Ценностно-смысловая сфера личности несовершеннолетнего правонарушителя

NovaInfo 34
Опубликовано
Раздел: Психологические науки
Просмотров за месяц: 10
CC BY-NC

Аннотация

В статье представлены особенности формирования ценностно - смысловой сферы личности; дефекты ценностно-смысловой сферы личности рассматриваются в качестве причин девиантного поведения плдростков.

Ключевые слова

ЦЕННОСТНО - СМЫСЛОВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ, ПОДРОСТКИ, ДЕФЕКТЫ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ, ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Текст научной работы

Подростковый возраст-это время бурных изменений личности, как в органическом, так и в смысловом плане. Согласно периодизации Д.Б. Эльконина подростковый возраст это период с 11 до 15 лет . В этом возрасте активно перестраивается самосознание личности, подросток обретает новые ценности и интересы. На формирование ценностно-смысловой сферы подростка значительное влияние оказывает его референтная группа. Под ее влиянием складывается круг новых интересов, формируется мировоззрение.

Исследовать ценностно-смысловую сферу подростков с правонарушениями актуально так ,как на сегодняшний день наблюдается стремительный рост детской и подростковой преступности. Необходимо наиболее полно изучить причины отклоняющегося поведения, для составления эффективных профилактических и коррекционных программ. Предупредить противоправное поведение гораздо эффективнее, чем бороться с уже имеющимися девиациями.

В статье мы рассматриваем деформацию ценностно-смысловой сферы, как основной фактор, определяющий девиантный путь развития личности. Ценностно-смысловая сфера регулирует поведение личности, является критерием выбора, нравственной оценкой поступков. Методологической основой нашей работы является теория деятельности А.Н. Леонтьева. При исследовании данной проблематики, мы опирались на положение Д.А. Леонтьева, согласно которому деформация системы ценностей и смыслов является основной причиной, определяющей девиантность подростка.

Ценностно-смысловая сфера является ядром личности и включает в себя: личностные ценности, ценностные ориентации, систему личностных смыслов. Современные авторы рассматривают систему ценностей и смыслов личности, как сложную, динамическую систему, которая имеет иерархическое строение.

Согласно А.Н. Леонтьеву понятие «ценность» содержит в себе две категории: личностный смысл и значение. [1, с.78] Д.А. Леонтьев выделяет три формы бытия ценностей: предметно воплощенные ценности, социальные идеалы, личностные идеалы. Причем, ценностные ориентации сознания не относит к форме существования ценностей. А.Н. Леонтьев считает что, ценностные ориентации — это ведущий мотив; цель, которая дает возможность отдельному человеку слиться с обществом, общественными благами; ценностная ориентация, рассматривается как жизненный мотив, который составляет смысл жизни. Участвуя в деятельности, индивид осуществляет ее, ориентируясь на ценности, которые интериоризировались в его внутренний план, в его индивидуальное сознание. Личностный смысл отражает в сознании человека значимость определенных вещей. Личностный смысл порождается в результате отношения мотива к цели, причем в большей степени смыслообразующая функция принадлежит мотиву. [2, с. 59]

С помощью психологических механизмов интериоризации, идентификации и интернализации происходит формирование ценностей и смыслов. Ценностно-смысловая сфера состоит из таких элементов как нормы, ценностные представления, личностные смыслы, ценностные ориентации, смысловые ориентации. В дошкольном возрасте (3-7 лет) усвоение норм происходит в рамках ведущего вида деятельности — в игре. В младших школьников (7-10 лет), продолжается усвоение норм и ценностей в ходе ведущего вида деятельности этого возраста — в учебной деятельности. У детей этого возраста формируется высшие чувства: интеллектуальные, эстетические, нравственные. На основе этих чувств, в дальнейшем формируются ценностные ориентации личности. В 11-15 лет меняется ценностное отношение к миру, детские ценности сменяются на взрослые. Подростковый возраст — это период, в котором формируются личностные смыслы. В период 18-23 г., формирование ценностей происходит под влиянием выбранной профессии. В дальнейшем, во взрослости, перестройки ценностно-смысловой сферы сопряжены с возрастными кризисами. [3, с. 43]

