Проблема оценки роли науки в обществе

NovaInfo 34
Опубликовано
Раздел: Философские науки
Просмотров за месяц: 0
CC BY-NC

Аннотация

Статья посвящена проблеме оценки роли науки в обществе. Быть может человек недооценивает сегодняшнюю науку и ее возможности? Если так, то данная статья поможет разобраться в ключевых моментах и направлениях, которые преследует современная наука, и добиться справедливой оценки данного явления.

Ключевые слова

НАУКА, ОБЩЕСТВО, РОЛЬ, ОЦЕНКА

Текст научной работы

Наука является важным фактором в жизни человека и социума. Она оказывает большое воздействие на различные сферы жизнедеятельности общества. «Наука – одно из высших проявлений человеческих возможностей, показатель того, на что вообще способен наш интеллект». [2, с. 1]

На сегодняшний день, как известно, мы живем в информационном обществе. В обществе, в котором использование цифровых технологий во многих сферах жизни, дает всеобщая компьютеризация. Использование таких технологий требует новых навыков, знаний и умений, которыми должна обеспечить сегодняшняя наука. Приобретенные знания дают возможность понять и объяснить изучаемые процессы, реализовать прогнозы на будущее и надлежащие практические действия. Следует сказать, что одним из главных показателей развития общества, является степень развитости науки. Помимо этого, уровень развития науки – это показатель цивилизованного, образованного, культурного, экономического, современного развития государства.

С развитием технологий человечеству с каждым годом все сложнее и сложнее представить себя без достижений современной науки. Именно поэтому наука занимает важное место во всем мире. Следовательно, и проблема оценки роли науки актуальна на сегодняшний день.

Одним из тех, кто занимался данной проблемой, является Шипов Геннадий Иванович. В своей работе «Об оценке работ по теоретической физике» он отмечает, что существует так называемое явление «групповщины», которое представляет собой особую угрозу для развития фундаментальной теоретической физики. Явление «групповщины» – это когда несколько посредственных ученых стремятся сознательно завладеть ключевыми местами в науке и начинают «самоутверждаться» путем подавления истинных талантов. Такие группы действуют в науке в основном политическими методами, они располагаются в редакциях научных журналов и в других организациях. Эти группы влияют на научную карьеру независимого ученого. В таких условиях не может идти речи ни о какой объективной оценке научной работы. [4, с. 1]

На сегодняшний день «для работы в теоретической физике важнее знание математики и почти не надо знать физики, поэтому в большинстве научных сообществ обсуждение основ физики не оценивается как научная работа и почти всегда вызывает отрицательную реакцию у аудитории». [4, с. 4]

Мамчур Елена Аркадьевна в своей работе «Образы науки в современной культуре» рассматривает более подробно два аспекта объективности научного знания:

  1. «Объективность как способность науки давать относительно истинное представление об исследуемом предмете, постигать его таким, как он есть в самой действительности. Она имеет самое непосредственное отношение к проблеме эпистемологического статуса науки». Квалифицируется как эпистемологическая объективность. [1, с. 11] Эпистемология – теория познания, исследующая специфику научного знания. «В качестве противоположной установки ей противостоит эпистемологический релятивизм». [1, с. 11]
  2. «Объективность как беспристрастность исследования, его неангажированность, как свобода от ценностей, как ценностная нейтральность науки. Она имеет отношение к вопросу о социальном и ценностном статусе науки». [1, с. 11]

Так же Мамчур Е. А. упоминает о многоликости понятия «объективность»: объективность как интерсубъективность; объективность как объектность, т. е. возможность описать объект так, как он существует сам по себе, без отсылки к наблюдателю или прибору; объективность как приемлемость научных результатов для научного сообщества. [1, с. 10] Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что оценка роли науки делается на основании совокупности различных подходов к понятию объективности.

Я считаю, что оценка роли науки в обществе зависит напрямую от технологического развития, так как среднестатистический человек, в первую очередь, пользуется и наблюдает технологические достижения науки.

В качестве обоснования своей позиции, я рассмотрю основные направления развития технологий в XXI в. Итак, основными направлениями являются – новые источники энергии, компьютеры, телекоммуникации и роботизация.

Многие специалисты утверждают, что в ближайшем будущем основной акцент в малом хозяйстве будет направлен на такие источники энергии, которые будут добывать энергию из солнечного тепла, воды и ветра. Запасы нефти многих экономически развитых стран напрямую зависят от стран-экспортеров нефти. Эта зависимость сильно влияет на внутреннюю экономическую ситуацию. Именно поэтому, перед современной наукой стоит сложная задача: найти иной подход в технологическом обеспечении энергией человеческого общества.

