Слово как психофизиологический фактор

NovaInfo 35, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Философские науки
Просмотров за месяц: 2
CC BY-NC

Аннотация

Данная работа посвящена рассмотрению «Слова» как психофизиологического фактора, фактора влияющего на состояние человека, в целом. Мы определили, что посредством слов мы общаемся, поэтому рассмотрели также понятие «Общение» в контексте темы. Кроме того, в работе разобраны функции слова и их роль во влиянии на человека. В заключении были сделаны соответствующие выводы.

Ключевые слова

ОБЩЕНИЕ, ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР, СЛОВО, ВЛИЯНИЕ

Текст научной работы

Слово, как известно, может оживить, а может и морально убить человека. Оно является сильным средством воздействия на душу и на его настроение, физиологическое состояние, то есть психофизиологическим фактором. Посредством слов мы общаемся друг с другом, тем самым удовлетворяем потребность в общении. Некоторые авторы (Н. Ф. Добрынин, А. Г. Ковалев, А. В. Петровский) считают, что общение является специфической самостоятельной человеческой потребностью, отличной от других потребностей, хотя на практике ее нередко сводят к более частным потребностям: потребности во впечатлениях (М. Ю. Кистяковская), в безопасности (А. Пейпер), в комфорте от соприкосновения с мягким теплым телом (Х. Харлоу, М. Харлоу) и др.

Рассмотрим каждую позицию с точки зрения слова как психофизиологического фактора. Первую позицию можно считать изолированной от остальных, но это в корне не правильно, так как через общение мы обмениваемся информацией, знаниями, опытом, переживаниями, чувствами и так далее. То есть, слово не может не влиять на человека. Слово в контексте имеет особую стилистическую окраску. Если, например, ребенку сказать: «золотая голова» и «темная голова», то в первом случае выражение является тонизирующими фактором, воодушевляющим на новые свершения, то во втором – наоборот угнетающим, убивающим любое желание работать. Таким образом, приведенный взгляд не является правильным.

Согласно второй позиции, представителями которой являются Л. И. Божович и М. Ю. Кистяковская, базовая потребность, ведущая к возникновению общения, является потребность в новых впечатлениях. Трактовать данный тезис можно так, что общение есть восприятие одного субъекта другим. Информативное содержание и интонация, с которой произнесены слова, влияют на состояние субъекта по-разному. Для одних более важным являются содержательная составляющая сообщения. Для других же эмоции выражают всю суть сообщения. Но общение строится не только на составляющей «впечатления», существуют и другие смежные стороны. Приведенный точка зрения является более открытой, чем предыдущая, так как здесь мы можем говорить о взаимовлиянии субъектов через общение, главным инструментом которого будет являться слово и эмоции, в данном контексте.

Третья позиция сводит общение к безопасности. Альберт Пейпер рассматривал общение у детей, поэтому его исследования можно понять так: у младенцы на подсознательном уровне вырабатывается мысль: «где родители, там безопасность». Но не все общение можно свести только к этому. Слово в этом контексте будет ключевым психофизиологическим фактором, так как через этот инструмент можно внушить мысль о безопасности. В тоже время словом можно повлиять отрицательно и ввести человека в заблуждение – он будет чувствовать себя в опасности, даже если нет причин для беспокойства.

Последняя позиция присуща двум психологам Харлоу Х. и М.. Они утверждали, что общение сводится к соприкосновению с мягким теплым телом. Данная позиция не будет нам столь интересна, так как здесь рассматривается только физиологический фактор.

Подведем промежуточный итог. Слово является психофизиологическим фактором, оказывающим влияние на субъект, а именно: изменение самочувствия, физического и психологического состояния в процессе общения. В разделе данной науки «слово» рассматривается как фактор, влияющий на физиологические основы психологической деятельности в поведении человека.

Слово имеет некоторые функции. Рассмотрим обозначающую функцию слова или его предметную отнесенность. Данная функция, на наш взгляд, является более значимой для раскрытия темы.

Услышанное слово позволяет человеку произвольно вызывать образы соответствующих предметов, иметь дело с предметами даже в их отсутствие. Как говорят некоторые психологи, слово позволяет «удваивать» мир, иметь дело не только с наглядно воспринимаемыми, но и с вызванными во внутреннем представлении образами предметов. Поскольку в языке каждый элемент структуры имеет лишь относительно самостоятельное значение, его содержание определяется только в системе целого построения, зависит от характера контекста. Приведем примеры положительного, нейтрального и отрицательного влияния слова «дети» в различных контекстах. Первый контекст: дети – цветы жизни. Ситуация: женщина узнает о том, что она ждет ребенка, но из-за недостатка материальных средств решает сделать аборт. Придя в больницу, видит плакат с изображением счастливого малыша с данным лозунгом и решает подарить жизнь ребенку. Представление: благодаря лозунгу, женщина испытала психологическое воздействие, что послужило причиной принятия решения: рожать. Таким образом, контекст положительно повлиял на психофизиологическое состояние субъекта.

Второе контекст: «Большинство из нас становятся родителями, не перестав быть детьми» Миньон Маклофлин. Ситуация: в разговоре между отцами, играющими в машинки детей, проскользнула подобная цитата. Оба родителя улыбнулись, согласились, но предали этому особого значения. Представление: в данной ситуации контекст никак не повлиял на действия субъектов.

Третий контекст: поведение детей – отражение действий родителей. Ситуация: несколько детей играли в песочнице, один из них подошел и без спроса взял игрушку другого. Мама второго ребенка отобрала лопатку и, выкрикнула родителям первого, показывая свое негативное отношение: «Поведение детей – отражение действий родителей!», тем самым породила конфликт между семьями. Представление: в сложившейся ситуации подобная фраза негативно повлияла на отношение между субъектами, последствиями стала ссора между родителями.

Таким образом, мы рассмотрели как слово, выполняя обозначающую функцию, может стать причиной изменения поступков, отношения и мнений людей.

К психофизиологическим факторам относится общая физиологическая активность организма, влияющая на протекание психических процессов. Психофизиологическими факторами является деятельность нервной, сердечной и других систем. Все эти факторы связаны с процессами активации психики в условиях, побуждающих к кратковременным или стойким функциональным изменениям психической деятельности. Одним из психофизиологических факторов может являться слово. Используя различные параметры, можно увидеть изменения в восприятии, переработке информации, действиях, эмоциях, которые влияют на общее состояние человека и его поведении.

Читайте также

Список литературы

  1. Лекция № 10 на сайте «Студопедия» «Психофизиологические факторы».
  2. Лисина М.И. «Формирование личности ребенка в общении».

Цитировать

Покореева, И.А. Слово как психофизиологический фактор / И.А. Покореева. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 35. — URL: https://novainfo.ru/article/3739 (дата обращения: 30.09.2022).

Поделиться