает в трудной ситуации. Нарушение деятельности, ухудшение существующих отношений с окружающими людьми и миром — все это следствия любой сложной ситуации [4]. От внешних характеристик ситуации для каждого конкретного человека зависит уровень ее трудности. Кроме того, уровень трудности ситуаций определит и установка, объективируемая человеком при его действительном и субъективном вхождении в ситуацию; и эмоциональное его состояние; и продуктивность и активность интеллекта; и род той деятельности, которой занимается в данной ситуации человек. А так как у разных людей разная психологическая устойчивость, то и вызванные «состояния невозможности» различны по силе ситуации [1].
Длительно переживая жизненно трудные ситуации человек, находится под угрозой разрушения своей личности. Иными словами, негативные события разрушают «психологическое пространство» человека. Термин «психологическое пространство» широко употребляется в психологической литературе [5, 3, 6]. И, это индивидуальное пространство личности, как определяет гештальт-терапевт Н. В. Колоскова, включающее потребности, эмоции, состояния личности, где существуют свои законы и правила [5]. Выделение данного феномена становиться возможным благодаря психологической границе человека, которая выполняет определенные функции и оберегает интересы личности.
Согласно авторской модели Т. С. Леви, психологическая граница личности рассматривается в качестве «функционального органа», что согласуется с концепцией А. А. Ухтомского[7]. Для решения разного рода задач «функциональный орган задействует различные личностные структуры» [3]. Именно действие, указывает автор, находясь на границе между внутренним и внешним «составляет ткань психологической границы» [3]. Сопоставление информации о состоянии внутреннего и внешнего пространства и принятие личностью решения о возможности осуществления действия является показателем сформированности функционального органа. Психологическая граница, представляя собой уровень действия, определяет и различные уровни личностной организации: потребности, установки, состояния. Результатом психологической травматизации, которая имеет место при переживании человеком трудных жизненных ситуаций, образуются отрицательные установки, что указывает на несформированность и нарушение функционирования границы человека.
Психологическая граница, в концепции Т. С. Леви представлена как система, состоящая из шести функций. В случае оптимально сформированной границы личность способна изменять характеристики границы по своему желанию и в зависимости от состояния окружающего мира, что обеспечивает взаимодействие, вполне соответствующее возможностям, мотивам и ценностям личности [3].
Далее рассмотрены изменения характеристик границ человека, попавшего в трудную жизненную ситуацию.
В сложных жизненных ситуациях невпускающая, вбирающая и отдающая функции границ проявляются следующим образом. Неприятие воздействия мира, потребность в защите, характеризующие невпускающую функцию границы, определяют ситуацию невозможности сказать «Нет». Потребность в получении безопасности из пространства, характеризующая вбирающую функцию границ, определяет ситуацию невозможности попросить «Дай». Потребность в самовыражении, характеризующая отдающую функцию границы, определяет ситуацию невозможности выразить себя. С другой стороны, чувство ответственности характеризуется границей. Границы определяют способность человека владеть собой — своими чувствами, своими мыслями, своими поступками. Эффективность управления собой обеспечивает личности безопасность от манипуляции ею окружающими. Можно говорить о том, что принятие ответственности за свою жизнь и развитие самосознания обуславливает формирование личных границ. Таким образом, ответственность предполагает хорошо развитую невпускающую функцию границы.
Люди, находящиеся в трудной жизненной ситуации склонны к переживанию тревоги, им сложно находиться в спокойно-нейтральном состоянии, сдерживать свои эмоции. Высоко тревожным субъектам трудно сдерживать внутренние негативные состояния. Это и характеризует нарушение сдерживающей и спокойно-нейтральной функций границы. Длительность негативных ситуаций определяет наличие внутренней конфликтности личности. Общий негативный эмоциональный фон отношения к себе способствует чрезмерному самокопанию и рефлексии. Психологическое содержание данной стороны самоотношения «можно обозначить как чувство конфликтности собственного Я» [8]. И в то же время «тревожно-депрессивные состояния, низкая самооценка, фрустрированность ведущих потребностей» сопровождают этот конфликт[9].
Исследования Т. С. Леви показывают связь между функционированием психологической границы и самосознанием личности. Автор отмечает, что «в ситуации высокой внутренней конфликтности значимо понижаются показатели всех функций психологической границы» [3]. Для человека адекватное себе и ситуации взаимодействие с окружающим миром становиться невозможным.
Важно отметить, что в сложной жизненной ситуации значительно снижены способности человека управлять своими эмоциями и их выражением, а также адекватно понимать эмоции других людей. Такое положение вещей говорит о нарушении спокойно-нейтральной функции границы. Кроме того, понимание, управление и выражение собственных эмоций связаны с развитостью сдерживающей функции границы. Также существует связь между проницаемой функцией границы и пониманием, управлением эмоциями других людей. Так как развитие самосознания предполагает выделение себя из окружающего мира, то сформированность разграничивающих функций границ определяется степенью понимания собственных эмоций и управлением ими. Т. С. Леви справедливо замечает, что «большинству людей в той или иной степени свойственно сужение диапазона возможных изменений психологической границы» [3]. Если ситуации воспринимаются, как угрожающие, то присутствуют нарушения функционирования психологической границы и несформированность её функций. Автором также отмечено, что формирование психологической границы обусловлено «особенностями самосознания и осознания окружающего мира» [3].
Итак, в заключении можно отметить, что функциональные нарушения психологической границы личности имеют место при влиянии трудной жизненной ситуации: человек склонен растворяться в собственных эмоциях или настроениях другого, внутренний мир человека не обособлен от внешнего мира. Другими словами, не выстроены функциональные органы границы человека. В следствии того, что различные уровни личностной организации (потребности, установки, состояния) приобретают негативный характер, уровень действия, каковой обнаруживает психологическая граница, носит неадекватный характер по отношению к своим возможностям, к своим мотивам и к своим ценностям.