В Российской Федерации, как в крупнейшей стране мира, на территории 85 субъектов проживают представители более 150 народов и народностей. Качество жизни каждого гражданина зависит от эффективности проведения внешней политики государства. Взаимодействие России с международными организациями - это одно из проявлений внешнеполитической функции государства. Наше государство активно взаимодействует с международными организациями, в лице его субъектов, их представительных, законодательных и исполнительных органов, неправительственных и некоммерческих организаций, национальных и культурных автономий, органов государственной власти. Очевиден тот факт, что России необходимо осуществление грамотно продуманной государственной национальной политики, ориентированной на современные условия жизни в эпоху глобализации. Государства, которые не проводят своевременную и рациональную государственную национальную политику обречены на нестабильное развитие общественных отношений государства с обществом[1]. Такая ситуация, крайне неблагоприятно может сказаться и на взаимодействии государства с международными организациями. Взаимодействие России с международными организациями, должно соответствовать духу и букве основного закона страны – Конституции РФ. По смыслу ч 4. ст. 15 Конституции РФ составной частью правовой системы России являются международные договоры. Конституция имеет всеобъемлющий характер, который затрагивает такие важные общественные сферы как: политическая, экономическая, социальная, духовная[2]. Принципы Конституции Российской Федерации и общепризнанные нормы международного права должны выступать основополагающими применительно к государственной национальной торговой политике[12]. Наряду с международным договором Российской Федерации следует применять и соответствующий внутригосударственный правовой акт, принятый для осуществления положений указанного международного договора [17]. Это необходимо для защиты национальных интересов государства, укрепления его позиций на международной арене.
Система современных взглядов, принципов и приоритетов в торгово-экономической деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере национальных торговых отношений должна учитывать необходимость обеспечения единства и целостности России в новых исторических условиях развития российской государственности, согласования общегосударственных интересов и интересов всех населяющих ее народов, налаживания их всестороннего сотрудничества, развития национальных языков и культур[8]. Развитие национальных языков и культур и их сохранение в РФ должно быть одним из важнейших приоритетов в процессе взаимодействия РФ и международных организаций.
Благодаря взаимодействию нашего государства с другими странами и международными организациями, Россия становится страной, полностью интегрированной в мировое экономическое пространство[6]. Накопленные знания и исторический опыт должны подсказывать нам, что мы должны идти путем мирного сосуществования[4]. Вместе с тем, необходимо помнить, что не всякое взаимодействие является полезным как для российской экономики, так и для государства в целом. Например, осуществление государством мер, направленных на защиту внутреннего рынка и поддержку отечественного сельскохозяйственного производства означает принятие эффективной агропродовольственной политики по защите отечественных товаропроизводителей, которая приведет к повышению качества и конкурентоспособности продукции на мировом рынке[5]. Вместе с тем, необходимо учитывать тот факт, что Россия одновременно участвует в нескольких международных экономических объединениях. Например, Российская Федерация - государство, которое наряду с Казахстаном и Белоруссией образует особую форму торгово-экономической интеграции, именуемой Таможенный союз ЕврАзЭс [10]. Особенным образом, это касается вопроса участия России в такой значительной для экономики международной организации как Всемирная торговая организация. Перед Россией остро встал вопрос об увеличении масштабов подготовки высококвалифицированных специалистов в области права и экономики ВТО. Стране нужны государственные служащие, обладающие знаниями в области европейской политики и права, налогообложения, нужны кадры для бизнеса, способные отстаивать интересы в международных спорах[3]. России не хватает торговых дипломатов даже для открытия постоянного представительства России при ВТО в Женеве[7]. Для того, чтоб стать профессионалом в своем деле, необходимо иметь не только хорошую образовательную базу, но и самому постоянно работать над совершенствованием своей квалификации, уметь самостоятельно находить и перерабатывать огромный объем информации в сфере внешнеторговой политики, научиться обобщать информацию, делать правильные выводы, уметь применять свои знания на практике. Большая роль в подготовке таких специалистов, обладающих необходимыми для этого умениями и навыками, отводится образовательным организациям[9]. Качество образовательного процесса при подготовке кадров напрямую влияет на эффективность правовой защиты национальных интересов и ведения международной экономической политики.
Важнейшей составляющей частью любой национальной экономики является сельское хозяйство. К направлениям аграрной политики в некоторых зарубежных странах относятся меры государственной поддержки по диверсификации сельскохозяйственного производства, созданию рабочих мест в сельской местности и улучшению окружающей среды[11]. На наш взгляд, для России как участницы ВТО важно не только самой следовать международным нормам и принципам, но и добиваться соблюдения другими участниками международных отношений обязательств, как перед Россией, так и перед международным сообществом в целом[13]. Это позволит укрепить верховенство права в международных отношениях.
Особую актуальность это приобретает тогда, когда мировое сообщество принимает экономические санкции в отношении нашего государства[14]. Должного внимания требует проблема эффективности деятельности судов межгосударственных объединений. Здесь следует учитывать различные факторы, в том числе, юридическую силу судебных решений. Например, решения Суда ЕврАзЭС, в отличие от решений Экономического Суда СНГ, обязательны к исполнению, что создает весомые гарантии его деятельности[15]. В нашем обществе, основанном на приоритете международных и общечеловеческих ценностей, правовая защита сельскохозяйственных товаропроизводителей должна стать одной из главных задач государства. При этом защита их прав и законных интересов должна базироваться на общепризнанных нормах и принципах международного права, а также принципах конституционного права РФ[16]. Это связано с тем, что базовую часть экономики любого государства мира составляет сельское хозяйство. Эта позиция Российской Федерации должна быть национальным интересом, который защищается во взаимоотношениях с международными организациями.
Таким образом, дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы в сфере взаимодействия Российской Федерации и международных организаций, корректировка основных направлений их взаимодействия является необходимым этапом развития российской государственности и экономической стабильности и независимости.