Эффективный контракт как средство повышения мотивации педагогических работников

№37-1,

юридические науки

В статье раскрываются ценностные смыслы системы эффективного контракта как средства повышения мотивации педагогических работников, а также выявляются проблемы перехода педагогических работников к системе эффективного контракта.

Похожие материалы

Согласно положениям «Комплексной программы повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций», начиная с конца 2014 года и до 2018 года педагогические работники должны перейти на систему эффективного контракта [2]. Эта новация в трудовом праве – не случайность.

Дело в том, что давно уже назрел ряд проблем в системе образования, одна из которых – проблема повышения оплаты труда педагогических работников. Возникает вопрос: как эту проблему решить? Просто повысить оплату труда не получается (в бюджете нет на это лишних средств). Появляется идея – перейти к системе эффективного контракта, который рассматривается многими авторами не просто как трудовой договор с педагогом, а как механизм оценки эффективности деятельности педагога для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а также меры социальной поддержки [1]. Другими словами, в эффективном контракте чётко прописано, за какой вид деятельности и в каком размере педагог может получить доплату. То есть помимо базовой оплаты труда, эффективный контракт предполагает ещё и доплату за «эффективность педагога» [4,5,6,9].

Отсюда неизбежно возникает мысль о том, что эффективный контракт – ещё и способ повышения результативности педагогического труда, поскольку он ориентирован на конкретный результат. То есть доплата предусмотрена именно за результативную, качественно выполненную работу педагога.

Рассмотрим простой пример: всем известно, что помимо преподавательской деятельности в школе педагог выполняет много других функций, например функцию классного руководителя. Только один педагог добросовестно выполняет эту обязанность: проводит классные часы, выезжает с ребятами в театры и на экскурсии, ходит в походы и так далее, а другой – всего этого не делает, либо делает крайне редко. При ныне действующей системе оплаты труда оба педагога получат одинаковую доплату за выполнение функции классного руководителя. В какой-то момент времени «добросовестному» педагогу станет ясно, что нет смысла выполнять «лишнюю» работу, если тебе за неё не платят: к сожалению, сегодня рыночные отношения проникают во все сферы деятельности, включая и педагогическую. А значит, у педагога не будет интереса к выполнению функции классного руководителя, до тех пор, пока он не будет уверен, что ему за это заплатят. Эффективный контракт в данном случае способен решить обе эти проблемы: проблему повышения мотивации педагогического работника и проблему повышения заработной платы.

В этом смысле некоторые авторы пытаются рассматривать эффективный контракт как некую сделку педагога с работодателем, где закладываются клиенто- и рынкоориентированные показатели [3,4,8]. Однако, несмотря на явный рыночный подтекст системы эффективного контракта, мы не согласимся с авторами и отметим, что в этой системе кроются глубокие ценностные смыслы. Так, повышение мотивации педагогического работника положительно скажется на всей работе образовательного учреждения в целом:

  • возможность получать достойную заработную плату приведёт к стремлению педагога лучше работать;
  • в среде педагогов появится конкуренции [4], а значит, педагог будет искать пути повышения своей профессиональной компетенции, повысится престиж педагогической профессии;
  • повышение профессиональной компетенции педагога неизбежно приведёт к повышению качества образования.

Таким образом, переход к системе эффективного контракта – это средство решения ряда глобальных проблем системы образования: проблемы заработной платы педагога, проблемы низкой мотивации педагогического работника, проблемы отсутствия престижа педагогической профессии и проблемы повышения качества образования в целом.

Однако механизм решения всех этих проблем рассмотрен для работников высших учебных заведений [3,4,5,6, 7]. Для них разрабатываются критерии оценки эффективности труда. А вот педагоги общеобразовательных учреждений остаются вне поля видения. Главной проблемой остаётся система оценки эффективности труда этой категории педагогов: по каким параметрам оценивать деятельность школьного учителя? Вопрос пока остаётся открытым и требует детальной научной и юридической проработки. В противном случае переход учителей к системе эффективного контракта останется для них просто юридической формальностью, связанной с заменой трудового договора на эффективный контракт.

Список литературы

  1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 № 2190-р «Об утверждении программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2012. – № 49. – ст.6909.
  2. Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций (утв. Правительством РФ от 28.05.2014 № 3241п-П8) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://base.consultant.ru.
  3. Белокрылова О.С. «Что ждёт высшее образование в 2014 году» или «Что такое эффективный контракт»? // Вопросы регулирования экономики. – 2013. – № 4.
  4. Начкин А.В., Зарубин. В.Г. «Эффективный контракт научно-педагогических работников: нормативное и ценностное измерение» // Учёные записки Забайкальского государственного университета. Серия: философия, социология, культурология, социальная работа. – 2013. – № 4.
  5. Боровская М.А., Масыч М.А., Шевченко И.К. «Эффективный контракт в системе стимулирования научно-педагогических работников» // Высшее образование в России. – 2013. – № 5.
  6. Петрова М., Сорвачева Ю. А., Гаркавенко Ю. А. «Эффективный контракт как средство повышения качества образовательных услуг» // Известия Петербургского университета путей сообщения.- 2015.- № 1 (42).
  7. Муравченко В.Б. Правовая регламентация субъектами Российской Федерации муниципальной службы: монография. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2006. – 199 с.
  8. Муравченко В.Б. Предмет правового регулирования муниципальной службы // Современное право. – 2008. – № 11. – С. 33-35.
  9. Муравченко В.Б. Основные понятия института муниципальной службы // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. – 2012. – № 2 (2). – С. 45-50.