Роль преподавателя в организации самостоятельной работы студентов

NovaInfo 34, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 17
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассматривается понятие самостоятельной работы студентов и роль преподавателя в ее организации

Ключевые слова

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА, ЛИЧНОСТЬ СТУДЕНТА, РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ, ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ, КОМПОНЕНТЫ СТРУКТУРЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Текст научной работы

В настоящее время успешная подготовка высококвалифицированных специалистов может быть достигнута только в результате правильного сочетания учебных занятий под руководством преподавателя и самостоятельной работы. Значение самостоятельной работы студентов возрастает в современных условиях, ибо научно-технический прогресс требует постоянного обновления знаний. Вот почему особенно важно уделять должное внимание вопросам руководства и управления самостоятельной работой студентов, повышению ее эффективности [1].

В современных условиях все более необходимой становиться научная организация самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа является важнейшей частью учебно-воспитательной работы, главным методом глубокого и всестороннего изучения и усвоения учебного материала и находится в прямой зависимости от способности студента самостоятельно и творчески трудиться. Самостоятельная работа студентов в настоящее время является определяющей в системе высшего образования [2].

Большой интерес для преподавателей представляет вопрос о сущности самостоятельной работы студентов.

Существует мнение, рассматривающее самостоятельную работу студентов как особую форму познавательно-практической деятельности, характеризующуюся самостоятельностью мышления. Под понятием «самостоятельная работа», в данном случае подразумевается труд студентов по овладению научными знаниями и практическими навыками, их активная интеллектуальная деятельность во всех формах учебно-воспитательного процесса и научно-исследовательской работы как под непосредственным руководством преподавателя, так и без его руководства. Акцент при этом делается на «ножницы» между процессом усвоения знаний, которому обычно уделяется большое внимание, и процессом развития способности мыслить, что гораздо важнее и сложнее. То есть в данном случае самостоятельная работа рассматривается как особый вид умственной деятельности, т. е. умение слушать лекцию, анализировать выступления на семинарах и т. д. В данном случае самостоятельная работа рассматривается как мыслительный процесс, который осуществляется с помощью памяти и воспроизводящего мышления. В этом случае студент получает готовые знания, запоминает выводы, формулы, законы и затем их воспроизводит. И есть другой вид мыслительной деятельности. Он характеризуется тем, что человек добывает знания в процессе умственного поиска и самостоятельно применяет их при решении тех или других теоретических или практических задач. Ясно, что второй вид мышления более продуктивен. Благодаря ему развивается умение самостоятельно добывать знания из различных источников, сознательно применять их на практике, что ведет к глубокому познанию вопросов [3].

Таким образом, самостоятельная работа призвана не только закреплять в памяти знания, полученные при чтении литературы, но и быть творческим мыслительным процессом, прививать необходимые навыки самообразования.

И все же, по нашему мнению самостоятельную работу нельзя сводить только к самостоятельности мышления. Самостоятельная работа - это прежде всего форма учебного процесса, которая во времени и в пространстве отделена от лекций, семинаров, консультаций. Если студент после аудиторной работы не брался за книгу, то фактически самостоятельной работы не было. Более верным нам представляется следующее понимание самостоятельной работы студентов. Это такая форма учебного процесса, которая осуществляется во внеаудиторное время и в ходе которой студенты, читая и изучая литературу, осуществляют творческую, активную, напряженную умственную деятельность по овладению сущностью того или иного учебного предмета как по заданию учебного заведения, так и по собственному почину, без посторонней помощи [4].

Выделяют следующие признаки самостоятельной работы:

  1. Проводится студентами во внеаудиторное время, т. е. за пределами часов, отводимых на лекции, семинары, консультации;
  2. Ритм работы, дозировка времени на изучение вопросов устанавливается самим студентом;
  3. Осуществляется, как правило, без присутствия преподавателя, но при активном его руководстве;
  4. Главная цель самостоятельной работы студентов - приобретение и глубокое осмысление новых знаний.

