Вопросы защиты информационных ресурсов образовательного назначения

№37-1,

юридические науки

В статье описываются актуальные проблемы защиты информационных ресурсов образовательного назначения, выделяются основные типы проблем защиты информации образовательного назначения. Предлагается проведение ряда мероприятий с целью повышения степени защиты информации образовательного назначения.

Похожие материалы

Развитие информационного общества коснулось всех сфер жизни общественной деятельности, в том числе и образовательной. На сегодняшний день проблема защиты информационных ресурсов приобрела весьма важную роль. В эпоху модернизации информационных технологий информация стала более доступной, но вместе с тем и более уязвимой. Проблема защиты информационных ресурсов образовательного назначения становится довольно актуальной темой в настоящее время. Актуальность этой проблемы обуславливается следующими причинами: 1) повышение мощности современных вычислительных компьютеров, используемых в образовательных учреждениях; 2) увеличение объема информации и информационного оборота в высших учебных заведениях; 3) увеличение количества пользователей образовательными ресурсами; 4) использование в обучении программных средств, зачастую не соответствующих минимальным требованиям безопасности.

Реализация таких неотъемлемых элементов правового статуса граждан как конституционных прав на информацию, свободы преподавания и обучения должна проходить строго в рамках законодательного урегулирования. На современном этапе развития информационных отношений был принят Федеральный закон №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Этот нормативно-правовой акт принят с целью защиты информации во всех сферах жизнедеятельности нашего государства. От информации и информационных ресурсов, их состояния защищенности на сегодняшний день зависит многое, например, политическая стабильность государства и международное сотрудничество стран, национальная безопасность, частью которой является и информационная. Особым регулятором в сфере информационной безопасности выступает Доктрина информационной безопасности РФ. При решении проблем защиты информационных ресурсов образовательного назначения обычно обращаются к таким понятиям как: защита информации, информационный ресурс, образовательное назначение.

В образовательном процессе многих учебных заведениях нашего государства активно используются модульно-рейтинговые системы обучения, которые предусматривают активную работу с информационными ресурсами. Подробная и доступная информация об обучении студентов содержится на официальных сайтах высших учебных заведений. Системы обучения предполагают довольно высокую степень удобства в использовании, однако требуют достаточно большого объема времени на ввод и обработку всей информации для сотрудников высших учебных заведений и вспомогательного персонала. Библиотечные системы высших учебных заведений также активно используют современные информационные технологии. Довольно широкое распространение в последнее время получило дистанционное обучение в высших учебных заведениях. Работа с официальными сайтами и другими образовательными ресурсами высших учебных заведений приобретает все большее значение для системы российского образования. Не менее важным представляется повышение степени защищенности образовательных ресурсов от действий злоумышленников, причиняющих вред охраняемым законным интересам образовательной организации и общества в целом. Поэтому целенаправленные и непреднамеренные воздействия со стороны внешних или внутренних источников могут наносить серьезный ущерб этим интересам и представляют угрозу для безопасности человека[1].

Выделим три основных типа проблем защиты информации образовательного назначения:

  1. Нарушение режима доступа и конфиденциальности информации образовательного назначения;
  2. Искажение или замена информации образовательного назначения;
  3. Кража информации научного характера или нарушение авторского права сотрудников образовательных и научных учреждений.

С целью повышения степени защиты информации образовательного назначения необходимо создать конкретный системный подход к решению данных проблем, который заключается в проведении ряда мероприятий согласно следующим основным направлениям:

  • установление режима выполнения работ и предоставления услуг в области защиты информации образовательного назначения и персональных данных обучающихся;
  • разработка нормативных документов, которые регулируют отношения в области защиты информационных систем, вырабатывают критерии оценки степени защищенности и безопасности данных;
  • подготовка и переподготовка национальных кадров с целью работы в области информационно-правовой защиты образовательных ресурсов;
  • создание отечественной инфраструктуры разработки, производства, внедрения и эксплуатации средств охраны информации.

Вопрос подготовки специалистов в области информационно-правовой защиты ресурсов образовательного назначения также является достаточно актуальным. Такие специалисты должны не только обладать навыками работы с IT-технологиями, но и знаниями в области юриспруденции, в части образовательного и информационного права. При изучении юридических наук в вузе должен применяться творческий подход, который позволит выработать концептуально новые подходы к преподаванию юридических дисциплин, значительно расширить методику преподавания[2]. Большая роль в подготовке таких специалистов, обладающих необходимыми для этого умениями и навыками, отводится самим образовательным организациям[3]. Для того, чтобы стать профессионалом в своем деле, необходимо иметь не только хорошую образовательную базу, но и самому постоянно работать над совершенствованием своей квалификации, уметь самостоятельно находить и перерабатывать большой объем информации в сфере образовательной политики, научиться обобщать информацию, делать правильные выводы, уметь применять свои знания на практике.

В современном мире политическая и экономическая мощь государства в международных делах все более зависит не от природных ресурсов, а от знаний[5]. Модернизация современного российского образования должна проходить в строгом соответствии с сущностью образовательного процесса, с природой человека и законами его развития, с требованиями информационного мира и экономики[6]. Образовательные интересы граждан во всем мире тесным образом связаны с информацией и информационными ресурсами. Развитие образовательной системы в России реализуется в рамках международных стандартов, учитывается положительный опыт зарубежных стран в организации образовательного процесса[4]. При использовании информационных технологий самым главным критерием является доступность, а также безопасность использования информации и информационных ресурсов в образовательных учреждениях. Отдельное внимание должно уделяться проведению различных форумов и конференций по вопросам информационной безопасности, на которых организации получат возможность представить свои разработки и средства информационно-правовой защиты.

Исследовав отдельные вопросы информационно-правовой защиты ресурсов образовательного назначения, приходим к выводу, что развитие образования в современном мире будет зависеть не только от качества работы преподавателей, но и от надежных механизмов защиты информации образовательного назначения.

Список литературы

  1. Сайт сообщество взаимопомощи учителей [Электронный ресурс] URL: http://pedsovet.su/publ/44-1-0-1059 (дата обращения 19.06.2015).
  2. Сиразетдинов И.М., Иксанов Р.А. К вопросу о подготовке студентов аграрного вуза к студенческой юридической олимпиаде // «Наука и образование: актуальные вопросы модернизации» Материалы международной научно-практической internet-конференции молодых ученых, аспирантов, студентов, 27-28 марта 2013г, Уфа, БашГАУ, 2013, стр.68-70
  3. Иксанов Р.А. Вопрос подготовки специалистов по правовой защите товаропроизводителей РФ в ВТО // Юрист ВУЗа – Москва, 2014, стр.54-56
  4. Ахметшин И.И., Иксанов Р.А. Альтернативные методы разрешения конфликтных ситуаций в образовательных организациях // Российский научный электронный журнал, № 6, 2014г.
  5. Иксанов Р.А. Правовая защита сельскохозяйственных товаропроизводителей России в условиях участия в ВТО (Монография) // Издательство ФГБОУ ВПО РИО Башкирский ГАУ Уфа 2014, ст.83.
  6. Насибуллина Е.Р., Иксанов Р.А. Соотношение традиционного и личностно-ориентированного подхода в условиях современного российского образования // Научно-популярный журнал «NovaInfo», г. Грязовец, 2015 г., №32.