Разработка интерактивных упражнений в сервисе LearningApps

№37-1,

педагогические науки

В статье обоснована значимость использования в обучении интерактивных методов. Описано влияние современных информационных технологий на интерактивные методы обучения. Охарактеризован веб-сервис LearningApps и раскрыты его возможности для разработки интерактивных упражнений. Сервис LearningApps поддерживает большое количество разнообразных видов интерактивных упражнений, что в сочетании с русскоязычным интерфейсом и максимальной простотой работы в нём, делает его одним из самых популярных в педагогическом сообществе.

Похожие материалы

Компетентностный подход, реализуемый в настоящее время при организации образовательного процесса, требует от преподавателя пересмотра спектра используемых методов обучения. Приоритет в работе педагога отдается сегодня диалогическим методам обучения, совместным поискам истины, разнообразной творческой деятельности. Всё это реализуется при использовании интерактивные методов обучения.

Слово «интерактив» пришло к нам из английского от слова «interact». «Inter» – это «взаимный», «act» – действовать. Интерактивный – означает способный взаимодействовать или находиться в режиме диалога с кем-либо (человеком) или чем-либо (например, компьютером).

Интерактивные методы обучения ориентированы на активность учащихся в процессе обучения: они взаимодействуют с учителем, друг с другом, а главное с учебным содержанием – осмысливают его, выделяют проблемы, предлагают пути их решения, оценивают их состоятельность и оптимальность использования. Роль учителя при этом в сравнении с традиционными методами обучения резко меняется: активность педагога уступает место активности учащихся, задача учителя теперь – направлять познавательную деятельность учащихся на достижение поставленных целей. Разрабатывая план интерактивного занятия, учитель главным образом нацелен на разработку интерактивных упражнений и заданий для учащихся, в ходе выполнения которых учащиеся изучают новый материал.

На сегодняшний день в современной педагогике накоплено множество различных форм интерактивных упражнений и заданий: творческие задания, работа в малых группах, обучающие игры, метод проектов, дискуссии, мозговой штурм, ПОПС-формула, метод шести шляп, интервью, кейс-метод, тренинг и др. Перечень интерактивных методов обучения в настоящее время активно расширяется различными информационными технологиями, используемыми в обучении: «Интерактивные технологии тесно связаны с информационными технологиями, дистанционным образованием, с использованием Интернет-ресурсов... Уровень развития современных компьютерных телекоммуникаций позволяет участникам вступать в интерактивный диалог (письменный или устный) с реальным партнером, а также делает возможным активный обмен сообщениями между пользователем и информационной системой в режиме реального времени» [1]. Данный тезис подчеркивается и в работе Д.П. Кошевой «Формирование профессиональной компетентности учителя»: «На базе программных средств развиваются кейсовые, телекоммуникационные, сетевые технологии, позволяющие с помощью возможностей компьютерной техники и телекоммуникационных связей реализовывать в обучении принципы модульности, гибкости, интерактивности, вариативности. Это даёт возможность осуществлять трассировку обучения на диагностической основе, выстраивая индивидуальные образовательные маршруты» [4, с. 9].

В настоящее время спектр информационных технологий для сферы образования достаточно велик, но зачастую во многих образовательных учреждениях он ограничен перечнем свободного программного обеспечения. Расширить эти границы позволяют сервисы сети Интернет, которые сегодня весьма активно развиваются и ориентированы на различные потребности пользователей [3].

Данная статья посвящена анализу одного Интернет-ресурса, который позволяет преподавателю разрабатывать интерактивные упражнения для учащихся. Речь пойдет о веб-сервисе LearningApps (http://learningapps.org/).

Сервис LearningApps – прекрасный сервис для разработки разнообразных интерактивных заданий [2]. Целью его является также создание хранилища интерактивных упражнений по различным предметным областям и возможность сделать его общедоступным.

Данный сервис разрабатывается как научно-исследовательский проект Центра Педагогического колледжа информатики образования PH Bern в сотрудничестве с университетом г. Майнц и Университетом города Циттау/Гёрлиц (Германия). Сервис поддерживает несколько языков, в том числе и русский, что обеспечивает максимальное удобство работы с ним (кнопки переключения языка интерфейса располагаются в верхнем правом углу рабочего окна, рис. 1).

Интерфейс сервиса интуитивно понятен, знакомство с ним займет всего лишь несколько минут. Как это сделать наиболее оптимально? Личный опыт обучения работе с данным сервисом новых пользователей позволяет говорить о целесообразности следующей последовательности действий.

1. Начать работу следует с регистрации на сайте http://learningapps.org/, которая позволит не только просматривать коллекцию собранных интерактивных упражнений, но и создавать и сохранять свои собственные упражнения.