Как уже отмечалось, дозировка и ритм самостоятельной работы устанавливается самим студентом. Это является немаловажным для индивидуализации процесса обучения. Как известно, лекция, читаемая в вузе, рассчитана на реально не существующего «усредненного» студента. Между тем состав студентов неоднороден. Они различаются по уровню общеобразовательной подготовки, по способностям запоминания учебного материала. Возникает противоречие между массовыми формами обучения и сугубо индивидуальными особенностями усвоения знаний студентами.

Возникает противоречие между массовыми формами обучения и сугубо индивидуальными особенностями усвоения знаний студентами.

Из всех существующих форм обучения лучше всего индивидуальные особенности студентов проявляются в процессе самостоятельной работы. Тут темп усвоения знаний, последовательность и ритм перехода от изучения одного вопроса к другому устанавливается, как правило, самим студентом соответственно его способностям. Эту важную особенность самостоятельной работы преподавателю следует учитывать в учебном процессе [3].

В связи с этим, одной из важнейших предпосылок организации самостоятельной работы в вузе является изучение личности студента. Поэтому педагогу нужно изучать личность студента, учитывать его способности, и помогать правильно организовать свою самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Для личности студента характерна самостоятельность мышления, определенность своих социальных интересов, установок и мотиваций. При этом успешность самостоятельной деятельности студентов зависит от воли личности, ее ценностной ориентации и степени развитости навыка к целеустремленной самостоятельной работе.

В свете вышеизложенного, важная роль в организации самостоятельной работы студентов принадлежит преподавателю. Он главное действующее лицо в учебном процессе. От его умения организовать самостоятельную работу зависит успех изучения науки. Помощь преподавателя студенту может осуществляться по разным каналам: методические установки на лекциях, коллективные и индивидуальные консультации, беседы, специальные занятия по методике организации и планирования самостоятельной работы и др.

Сама методика помощи студентам в самостоятельной работе должна систематически обсуждаться преподавателями, результаты ее должны обобщаться.

В структуре педагогической деятельности по организации самостоятельной работы студентов выделяют следующие компоненты [2]:

  1. Проектировочная деятельность, которая предусматривает обоснование необходимости самоорганизации, планирование работы на занятиях и во время внеаудиторных занятий, сопоставление бюджета времени самостоятельной работы по данному предмету с общим бюджетом времени, учет психологических особенностей группы студентов;
  2. Конструктивная деятельность, выбирающая методику проведения занятия, которая способствует самостоятельной работе, адаптирующая эту методику к пониманию студентов, учитывающая индивидуальные возможности учащихся, определяющая методику проведения домашней самостоятельной работы;
  3. Организаторская деятельность, позволяющая уверенно использовать традиционные методы обучения, варьировать методами обучения при наличии сложного информационного материала, осуществлять контроль над выполнением самостоятельных заданий, прививать студентам рациональные способы мышления;
  4. Коммуникативная деятельность, определяющая владение культурой речи и поведения, установление продуктивных отношений с учащимися;
  5. Гностическая деятельность, которая анализирует деятельность студентов, сопоставляет достигнутый результат с планируемым, корректирует деятельность учащихся для достижения планируемой цели, приобщает учащихся к самоанализу деятельности и результатов [2].

Таким образом, деятельность преподавателя по организации самостоятельной работы студентов целесообразно оценивать с точки зрения функционирования вышеперечисленных параметров.

Читайте также

Список литературы

  1. Пидкосистый П. И. Педагогика: Учебное пособие. М.: Гардарики. 2004. С. 528.
  2. Харламов И. Ф. Педагогика: Учебное пособие. Гардарики. 2003. С. 519.
  3. Зенкин. А.С. Самостоятельная работа студентов. Методические указания. Саранск. 2009. С. 34.
  4. Ковалевский И. Организация самостоятельной работы студента. Высшее образование в России. 2000. №1. С. 114-115.

Цитировать

Чернышева, Е.В. Роль преподавателя в организации самостоятельной работы студентов / Е.В. Чернышева, О.В. Шевченко. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 34. — URL: https://novainfo.ru/article/3697 (дата обращения: 22.05.2022).

Поделиться