Педагогический мониторинг — основополагающий аспект здоровьесберегающего образования

№50-2,

Педагогические науки

В современной педагогике существует несколько подходов к классификации здоровьесберегающих технологий. Одним из основополагающих аспектов здоровьесбережения является мониторинг психофизического здоровья учащихся. Рейтинговая система оценки знаний, умений и навыков, позволила повысить мотивацию к занятиям физической культурой, сформировать компетентность студентов в вопросах здоровьесбережения.

Похожие материалы

Физкультурно-спортивная деятельность в высшем учебном заведении является неотъемлемой частью формирования общей и профессиональной культуры личности современного специалиста. Как учебная дисциплина «Физическая культура» выступает одним из средств формирования всесторонне развитой личности, фактором укрепления здоровья и поддержания здорового образа жизни, оптимизации физического и психологического состояния студентов в процессе профессиональной подготовки, приобретения знаний и умений по использованию средств и методов физической культуры для повышения умственной и физической работоспособности.

Здоровьесберегающая педагогика по-новому выстраивает отношения между образованием и воспитанием, переводит воспитание в рамки жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и приумножение здоровья студента.

Цели здоровьесберегающих образовательных технологий обучения определяют принципы обучения, которые отражают насущные общественные потребности. Принципы выступают в ограниченном единстве, образуя систему, в которую входят общеметодические и специфические принципы, выражающие закономерности педагогики оздоровления.

Под методами здоровьесберегающих образовательных технологий обучения понимают способы применения средств, позволяющих решать задачи педагогики оздоровления. При этом применяют две группы методов: специфические (характерные только для процесса педагогики оздоровления) и общепедагогические (применяются во всех случаях обучения и воспитания).

Ни одним из методов нельзя ограничиваться в методике педагогики оздоровления как наилучшим. Только оптимально сочетание специфических и общепедагогических методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения.

Использование технологий еще не гарантирует успех, большую роль играет личностный фактор. Известно, что педагогическая практика – процесс творческий. Как отмечал А. А. Леонтьев, «нельзя выучить технологии и стать педагогом, любые технологии следует применять творчески, базируясь на основных принципах и положениях, характеризующих данную технологию, и одновременно на культурной ситуации, с которой приходится сталкиваться педагогу, а также особенностях собственной личности и личности своих учеников»[1].

В качестве структурообразующих компонентов здоровьесберегающих технологий можно выделить:

  • аксеологический, который проявляется в осознании учащимися высшей ценности здоровья, убеждённости в необходимости вести здоровый образ жизни. У студентов развивается осознанное отношение к здоровью, основанное на положительном самосохранительном поведении;
  • гносеологический связан с приобретением необходимых для здоровьесбережения знаний и умений, связанных с интересом к вопросам собственного здоровья, к изучению литературы по этой теме и различных методик по оздоровлению и укреплению организма;
  • здоровьесберегающий включает в себя систему ценностей и установок, которые формируют потребность в повышении двигательной активности, предупреждении гиподинамии и приобретении гигиенических навыков. При этом особая роль отводится физкультурно-оздоровительной деятельности, соблюдению режима дня, качеству питания, чередованию труда и отдыха, что способствует предупреждению возникновения вредных привычек и различных заболеваний;
  • эмоциональноволевой включает в себя проявление эмоциональных и волевых психологических механизмов, которые закрепляют желание вести здоровый образ жизни;
  • экологический позволяет внести в содержание здравотворческого процесса экологическую составляющую.

В современной педагогике существует несколько подходов к классификации здоровьесберегающих технологий. Некоторые из них носят преимущественно информационный характер при приоритете биологических и медицинских знаний. Наиболее проработанной и используемой в российских образовательных учреждениях является классификация, предложенная Н. К. Смирновым. Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в образовательных учреждениях¸ он выделяет несколько групп, в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно и разные формы работы [2].

К первой группе относятся медикогигиенические технологии. Это совместная деятельность администрации учебных заведений, преподавателей и медицинских работников. А также контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий. Это, прежде всего, организация медицинских кабинетов в вузах, которые осуществляют проведение прививок учащимся, оказание консультативной и неотложной помощи обратившимся, проводят мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению студентов и педагогического состава, организуют профилактические мероприятия в преддверии эпидемий (гриппа) и решают ряд других задач, относящихся к компетенции медицинской службы.

Вторую группу составляют физкультурно-оздоровительные технологии, которые направлены на физическое развитие студентов. Они реализуются на занятиях физической культуры и секциях, на внеурочных физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях.

Третья группа представлена экологическими технологиями. Они направлены на создание гармоничных с природой, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей.

