Трансцендентное как предел познания: почему наука и философия не заменят религию?

NovaInfo 63, с.272-276, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Философские науки
Просмотров за месяц: 10
CC BY-NC

Аннотация

В данной статье рассматривается проблема непонимания важности религии и ошибочные попытки заменить ее философией и наукой. Цель работы - донести до читателя различность этих трех областей знания и как результат, доказательство незаменимости религии наукой и философией. Данная статья отличается конкретными наглядными примерами, что позволит без труда сделать соответствующие тематике выводы.

Ключевые слова

БОГОСЛОВИЕ, ЦЕННОСТЬ, ИСТИНА, ПОЗНАНИЕ, КУЛЬТ НАУКИ

Текст научной работы

Данная тема является актуальной, поскольку в последнее время распространены взгляды о том, что религия не нужна и одновременно с этим растет культ науки. Наука считается единственно верным образом мысли, а философия и религия отходят на задний план, создавая некий духовный кризис, из которого не выйти с помощью одних только научных обоснований. Философия и наука не могут заменить религию, поскольку рассматриваемые области знания отличаются своим предназначением и происхождением.

Само слово “наука” происходит от слова “учить”, т.е. этим изначально называлось то, чему можно научиться, и она состоит из множества отдельных частей, которые, обычно, исследуют материальный мир. “… предметом ее (науки) изучения является не мир в целом, а только его частности”(1). Человека интересует какой-то конкретный вопрос и желание заниматься им — исследовать, изучать. Человек занимается этим делом и имеет лишь общее представление о других составляющих науки. Зачастую сильное увлечение чем-то определенным порождает лишь больше непонятных моментов и человеку приходится останавливаться на составляющих и без того небольшой отрасли науки. “ И хотя наука дает средства ставить и последовательно решать проблемы (…) материальной действительности, никто не обещал, что когда-либо можно будет решить все поставленные проблемы. До сих пор наблюдалось как раз обратное: с каждым решённым вопросом вставал целый ряд новых проблем, разрастающийся, как снежный ком. ” (2).

В результате человек теряет тесную связь даже с внутренними частями своей специализации, не говоря уж о мире вообще. Миром в целом занимаются философия и религия. Религия дает самое глубокое и связное представление о мире, ответы на волнующие вопросы бытия, добра и зла и т.д. Этими вопросами религия и философия связаны очень тесно, но только философия задает эти вопросы, а религия дает ответы на них. Отвечает ли на эти вопросы философия? “ Нет, она не способна на это. Мир слишком велик для нее и слишком глубок ” (1).

У неверующего человека ответы на эти вопросы выводятся из особенностей культур, связываются с космическими понятиями, сюда присоединяются области астрологии, оккультизма, особых сил и т.д. “ … оккультные кружки сулили духовное просвещение и расширение сознания, вплоть до космического. (…) учили выходить на контакт с космосом, чтобы подзарядиться космической энергией и получать информацию от Высшего Разума” (3). У человека верующего таких вопросов в острой форме обычно не возникает. Он знает все о происхождении мира, о своих поступках и их последствиях, о влиянии мира вещественного на мир духовный и наоборот. Человек соблюдает правила своей веры и его мысли упорядочены, а это не может не привести к положительному результату. “Пусть я умру, и памяти обо мне пусть не останется, но я люблю добро, и люблю хорошее общество, и смысл моей жизни готов видеть в служении Ему” (1). Соответственно, вопрос “в чем смысл жизни” и подобные ему не горят в мыслях алым пламенем и не заставляют бросаться за ответом то в одну стихию, то в другую.

Философия занимает промежуточное положение между наукой и религией в иерархии познания мира. “Философы возвышаются над служителями науки своим желанием понять мир в его целости, но постичь эту целость они не могут” (1). По любому вопросу философия выдает огромное количество различных идей и мнений, которые по-своему верны, и все же, раз существуют другие версии, не могут быть правдой. У каждого свое мнение. И нельзя понять и принять мнение другого, если есть свое собственное, и нельзя принять его частично. “Истина, понятая частично — вещь двусмысленная и опасная. Как опасна гнилая лестница или частично правильная конструкция самолета” (1). Философия существует потому, что каждый человек может легко и довольно быстро сформулировать свою точку зрения, какой бы странной она ни была, и, в принципе, не утруждаться поиском обоснований своего взгляда. Собственно, это и незачем, ведь “занятие философией это, по меньшей мере, гимнастика для ума”(1). На атеиста философия может произвести двойственные впечатление и реакцию — положительную, при которой он найдет взаимосвязь философии с религией, или же разрушающую — человек может впасть в глубокое разочарование от жестокости и банальности будущего, что повлечет за собой апатию, равнодушие и эгоизм и др., разрушающее внутренний мир человека. “… людям, доросшим до понимания ничтожества их жизни, лишенной ее связи с Богом, не останется ничего другого, как жить жизнью…бессмысленной” (1).