2. Полезным шагом будет знакомство с краткой встроенной справкой по работе с сервисом, которая доступна по кнопке «Показать помощь» в верхней левой части экрана (рис. 1).

Интерфейс сервиса LearningApps

Рис. 1. Интерфейс сервиса LearningApps

3. Следующим шагом целесообразно познакомиться с коллекцией собранных интерактивных упражнений, которая доступна по кнопке «Все упражнения» в верхней части экрана (рис. 1). В окне вкладки «Все упражнения» представлены различные предметные области (категории) (рис. 2); выбрав интересующую нас область, мы перейдем к следующей странице, на которой будут представлены конкретные темы выбранной области. Мы можем, конкретизировать свой запрос, указав в поле «Поиск» ключевые слова и уточнив интересующую нас ступень обучения. Или же мы можем познакомиться просто с популярными интерактивными упражнениями, которые находятся в разделе «Пример» и представляют собой иконки с главной страницей упражнения.

Понравившиеся интерактивные упражнения можно положить к себе в личный кабинет. Если понравилась форма интерактивного упражнения, но хочется применить её к своему учебному содержанию, можно сразу приступить к созданию своего упражнения.

Окно вкладки «Все упражнения» сервиса LearningApps

Рис. 2. Окно вкладки «Все упражнения» сервиса LearningApps

4. Чтобы увидеть все доступные формы интерактивных упражнений, следует перейти к вкладке «Новое упражнение» (рис. 1). Форм интерактивных упражнений в сервисе LearningApps очень много, они разбиты на 5 групп: выбор, распределение, последовательность, заполнение, онлайн-игры (рис. 3). Выбрав какую-либо форму интерактивного упражнения, мы можем посмотреть видео о данном упражнении, посмотреть примеры интерактивных упражнений данной формы и сразу перейти к созданию подобного упражнения (рис. 3).

Процесс создания упражнений очень простой: в соответствующие поля следует ввести название приложения, формулировку задания, добавить информационные объекты для задания (это может быть текст, картинка, а порой аудио- и видеофайлы), при желании можно внести подсказки для учащихся при выполнении вашего задания. Сразу же можно просмотреть разработанное упражнение в режиме предварительного просмотра, внести корректировки и сохранить упражнение в своём личном кабинете.

После этого сервис выдаст адрес сети Интернет, по которому с вашим упражнением могут работать ученики в режиме онлайн, имеется возможность совместного решения учащимися некоторых видов заданий.

Виды упражнений в сервисе LearningApps

Рис. 3. Виды упражнений в сервисе LearningApps

Сервис LearningApps поддерживает работу с группами учащихся. Для этого нужно обратиться к вкладке «Мои классы» (рис. 1) и создать аккаунты для своих учеников. Для ускорения работы список можно вбивать не вручную, а импортировать из другого документа. Каждому из ваших учеников будет автоматически присвоен логин и пароль, под которыми они будут заходить на сайт и выполнять или даже создавать новые упражнения. Вы можете контролировать их процесс работы, писать свои комментарии, нажав на значок конверта напротив имени учащегося.

При желании можно опубликовать своё упражнение в сети Интернет, сделав его общедоступным для других пользователей сервиса LearningApps.

В заключении, хотелось бы отметить огромный потенциал использования сервиса LearningApps для разработки интерактивных упражнений для любого учебного предмета. Разнообразные интерактивные упражнения, разработанные в данном сервисе, будут способствовать:

  • повышению мотивации и вовлеченности учащихся в решение обсуждаемых проблем;
  • активизации процесса понимания, усвоения знаний при решении задач;
  • осуществлению переноса способов деятельности в новые ситуации;
  • более гибкому и гуманному контролю за усвоенными знаниями и умениями;
  • развитию личностной рефлексии учащихся.

Список литературы

  1. Гулакова М.В., Харченко Г.И. Интерактивные методы обучения в вузе как педагогическая инновация // Концепт. - №11. – 2013 г. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/interaktivnye-metody-obucheniya-v-vuze-kak-pedagogicheskaya-innovatsiya
  2. Гайдаржи А.А., Двинянинова Е.А., Корниенко И.С., Шарыпова С.В. LearningApps – сервис для создания интерактивных заданий-тренажеров. – Режим доступа: http://it-pedagog.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=385
  3. Дронова Е.Н. Использование онлайн-редакторов при изучении прикладного программного обеспечения // Информатика и информационные технологии в образовании, науке и производстве: Волжский политехнический институт. – М.: Lennex Corp, – Издательство Нобель Пресс, 2013. – С. 25-27.
  4. Кошева Д.П. Формирование профессиональной компетентности учителя // Педагогическое образование на Алтае. – 2013. – № 1. – С. 8-13.