Стратегия формирования положительного имиджа организации

NovaInfo 37, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 8
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассмотрены факторы, составляющие имидж предприятия. Представлены проблемы в области критического анализа имеющихся на данный момент методов формирования имиджа организации. Кроме того, изучены вопросы экономической действительности имиджа предприятия с использованием маркетинговой стратегии и инновационных средств мониторинга потребительских предпочтений.

Ключевые слова

КОНКУРЕНЦИЯ, ФАКТОРЫ, ИМИДЖ, МАРКЕТИНГОВАЯ СТРАТЕГИЯ

Текст научной работы

Успех и процветание компании находятся в прямой зависимости от множества внешних и внутренних факторов, одним из которых является имидж. Сегодня вопросы, связанные с формированием имиджа, изучают ученые и маркетологи во всем мире, и Россия не стала исключением. Порядка 78% предприятий и организаций РФ целенаправленно занимаются разработкой стратегий формирования привлекательного имиджа.

Однако при этом стоит признать, что в России подобные разработки находятся в зачаточном состоянии и имеют множество спорных моментов, вот почему так высока ценность дальнейших исследований этой области.

При наличии на рынке высокой конкуренции каждая организация ставит перед собой цель удержать позиции, а также обеспечить стабильно высокую эффективность деятельности. Однако это представляется маловероятным при отсутствии наработок в сфере создания и проработки собственного имиджа как важного элемента маркетинговой кампании. Практика показывает, что такой вопрос должен находится в компетенции не рядового маркетолога, но топ-менеджмента независимо от вида деятельности фирмы.

К сожалению, применяющиеся сегодня подходы к разработке и сохранению привлекательного имиджа и стабильно хорошей репутации морально устарели и слишком стандартны, поэтому не дают желаемого результата. Вот почему становится актуальным поиск новых методов и способов формирования благоприятного образа компании в глазах потребителей и общественности.

Вообще само понятие «имидж предприятия», принятое в маркетинге, является достаточно неоднозначным и требует полного раскрытия. Так, под ним понимают совокупность из:

  • Имеющихся представлений о должном качестве выпускаемой продукции и/или услуг,
  • Кадрового потенциала компании,
  • Взаимодействием участников экономических отношений,
  • Планов по стратегическому развитию организации.

Учитывая всё вышеизложенное, под имиджем компании подразумевается эмоционально и положительно окрашенный образ организации, нередко сознательно сформированный благодаря маркетологам, который имеет определенные характеристики (специально заданные) и должный оказывать положительное психологическое влияние заданной направленности на определенные социальные категории граждан (т.н. целевые группы потребителей) с целью повышения прибыли и экономической эффективности предприятия.

Можно сказать, что имидж компании – это целостный образ, состоящих из множества элементов. В крупных корпорациях над его разработкой трудятся маркетологи, социологи, психологи, PR-специалисты и пр. [6]

К передовым методам создания имиджа, прежде всего, относятся инструменты маркетинговых коммуникаций, такие, как:

  1. Реклама,
  2. Стимулирование продаж,
  3. Продвижение компании в Интернете,
  4. Разработка собственного фирменного стиля и пр.

Эти методы широко применяются и российскими компаниями, однако они не берут в расчет стратегическую составляющую, а без неё формирование имиджа может не оправдать ожидания потребителей, что в итоге приведет к снижению продаж и падению прибыльности организации.

Поэтому имеет смысл обратить внимание на инновационный способ формирования имиджа, основанный на интерактивной системе оценки потребительских ожиданий и предпочтений. Суть такой технологии в том, что при регулярном анкетировании потребителей (раз в 1-6 месяцев) или их опросах в режиме онлайн (например, через главную страницу сайта компании) выясняется оценка клиентами важности того или иного компонента имиджа. Интерактивность как уникальная особенность этого метода дает возможность отслеживать и контролировать эффективность сформированного имиджа. Благодаря такому подходу стало возможным оперативно реагировать на изменения, достигая поставленных задач маркетинговой стратегии.