Согласно исследованиям Д.А. Леонтьева и Ю.А. Васильевой, у несовершеннолетних правонарушителей не интериоризированны большинство общечеловеческих ценностей, в мотивации подростков с девиантным поведением преобладают потребности, а не ценности. Поведение не детерминируется ценностями, носит ситуативный характер, девиантный подросток поступает «от случая к случаю»; девиантные подростки ориентированы на настоящее, у них отсутствует временная перспектива, не способны ставить перед собой цели. [4, с 89]

Уже на первом году жизни поведение ребенка регулируется его формирующейся системой смыслов, после трехлетнего возраста смысловая регуляция начинает устойчиво влиять на поведение. Соответственно, если на ранних этапах онтогенеза произошел сбой в формировании смысловой регуляции поведения, то личность пойдет по девиантному пути развития. Д.А. Леонтьев и Ю.А. Васильева полагают, что причиной нарушения в развитии смысловой регуляции поведения может быть несформированность в младенческом возрасте базовой установки на доверие к обществу, ценности которого ребенок должен интериоризировать.

Д.И. Фельдштейн полагает, что подростки с нормативным поведением, имеют четкий образ будущего, все поступки и цели носят перспективный характер, а подростки с отклоняющимся поведением имеют «ретроспективную временную ориентацию», т.е. обращены в прошлое. [5, с 67]

А.Г.Белобородов отмечает, что для девиантных подростков характерны двойные стандарты при оценке себя и других. Раздвоенность смысловой сферы правонарушителей характеризуется тем, что у них существуютразные представления о должном для себя и для других, отмечается низкая степень развития рефлексии, они неохотно разговаривают о том, что относится к их собственной личности. [6, с. 78] В ходе психологических исследования был выявлен следующий факт: деформация ценностно-смысловой сферы заключается в преобладании в ней эмоционально-отрицательных окрасок, потребности приобретают статус ценностей.

Исходя из положения о том, что причина противоправного поведения заключается в дефекте ценностно-смысловой сферы, можно сформировать следующие задачи профилактической работы: способствовать оздоровению семейного воспитания, формировать у подростков нормативно-правовые представления, основой воспитания считать формирование нравственных качеств личности. [7, с 45; 2, с. 56]

В ходе исследования данной проблематики, мы изучали деформацию ценностно-смысловой сферы несовершеннолетних правонарушителей — как причину девиантного поведения, исходя из этого положения составили следующий социально-психологический профиль подростка с девиантным типом поведения:склонность жить сегодняшним днем, отсутствие образа будущего, не способность ставить перед собой цели, негативное оценивание прошлых событий жизни, гедонизм, фатализм, преобладание материальных ценностей над духовными.

Читайте также

Список литературы

  1. Иванько Л.И. Ценностно-нормативные механизмы регуляции // Культурная деятельность: опыт социологического исследования.- М.1981.
  2. Иващенко A.B. Нравственное воспитание старшеклассников. -Минск, 1974. 104 с.
  3. Иващенко A.B., Савкина Г.П. Нравственные ценности и особенности их освоения подростками. Учебно-методическое пособие. М., 1993.- 122 с.
  4. Кон И.С. Психология юношеского возраста. М.: Просвещение, 1979.
  5. Леонтьев,Д.А.Психологиясмысла:природа,строениеидинамикасмысловой реальности / Д. А. Леонтьев. — М.: Смысл, 1999
  6. Литке С.Г. Психологическое обеспечение профилактики отклоняющегося поведения детей и подростков в образовательном пространстве: Автореф. дис. канд. психол. наук. Ярославль, 2004.
  7. Малышева Т.Е. Психологические характеристики . смысловой сферы несовершеннолетних // Материалы^ научно-практической конференции «Развитие личности в поликультурной образовательной среде». — Черкесск, 2010.

Цитировать

Фролова, Н.Д. Ценностно-смысловая сфера личности несовершеннолетнего правонарушителя / Н.Д. Фролова, Н.Д. Шумакова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 34. — URL: https://novainfo.ru/article/3679 (дата обращения: 21.01.2022).

Поделиться