Следующее важное направление – компьютерные технологии. Современный человек в развивающихся и развитых стран уже не может представить свою жизнь без компьютера. Компьютер является и средством скоротать время, и средством общения, и орудием труда. Увы, есть и обратная сторона медали: технологии несовершенны и это подвергает большому испытанию нервную систему человека. Так с появлением компьютеров появились и психологические проблемы, например, «синдром компьютерного стресса». Неисправности компьютера, плохое техобслуживание, вирусные атаки и так далее, страшно разочаровывают и раздражают пользователей, что и вызывает этот синдром.

Пути совершенствования компьютерных технологий: переход в интерактивный режим всего спектра сферы услуг; формирование новой системы графического представления данных; гуманизация компьютера.

Телекоммуникации – являются третьим направлением технологического развития общества. Например, такая популярная система, как Skype, позволяет проводить переговоры и совещания без личного контакта, в интерактивном режиме. Это значительно экономит деньги и время. Также формируется новый подход к общению – это совмещение аудио и видео аспектов. Японским инженерам уже удалось создать прототип телефона будущего, в котором они совмещают аудио передачу данных и голографические технологии.

Три пути развития телекоммуникационных технологий: совмещение аудио и видео передачи данных, совершенствование интерактивного общения, совершение интерактивных технологий.

Роботизация является самым интересным, на мой взгляд, направлением в развитии технологий. Все ближе приближается к своему логичному завершению мечта человечества создать механизмы себе подобные. Роботы имеют широкое применение в опасных для человека профессиях. Например, роботов используют саперы в целях разминирования бомб, также разведывательные подразделения отправляют роботов на разведку для обнаружения противника. Процесс создания домашних роботов – помощников, не менее интересен, такие роботы способны освободить человека от ежедневных бытовых вопросов. Япония является передовым государством в сфере робототехники. Японскими инженерами уже созданы первые прототипы роботов-официантов, нянек, уборщиков, водителей и так далее.

Также роботы широко используются и в системе обучения. Например, робот-пациент, его создали как пациента зубного кабинета в целях обучения молодых стоматологов. Он вращает головой, открывает рот и даже сообщает о своем самочувствии, как живой человек.

Основные аспекты развития роботизации в XXI в. будут следующими: рабочие специальности, на которых, на сегодняшний день еще остается человек, будут заменяться роботами; робот будет являться незаменимым помощником человека по хозяйству; замена человека роботом в опасных профессиях. [3]

Все эти 4 направления в развитии науки затрагивают различные сферы жизнедеятельности общества, тем самым влияют и на оценку роли науки, которую оно дает. В особенности, на его мнение влияют следующие направления – это новые источники энергии и роботизация. Относительно первого направления можно сказать, что ученые заняты поиском альтернативных источников энергии. А ведь действительно, если задуматься о том, что все автомобили ездили бы на электричестве. Сколько бы денег тогда экономили бы автомобилисты, а самое главное прекратилось бы загрязнение воздуха выхлопными газами. Следовательно, частично решалась бы проблема загрязнения окружающей среды, с которой люди борются многие годы. Рассматривая следующее направление, а именно роботизацию, то на мой взгляд, люди особенно благодарны будут науке за то, что поле боя будущего, возможно, будет состоять из роботизированных боевых единиц и итог битвы по большому счету будет зависеть только от стратегического таланта военачальника в лиц человека. Огромную услугу оказывает наука в «лице» фирмы Yaskawa, создавая роботов-помощников, они предназначены для одиноких инвалидов и пожилых людей. Подумать только, какую огромнейшую помощь оказывают роботы-помощники людям с ограниченными возможностями.

Таким образом, решается проблема оценки роли науки в обществе.

Читайте также

Список литературы

  1. Мамчур, Е. А. Образы науки в современной культуре: Научная монография / Е. А. Мамчур. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2008. – 400 с. ISBN 978-5-88373-151-7.
  2. Сухотин, А. Парадоксы науки – М.: Москва «Молодая гвардия», 1978. – 240 с.
  3. Технологии XXI века // «Вестник промышленности и торговли» 2012, №9 http://www.concol.ru/en/analytics/we-are-in-press/28-vpirit/189-technologies-of-the-xxi-century
  4. Шипов, Г. И. Об оценке работ по теоретической физике http://shipov-vacuum.com/wp-content/uploads/2011/10/Об-оценке-работ-по-ТФ.pdf

Цитировать

Варенцова, А.О. Проблема оценки роли науки в обществе / А.О. Варенцова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 34. — URL: https://novainfo.ru/article/3653 (дата обращения: 22.01.2022).

Поделиться