При долгосрочном стратегическом планировании опросы рекомендуется проводить не реже, чем раз в 6 месяцев, а при краткосрочном – ежемесячно. Среднесрочная стратегия подразумевает анкетирование клиентов 1-6 раз в течение полугода.

По сути, проведение подобных опросов – это не просто средство оценки состояния имиджа, но также своеобразное средство продвижения компании, поскольку потребители понимают заинтересованность предприятия в их мнении и в повышении качества своих услуг и/или товаров.

Интерактивные опросы или анкетирования могут проводиться с учетом следующих элементов имиджа:

  • Внутренний имидж. Оценивается комфорт и удовольствие от посещения магазина или офиса.
  • Имидж товара или услуги. Потребители оценивают качество, внешний вид, престижность товара, ассортимент и качество оказываемых услуг, расположение магазина, наличие стоянки и пр.
  • Имидж сотрудников. Оцениваются ненавязчивость сервиса, благожелательное отношение, вежливость, компетентность продавца.
  • Имидж покупателей. Оценивается круг клиентов, посещающих салон, магазин, офис.
  • Имидж руководителя. Опрашиваемые оценивали личность, харизму директора.

Те составляющие имиджа, которые считаются приоритетными, будут подлежать особенно пристальному вниманию и учитываться при корректировке стратегии и целей компании.

Рассмотренный инновационный метод был опробован при изучении мнения покупателей торговой компании ООО «Олвико», зарегистрированной в г.Тольятти.

При формировании анкеты-опросника была разработана оценочная шкала от 1 до 5 баллов:

  • балл – «абсолютно неважно»,
  • балла – «не очень важно»,
  • балла – «важно»,
  • балла – «достаточно важно»,
  • баллов – «очень важно».

В опросе поучаствовало 96 человек – клиентов и интернет-пользователей, заполнивших анкеты на официальном сайте ООО «Олвико».

Анализ результатов данного опроса показал, что менее всего потребители озабочены личностью руководителя организации. Не особенно важен и круг посетителей магазина, тогда как качество продукции, её широкий спектр и доброжелательное отношение сотрудников торговой точки имели для клиентов приоритетное значение. Именно эти «3 кита» и должны стать основой маркетинговой стратегии данной торговой организации.

По итогам проведенного опроса-исследования понятно, что подходы к разработке имиджа компании, как важному звену маркетинговой стратегии, могут быть самыми разными. Но при этом существуют основные, ключевые параметры, которые формируют структуру имиджа и должны быть исследованы в первую очередь.

Именно упор на проработку и развитие этих факторов имиджа предприятия станет основой для стратегического и тактического планирования маркетинговой деятельности, что в итоге положительно повлияет на эффективность организации и в целом.

Читайте также

Список литературы

  1. Важенина И.С. Имидж и репутация организации: экономическое содержание, формирование и оценка // Маркетинг в России и за рубежом. - 2010. - № 2. - С. 142
  2. Гордеева О.В. Методика и инструментальный аппарат оценки имиджеобразующих харарактеристик предприятия // Вестн. Поволжского государственного университета. Сер.: Экономика. - 2013. - №6.
  3. Киселёва С.А. Проблемы управления персоналом организации / С. А. Киселёва, А.А. Удалов, С.Ю. Шаповалов // Актуальные проблемы современной науки. 2014.№ 33. С. 106-109.
  4. Козлова Н.П. Формирование положительного имиджа и деловой репутации компании // Вестн. Астраханского государственного технического университета. Сер.: Экономика. - 2011. - № 1.
  5. Пичурин И.И. Основы маркетинга. Теория и практика: [учебное пособие] / И. И. Пичурин, О. В. Обухов, Н. Д. Эриашвили. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 381 с.
  6. Рогалева Н.Л. Современная концепция имиджа организации / Н.Л. Рогалева // Управление персоналом. 2013. № 1.

Цитировать

Гордеева, О.В. Стратегия формирования положительного имиджа организации / О.В. Гордеева, М.Д. Костин, А.А. Удалов. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 37. — URL: https://novainfo.ru/article/3890 (дата обращения: 22.05.2022).

Поделиться