В четвертую группу включены технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности. Их реализуют специалисты по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях, архитекторы, строители учебных корпусов, инженерно-технические службы, пожарные инспекции.

К пятой группе относятся здоровьесберегающие образовательные технологии, которые делятся на три подгруппы:

  • организационнопедагогические технологии, определяющие структуру учебного процесса, способствующие предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и др.;
  • психологопедагогические технологии, связанные с непосредственной работой на занятиях физической культуры. Сюда же входит и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;
  • учебновоспитательные технологии включают в себя программы, которые обучают студентов заботиться о своём здоровье, вести правильный образ жизни, отказываться от вредных привычек. Эти технологии предусматривают также проведение организационно-воспитательной работы со студентами после занятий.

Отдельное место в классификации Н. К. Смирнова занимают ещё две группы технологий, традиционно реализуемых вне образовательного учреждения, но в последнее время всё чаще включаемые во внеурочную работу вуза:

  • социальноадаптирующие и личностноразвивающие технологии – это формирование и укрепление психологического здоровья студентов, повышение ресурсов психологической адаптации личности (социально-психологические тренинги, программы социальной и семейной педагогики);
  • лечебнооздоровительные технологии составляют самостоятельные медико-педагогические области знаний: лечебную педагогику и лечебную физкультуру, воздействие которых обеспечивает восстановление физического здоровья учащихся [2].

Все вышеперечисленные здоровьесберегающие технологии дадут положительный результат только при использовании их системно и в комплексе.

В современных условиях роль физкультурно-спортивной деятельности в оздоровлении общества признаётся всеми государственными органами, и физическая культура присутствует во всех учебных планах образовательных учреждений России. Роль физического воспитания во всестороннем развитии личности студентов проявляется по трём основным направлениям.

Во-первых, оно обеспечивает сохранение и укрепление здоровья студентов, высокую степень развития двигательных качеств, приобретение знаний, умений и навыков, необходимых для успеха в будущей профессиональной деятельности.

Во-вторых, приобщает студентов к систематическим занятиям физическими упражнениями, активному участию в спортивной жизни вуза.

В-третьих, физическое воспитание содействует развитию социальной активности, оказывает влияние на формирование духовного мира, нравственное и эстетическое развитие личности студента.

Как свидетельствуют разработки некоторых исследователей в области адаптации студентов к физической культуре (Н. М. Амосов, В. К. Бальсевич, Ю.И. Евсеев, Т. Н. Леонтьева) физкультурно-оздоровительная деятельность способствует не только восполнению дефицита двигательной активности и формированию физических качеств, но и организует досуг и занятость студента, формирует такие качества личности, как собранность, целеустремленность, которые являются основополагающими для формирования ценностного отношения к своему здоровью [1].

Одним из основополагающих элементов здоровьесберегающих технологий является мониторинг психофизического здоровья учащихся, который заключается в использовании данных медицинских осмотров студентов. Осуществление мониторинга позволит выявить факторы риска, определить адаптационные возможности организма, сформировать индивидуальные нормативы и необходимый объём медицинского участия. На основе результатов медицинских осмотров должно происходить формирование групп здоровья и распределение студентов с выявленными отклонениями в состоянии физического и психического здоровья в специальные группы для проведения последующих реабилитационных мероприятий.

Мониторинг является достаточно распространенным явлением в различных областях деятельности человека. Первоначально мониторинг затрагивал сферу природных явлений и влияния на нее техногенных систем, используемых человеком. В дальнейшем мониторинг стал все более широко использоваться в гуманитарной сфере – социологии, психологии, медицине и, что особенно важно, в педагогике.

Существует ряд определений педагогического мониторинга, основная суть которых – длительное системное наблюдение за какими-либо объектами педагогической деятельности с целью оптимального выбора (корректировки) цели, задач, содержания, методов и форм организации педагогического процесса. Причем основным объектом наблюдения при проведении педагогического мониторинга является не столько процесс, сколько конечный результат этого процесса.

Мониторинг в физическом воспитании заключается в проведении наблюдений, анализа, оценки и прогноза состояния развития физических качеств. На основе мониторинга осуществляется коррекция имеющихся отклонений в физической подготовленности. Лишь регулярное получение информации о состоянии физической подготовленности делает процесс коррекции управляемым. Это объясняется тем, что в реальном процессе физического воспитания вообще и при коррекции отклонений в частности мониторинг тесным образом связан со всеми функциями управления: планированием, организацией, контролем, стимулированием. Органическая же связь мониторинга с функциями управления проявляется в том, что каждая функция управления выступает как основная точка мониторинга. При этом систематическое проведение мониторинга позволяет реализовать функцию планирования. Часто планирование в физическом воспитании сводится лишь к формальному составлению годового плана. Мониторинг же позволяет осуществлять с учетом информации о физической подготовленности целевое планирование при проведении коррекционной работы [3].

