Государственный контроль и применение административной ответственности в экономической сфере

NovaInfo 34
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 0
CC BY-NC

Аннотация

Данная статья посвящена детальному рассмотрению теоретических и практических вопросов применения государственного контроля и административной ответственности в сфере экономики.

Ключевые слова

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА, АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ДОЛГОСРОЧНАЯ СТРАТЕГИЯ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ, РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ

Текст научной работы

Государственный контроль – это определенная совокупность действий законодательных, исполнительных и судебных органов, обеспечивающая соблюдение законов и других правовых актов, издаваемых органами государства.

Государственное управление экономикой на современном этапе всемирно актуализировалось. Обуславливается данная ситуация рядом факторов, к числу которых относится необходимость усиления обеспечения экономической безопасности. Органы государственной власти упустили время с начала 90- х годов, когда субъектами экономических отношений была представлена свобода выбора в ходе осуществления названной деятельности. В начале реформы государство очень быстро «ушло» из экономики, тем самым нанесло удар по состоянию экономики.

Государство на момент проведения реформы ограничилось фрагментарным регулированием экономических отношений в России, когда регулировались только отдельные отрасли экономики. Данный подход говорил об отсутствии государственно-правовой политики в данной сфере.

Государственное регулирование экономики – это взаимосвязь различных составляющих, таких как финансирование, прогноз, составление плана развития, налогообложение, администрирование, контроль. Данная совокупность способ и методов регулирования оказывает влияние, регулирует весь процесс производства.

Необходимость государственного контроля экономики обусловлена тем, что именно регулирование решает проблемы, обеспечивающие стабильное развитие экономики государства.

При рассмотрении целей, механизмов регулирования экономики следует учитывать моменты исторического развития государства как системы, элементы которой взаимосвязаны и обуславливают друг друга.

Именно с появлением определенного государственного регулирования первобытный строй уступил место государственной организации общества, это связано с отрывом публичной власти от общества, возникновением социального аппарата принуждения. В дальнейшем необходимость государственного регулирования экономики связывалась с тем, что появилась необходимость обеспечения правовой основы экономических отношений, регулирующих и обеспечивающих право собственности.

В любом государстве регулирование экономики построено на изучении и анализе состояния экономических процессов, а также разработка определенных мер и способов устранения проблем.

Государственное управление экономики состоит из цепочки взаимосвязанных целей государственного регулирования – это общественно- политические, социальные, духовные, экономические, организационные, информационные, разъяснительные. Можно выделить следующие задачи государства в области регулирования экономической сферы:

  1. Определение долгосрочной стратегии экономического развития страны;
  2. Создание оптимальных условий ее реализации для создания и обеспечения устойчивого роста материального состояния граждан.

Достижение данных целей осуществляется через систему функций субъектов государственного регулирования экономики, т.е. через совокупность специальных действий, нормативно регулируемых и контролируемых государственными органами.

Среди функций, которые получили широкое признание в данной сфере, государственный контроль занимает особое место. В настоящее время число органов, осуществляющих государственный контроль, существенно возросло.

Вместе с тем нельзя утверждать, что сложилась устойчивая, стабильная система данных органов. Сегодня совершенно очевидно, что такой рост не оправдан. Это, очевидно, и явилось результатом нестабильности структуры федеральных органов исполнительной власти, которая за последние несколько лет существенно изменилась. В подобных условиях часто возникают ситуации дублирования контролирующими органами друг друга, что в дальнейшем ведет к отсутствию закрепленной компетенции.

Эта ситуация самым негативным образом отразилась на состоянии экономической безопасности. Складывалась ситуация выхода из под государственного контроля отдельных сегментов экономики. Создание системы органов государственного контроля в сфере экономики должно создаваться на основе правильного распределения компетенции между ними.

Наряду с контролем важным элементом обеспечения экономической безопасности выступают применяемые при этом средства. Эта проблема обостряется на переломе развития общества. Важно, что они должны эффективно и быстро обеспечивать экономическую безопасность, а с другой стороны - должны социально оправдывать себя.