Почему наука не может заменить религию, это достаточно понятно. Мир духовный и материальный несопоставимы в принципе. “… наука принципиально несамодостаточна и имеет строго очерченный круг компетенции. У неё нет права отвечать на вопросы о смысле мироздания, об объективности истины и о цели жизни” (2). Возможно, философия смогла бы заменить Богословие? Все бесконечные теории, выступления, философов и мыслителей можно описать одной фразой: “Сколько людей, столько и мнений”. Нельзя сказать “нет” и “да” каждой теории определенно, ведь если взять тот же вопрос “для чего я существую”, каждый человек даст ответ, исходя из своих приоритетов и ценностей. А религия сама по себе ценность, которая дает возможность укрепить свой духовный мир и приоткрывает дверцу в мир незримого. Подавляющее большинство людей религиозных, независимо от того, какую веру они исповедуют, ответят на ранее поставленный вопрос фразой “я служу Богу и своей Родине”, потому что Бог — это добро, любовь и мир, и истинно верующий старается дать как можно больше положительного окружающему миру. “Бог — совершенная любовь” (1). Понятия “вера” и “Родина” также часто стоят вместе, они связаны историей народов и религии.

Вернемся к сравнению философии, науки и религии. Возьмем обычного человека. Происхождение науки — от желания понять, как устроен человек, философии — от желания найти место человека в мире, а религии — укрепить духовный мир человека и стать выше материальности, потому что ответы на философские вопросы она уже дала. “… реальность Бога, который любит людей, а потому открыл им в Священном Писании, Кто Он такой, зачем создал этот мир, почему в нем возникло зло, и как надо жить людям, чтобы жить разумной и праведной жизнью” (1). В отдельных случаях религия требует колоссального труда: “… для истолкования Откровения потребовались сотни, если не тысячи богословов…” (1). И дело не в том, что непонятно написано, а в том, что наш ум далек от понимания духовного. “Какое Откровение нам ни дай, мы все равно найдем в нем изъяны” (1). Священное Писание и не нужно понимать легко и сразу. Оно нам для того, чтобы всю жизнь находить в нем что-то новое и нравственно улучшаться. Но многое зависит и от человека. “Не интересует тебя эта тема — ты и не поймешь в ней ничего” (1). Библия обладает особой объяснительной силой, и нужно уметь правильно с ней взаимодействовать. “Познать истину из Евангелия и святых Отцов, посредством чтения причаститься живущему в Евангелии и святых Отцах Святому Духу — великое счастье” (4).

Еще одна интересная особенность религии — она позволяет постоянно совершенствоваться в своей сфере. “Чем выше поднимается человек к Богу, тем шире его умственные и нравственные горизонты” (1). Будучи ученым, можно стать мастером своего дела, но старость отберет у тебя здоровое зрение, крепкие руки, речь и т.д., вплоть всего тела — человек смертен. Философия в этом плане еще может выдержать критику, но опять же, появление других аспектов в теории исключает первичные, а незалатанные дыры так и остаются чернеть. Религия потому остается самой глубокой сферой познания, что дает нечто большее, чем просто физическое здоровье и объяснения сущности мира. “Если бы человек осознал, что он не самодостаточен, что он, при всех своих науках философиях, при всем своем видимом благополучии, (…), на самом деле беспомощен, как ребенок, (…), то он стал бы искать доброго Бога. Своего Небесного Отца” (1). Вера помогает человеку в жизни и духовно совершенствует его, оказывает прямое влияние на нас и наше окружение, дает то, что присуще только религии — жизнь после жизни. Любой христианин знает, что тело — это временная оболочка, средство преображения души и духа. Косвенным любопытным фактом, доказывающем это, является то, что все люди хотя бы когда-то раз в жизни хотели летать, или видели сон, где они летели. Почему? Ведь по своей природе человек не умеет летать, с точки зрения науки. И это верно. Но откуда такие ощущения и желания? Потому что на подсознательном уровне (что является душой) мы это умеем и знаем прекрасно, но не имеем возможности воплотить и считаем это невозможным на материальном плане. Мы считаем это фантазией, и религия позволяет преодолеть эту ограниченность, что не может сделать ни наука, ни философия.

Тема незаменяемости религии наукой и философией имеет достаточно глубокое обоснование. Очевидно также, что все три вида познания чрезвычайно важны. Научный — низший из всех, и он “обслуживает материальные потребности людей и (…) дает философии и Богословию материал для осмысления” (1). Второй вид познания — это “большая попытка осмыслить все бытие в целом” (1). Третий вид познания предполагает веру в Бога, в “нечеловеческие способности” (1). Это — мощный фундамент, который занимал и занимает непоколебимую роль в истории, искусстве, культуре народов и просто в жизни людей. Только религия дает объяснение ситуациям, выходящим за рамки известного, а также оказывает огромную помощь в духовном развитии личности и творчестве. Прочувствовав всю незаменимость веры, ощущение большего предназначения, человек никогда не будет испытывать недостаток “чего-то” в своем сердце и находиться в поисках. Ему это будет ни к чему.

Читайте также

Список литературы

  1. Г. М. Шиманов “О трех видах познания”, http://shimanov.narod.ru/
  2. Евгений Селенский “О началах термодинамики, моделировании и законе бытия”, http://ruskline.ru/
  3. книга “Игумен N – От чего нас хотят спасти НЛО”, часть 2-ая, раздел “Оккультные тропинки к контактам”
  4. Игнатий Брянчанинов “Аскетические опыты”, том 1, раздел “Истина и Дух”

Цитировать

Крутикова, М.Ю. Трансцендентное как предел познания: почему наука и философия не заменят религию? / М.Ю. Крутикова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2017. — № 63. — С. 272-276. — URL: https://novainfo.ru/article/11830 (дата обращения: 21.05.2022).

Поделиться