Оценка и значение эффективности деятельности системы жилищно-коммунального хозяйства в России

№37-1,

политология

В статье описываются особенности эффективности деятельности ЖКХ. Выявляются проблемы оценки, предлагаются меры по преодолению этих проблем.

Похожие материалы

Институт экономической политики им. Е. Т. Гайдара в своем докладе «Экономико-политическая ситуация в России» прогнозирует рост тарифов на электроэнергию, воду, отопление и другие услуги. Эксперты института предполагают, что в ближайшее время правительство будет вынуждено решать вопрос о поэтапном отказе от тарифного регулирования цен на углеводороды и энергоресурсы на внутреннем рынке. В то же время вопрос о том, следует ли россиянам ждать значительного увеличения тарифов, активно обсуждается в различных СМИ, однако сами законодатели пока еще не озвучили ни одного конкретного заявления по этой теме. Можно предположить, что цены на жилищно-коммунальное хозяйство приравняют к европейским, дабы избежать штрафов, но в этом случае россиян ждет рост тарифов на 200% — такова средняя разница в ценах на энергоносители у нас и за рубежом[1]. Ценообразование тарифов зависит от многих критериев, в частности, от наличия в стране собственных энергоресурсов, уровня жизни населения, взятых государством социальных обязательств и других факторов[2]. Повышение цен на тарифы ЖКХ необязательно приведет к улучшению качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг. Прежде чем улучшить качество предоставляемых услуг ЖКХ необходимо провести их тщательный анализ и последующую оценку эффективности.

Под оценкой эффективности деятельности государственных и муниципальных органов принято понимать продуктивность работы, проведенной государственными и муниципальными органами в той или иной области или сфере. Результат проделанной работы оценивают по определенным критериям, но в отличие от - коммерческой организации, в которой оценка деятельности проводится по экономическим критериям типа прибыли, оценка эффективности деятельности органов жилищно-коммунального хозяйства зависит от состояния объекта, находящегося под управлением органа. В свою же очередь для того чтобы дать оценку состоянию объекта используются иные критерии (например, оценка подготовки к зиме, качество уборки во дворах и т. п), кроме того при всем этом одним из параметров, дающих ясность результативности проведенной работы органом, является мнение жителей, проживающих на данной территории, степень их удовлетворенности от проведенной работы, уровень жизни, качество и уровень обслуживания.

На данный момент в Российской Федерации не существует единой системы критерий оценки результативности работы жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) на различных уровнях.

Кроме того, отсутствует система оценок деятельности исполнительной власти. В 2007 г. издан документ, положивший основу в данной области – Указ Президента Р.Ф «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» от 26.06.07 №825. Указ содержит в себе нормы, инициирующие разработку и утверждение методики оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ. Одним из основных функций исполнительной власти является поддержка ЖКХ в хорошем состоянии, без оценки качества работы которого невозможно оценить уровень деятельности исполнительной власти субъекта РФ.

Одной из немаловажных проблем при деятельности органов ЖКХ является отсутствие единого информационного районного городского или административного центра в котором содержалась и пополнялась бы информация, содержащая проблемы жалобы граждан, это могло бы прояснить картину состояния уровня обслуживания населения сроки исполнения поручений и решения проблем, это дало бы возможность более детально анализировать и обрабатывать информацию, что в свою очередь повлекло бы за собой улучшение принимаемых управленческих решений, естественно это бы стало толчком для повышения эффективности деятельности органов ЖКХ.

Для того чтобы, судить об эффективности деятельности нужен не только сбор информации, но и ее структурированность. Необходима разработка единых критериев оценки, это позволит в краткой форме изложить руководству хозяйства для принятия им управленческих решений.

Современное российское законодательство предусматривает широкий спектр правовых механизмов воздействия на граждан и государственные органы[3]. В Республике Башкортостан Государственный комитет РБ по жилищному надзору является ответственным органом по исполнению Постановления Правительства от 23.09.10 №731 «О порядке и стандарте раскрытия организациями занимающимися вопросами ЖКХ в многоквартирных домах информации об исполненной работе». Публикация указанной информации осуществляется путем размещения информации о деятельности организации на специально предназначенном для этого сайте.

Также следует обратиться к приказу Министерства регионального развития Р.Ф №124 от 2 мая 2013 года, утвердившего официальный сайт www.reformagkh.ru, на котором следует в обязательном порядке размещать информацию, предписанную в стандартах, указанных в постановлении РБ №731. В случае, если организация нарушает сроки опубликования информации о прекращении руководства каким-либо жилым домом компания привлекается к административной ответственности. Контроль над своевременным опубликованием информации на сайт ведет надзорный орган, при обнаружении такого рода нарушения Фонд содействия реформированию ЖКХ сам вносит информацию на сайт «Реформа Жилищно-коммунального хозяйства». Рейтинг организаций, ведущих деятельность по исполнению жилищных вопросов оформляется и формируется под ведомством Фонда, в нем содержится вся информация о данных организациях, также об организациях, недобросовестно ведущих деятельность. Граждане и юридические лица могут в свободном доступе получить необходимую им информацию, в том числе о тарифах на жилищно-коммунальные услуги.

Создание центров по сбору и обработке информации представляется необходимым, также нужно проводить структуризацию информации, а также срок обновления информации на сайте должен быть как можно невелик т.к это позволило бы в краткой и ясной форме излагать информацию руководителю, дабы он принял управленческое решение, одним из критерием оценки эффективности должен стать анализ экономических затрат и результатов, а также затраченное время на устранение неполадок, экономическое состояние и т.п. В сложившейся ситуации необходимым представляется улучшение качества подготовки кадров для жилищно-коммунального хозяйства. При этом должны быть повышены требования к подготовке таких специалистов[4]. Как известно, каждый специалист привлекается обществом для решения конкретных задач, которые поставлены временем и объективной реальностью[5]. На данный момент проблема повышения качества деятельности органов ЖКХ в РФ является одной из важнейших в силу того, что погодно-климатические условия у нас не из лучших, и смена сезона предоставляет большие трудности для ЖКХ, им предстоит подготовка к сезону для того чтобы они смогли бесперебойно обеспечить жильцов необходимыми для них комфортные условия проживания.

Список литературы

  1. Чего нам ждать от ВТО? // [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.rabota.ru/research/stati_i_kommentarii/chto_nam_zhdat_ot_vto_.html (дата обращения: 25.10.2015)
  2. Иксанов Р.А. Проблемы участия России в ВТО: последствия и перспективы // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. – Краснодар: КубГАУ, 2013. – №06(90).
  3. Мухаметгалиева Ч.И., Иксанов Р.А. Административная комиссия как субъект административной юрисдикции органов местного самоуправления // Научно-популярный журнал «NovaInfo», г. Грязовец, 2015 г., №36, ст 164-167.
  4. Иксанов Р.А. Правовая защита сельскохозяйственных товаропроизводителей России в условиях участия в ВТО // Монография / Издательство ФГБОУ ВПО РИО Башкирский ГАУ, Уфа.- 2014, 150 с.
  5. Иксанов Р.А. Вопрос подготовки специалистов по правовой защите товаропроизводителей РФ в ВТО // Юрист ВУЗа – Москва, 2014, стр.54-56.