Среди системы различных средств, применяемых для обеспечения экономической безопасности, немаловажное значение имеют меры административной ответственности. Административная ответственность обладает огромным организационным потенциалом, который способен эффективно воздействовать на участников экономических отношений. Сущность мер административной ответственности раскрывается посредством ее функций.

Самой главной функцией административной ответственности можно назвать предупредительную функцию. Данная функция морально воздействует как на лицо, которое совершило административное правонарушение, так и на других лиц с целью формирования позитивных правовых установок. Реализуется данная функция для формирования правового сознания участников экономических отношений.

Немаловажную роль играет в данном процессе карательная (штрафная) функция административной ответственности. Сущность штрафной функции несет в себе претерпевание лицом лишения личного, материального или организационного характера посредством применения административной ответственности.

На протяжении длительного периода отечественные правоведы полагали, что карательная функция чужда юридической ответственности. Но любой вид юридической ответственности влечет за собой негативные последствия. Главное определить «дозу» административного принуждения, чтобы оно смогло адекватно воздействовать на правонарушителей в сфере экономики.

Аналогичную задачу разрешает уже сам правоприменитель. Осуществляется это на стадии рассмотрения дела об административном правонарушении. Формируя санкции, законодатель преследует благую цель, заключающуюся в максимальном учете объективных и субъективных факторов, что позволяет назначить как законное, так и справедливое наказание.

Административной ответственности присуща также компенсационная функция. Здесь речь идет о возмещении ущерба за потерянное или уступленное. Административная ответственность оказывает мощное правовосстановительное воздействие, которое направлено на восстановление правового состояния, имевшего место до совершения административного правонарушения.

Учитывая специфику административных правонарушений, посягающих на экономическую безопасность, законодатель внес изменения в перечень видов административных наказаний. Речь идет о такой мере административного наказания, как дисквалификация. Дисквалификация представляет собой лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридическим лицом, входить в совет директоров, осуществлять предпринимательскую деятельность в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Как показывает мировой опыт, государство всегда в большей или меньшей степени вмешивалось в экономическую сферу. Данное вмешательство различалось лишь целями, задачами, масштабами и формами вмешательства. По мере развития экономики в различных государствах стала формироваться классическая модель взаимодействия государства и экономики, которая характеризуется гармоничным функционированием механизмов рыночной экономики.

На сегодняшний день главной задачей российской государства является качественное развитие отечественной экономики, которое происходит за счет модернизации обрабатывающих отраслей, создания новейшего оборудования, переход к инновационному технологическому производству. Выполнение данной цели возможно при грамотной сочетании государственных и рыночных методов регулирования экономики.

Подводя итог, можно сказать, что вопросы применения мер административного наказания правонарушителя, которые совершаются в экономической сфере, в ближайшее время не потеряют своей серьезности. Правоприменительная практика в настоящий момент и официальное толкование административно-правового законодательства, смогут снять остроту всей проблемы, повысят эффективность деятельности правоохранительных органов в сфере экономики.

Читайте также

Список литературы

  1. Ю.И. Чермошенцева «К вопросу о необходимости государственного регулирования экономического развития на современном этапе» // Социально-экономические явления и процессы № 5-6, 2012. С.246-252.
  2. Д.В. Нитовкин «Роль и место государственного регулирования в управлении экономикой» // Политематический сетевой электронный научный журнал аграрного университета №93 (09) 2013. С.19-26.
  3. Н.В. Макарейко «Государственный контроль и применение административной ответственности при обеспечении экономической безопасности» 2014. С. 52-60.

Цитировать

Молчанова, А.С. Государственный контроль и применение административной ответственности в экономической сфере / А.С. Молчанова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 34. — URL: https://novainfo.ru/article/3705 (дата обращения: 19.01.2022).

Поделиться