В современной психологии имеется достаточно большое количество исследований, посвященных изучению интеллекта. Изначально к интеллектуальному потенциалу личности было принято относить только когнитивные способности человека. Однако на сегодняшний день в рамках общего интеллекта принято выделять несколько видовых форм: социальный интеллект (Э. Торндайк и др.), синтезированный интеллект (Ф. Дитман-Коли, П. Болтс и др.), практический интеллект (Р. Стернберг и др.), натуралистический, духовный, экзистенциальный интеллект (Х. Гарднер), профессиональный интеллект (М. Смульсон) и т.д. Наиболее распространенными в последние два десятилетия являются исследования направленные на изучение феномена «эмоциональный интеллект».
В 1985 году У. Пейн в своей работе впервые использовал термин «эмоциональный интеллект», однако наибольшей популярностью это понятие стало пользоваться в 1980-ых, 1990-ых гг., после появления докторской диссертации Р.Бар-Она (1988 г.) и статьи П. Сэловея и Дж. Майера (1990 г.).
Выделяют ряд ведущих теорий эмоционального интеллекта:
- теория эмоционально-интеллектуальных способностей Дж. Майера, П. Сэловея, Д. Карузо была представлена в 1990 г. В рамках данной модели эмоциональный интеллект понимается как набор способностей: к идентификации и выражению эмоций; к управлению эмоциями; к применению эмоциональной информации в мышлении и деятельности. Позже они уточнили предложенную модель. Эмоциональный интеллект стали трактовать как способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях: распознавать значение эмоций, их связи друг с другом, использовать эмоциональную информацию в виде основы для мышления и принятия решений.
- теория эмоциональной компетентности Д. Голмена разработана в 1995 г. Автор добавил к выделенным П. Сэловейем и Дж. Мэйером компонентам настойчивость, энтузиазм и социальные навыки. Таким образом он объединил когнитивные способности с личностными характеристиками [4,5,6].
- некогнитивная теория Р. Бар-Она, в которой эмоциональный интеллект понимается как один из важнейших факторов социальной адаптации. В рамках данной концепции об эмоциональном интеллекте говорят как о наборе когнитивных способностей, знаний и компетентностей, которые создают возможности для эффективной жизнедеятельности.
- двухкомпонентная теория Д. Люсина, в которой «эмоциональный интеллект» представляется в качестве ряда способностей необходимых для понимания своих и чужих эмоций и управления ими [8].
В связи с отсутствием единой модели эмоционального интеллекта, неопределенностью структурной организации и недостаточным конкретизированием компонентов эмоционального интеллекта, возникают сложности в проведении эмпирических исследований данного феномена. Так, например, на вопрос о возможности воздействия на уровень эмоционального интеллекта в современных теориях существует два противоположных мнения. Дж. Майэр указывает на невозможность развития эмоционального интеллекта, т.к. это относительно устойчивая способность, уровень развития которой ограничен механизмами наследственности, при этом он допускает, что в процессе обучения и тренировок можно повысить уровень эмоциональной компетентности, а именно способности распознавать свои чувства и чувства других людей с целью самомотивации и управления своими эмоциями [7]. Основным оппонентом этой позиции является Д. Голмен, который считает, что изменение уровня эмоционального интеллекта не только возможно, но и необходимо. По мнению автора это объясняется тем, , что нервные пути мозга продолжают развиваться в течение человеческой жизни.
В пользу данной теории говорят результаты эмпирических исследований Т.П. Березовской, в которых доказано, что уровень развития эмоционального интеллекта можно повысить путем специального обучения и воспитания. Автором доказано, что обучение сценической деятельности способствует повышению эмоциональной компетентности подростков: у юношей – развитию способности распознавать эмоции других людей и эмпатии, у девушек – формированию произвольности в управлении эмоциональной сферой [1].
Перед сторонниками развития эмоционального интеллекта встала задача по созданию научной основы для методов развития и предъявления тестов эмоционального интеллекта с целью его оценки [9].
В России для определения уровня эмоционального интеллекта принято использовать следующие психодиагностические методики: 1. Методика М. Холла, которую представил Е.П. Ильин (2001); 2. тест ЭмИн Д.В. Люсина основанный на его авторской модели эмоционального интеллекта (2006); 3. ЭмIQ-2 методика созданная Е.А. Орлом, доработанная В.В. Одинцовой (2006); 4. MSCEIT V2.0 тест эмоционального интеллекта Майера-Сэловея-Карузо и т.д. [10].
Таким образом, можно утверждать, что изменение уровня эмоционального интеллекта активно используется в современной психологии, например в сфере образования, организационной психологии, клинической психологии и т.д.
В современной юридической психологии так же растет число исследований по особенностям эмоционального интеллекта. Проведены исследования особенностей общего, эмоционального и социального интеллекта у женщин, находящихся в местах лишения свободы, в зависимости от характера совершенного преступления (П.С. Никитин и С.Н. Борисов). Они свидетельствуют, что среди причин деструктивного поведения осужденных в женских исправительных колониях (самоповреждения, агрессивность, конфликты с окружающими и др.) выступают дефекты в развитости у них эмпатии и толерантности, социальных и коммуникативных навыков. В исследованиях И.С. Ганишиной [2,3] прослеживается взаимосвязь между употреблением наркотических веществ и интеллектом осужденных. В публикациях Н.А. Польской актуализирована проблема изучения у осужденных женского пола развитости эмоционального интеллекта, в аспекте проявления просоциальных чувств, эмоциональной осведомленности, управления эмоциями и самомотивации. Проводятся исследования эмоционального интеллекта у сотрудников правоохранительных органов.
Несмотря на это в юридической психологии на сегодняшний день сохраняется высокий потенциал для проведения исследований в области изучения эмоционального интеллекта, с целью оптимизации межличностного взаимодействия, формирования просоциального поведения, снижения агрессивных проявлений, жестокости и т.д.