Целевое планирование ориентировано на конкретный конечный измеряемый результат. Одним из важнейших требований к цели является ее операциональность. Определить цель операционально – значит так задать характеристики, которым должен соответствовать ожидаемый результат, чтобы можно было проверить, достигнуты ли они. Показатели же физической подготовленности, фиксируемые в конкретных системах измерения (минутах, секундах, метрах и др.), безусловно, отвечают этому требованию.

При реализации функции планирования, с использованием результатов мониторинга, становится возможным осуществление функции контроля, что позволит преподавателю осуществлять систематический контроль за достижениями студентов. Это, в свою очередь, даст возможность самим занимающимся знать свои результаты, сравнивать их с имеющимися нормативными требованиями и, таким образом, объективно оценивать свои достижения. Осуществление контроля обусловливает, в свою очередь, реализацию стимулирующей и организационной функций управления коррекцией. Сущность функции стимулирования состоит в обеспечении внешнего побуждающего механизма мотивации, без которой любая деятельность не может быть эффективной. При этом, очень важно, чтобы проведение мониторинга стимулировало студентов к активным занятиям физической культурой. Получение ими информации о своих недостатках и достижениях уже само по себе является хорошим стимулом. При этом необходимо создание таких условий, при которых будет осуществляться обратная связь. На основе информации, полученной при проведении мониторинга, совершенствуются существующие формы организации занятий. В этом состоит суть функции организации. Так, для коррекции выявляемых отклонений в физической подготовленности студентов может изменяться структура учебного занятия.

Наряду со значимостью мониторинга для обеспечения управляемости процесса коррекции в физическом воспитании, следует выделить еще один аспект, тесно связанный с открывающимися перспективами реализации всех функций управления физическим воспитанием, особенно с функцией стимулирования. Это возможность осуществления коррекционного влияния на основе личностно ориентированного подхода.

Мониторинг позволяет каждому студенту систематически получать информацию о своем физическом состоянии и анализировать ее. Задаваемые нормативные требования в этом случае, при соответствующих условиях и установках, станут осознаваемыми, личностно значимыми. Установленные нормативы, таким образом, могут использоваться для постановки личных целей, собственного физического развития. Кроме того, эти нормативы при определенной педагогической интерпретации могут являться не столько целью, сколько средством, определяющим направление коррекции физического состояния.

Мониторинг психофизического здоровья студентов осуществляется путем сдачи функциональных тестов и тестов, определяющих уровень физической подготовленности. Нормативные требования тестирования едины с требованиями Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).

Рейтинговая система контроля в высшем учебном заведении строится как составляющая педагогической системы, основное назначение которой заключается в управлении качеством подготовки специалиста на всех стадиях процесса обучения. Целью внедрения рейтинговой системы контроля в учебный процесс по физическому воспитанию является обеспечение преподавателей и студентов объективной и достоверной информацией, необходимой для создания у студентов положительной мотивации к физкультурно-спортивной деятельности. Кроме того, рейтинговая система оценки является эффективным способом контроля преподавателя за учебной деятельностью студентов и, следовательно, действенным средством управления учебным процессом. Введение рейтинговой системы в процесс физического воспитания студентов преследует следующие цели:

  • регулярный текущий, промежуточный и итоговой контроль качества учебной деятельности студента;
  • объективизация оценки знаний, умений и навыков, получаемых студентами на занятиях по дисциплине «Физическая культура»;
  • повышение надежности данных мониторинга физической подготовленности студентов, полученных в ходе тестирования;
  • обеспечение обратной связи в учебном процессе по физическому воспитанию;
  • стимулирование самостоятельной работы студента по совершенствованию уровня подготовленности, посредством введения элемента состязательности в процесс занятий физической культурой;
  • повышение качества педагогической деятельности преподавателей физического воспитания.

Внедрение в образовательный процесс вуза рейтинговой системы оценки знаний, умений и навыков, позволило повысить мотивацию к занятиям физической культурой, сформировать компетентность студентов в вопросах здоровьесбережения, что в свою очередь положительно отразится на эффективности профессионального образования будущих специалистов.

Список литературы

  1. Медведева С.А. Решение задач здоровьесбережения подрастающего поколения / Инновационные технологии в физическом воспитании и спорте подрастающего поколения: материалы IV научно-практической конференции с международным участием. Москва, 15-16 мая 2014 г. М.: ПИФКиС МГПУ. 2014. С. 240-242.
  2. Смирнов Н.К. Руководство по здоровьесберегающей педагогике / Технологии здоровьесберегающего образования. М.: АРКТИ. 2008 - 288 с.
  3. Щедрина А.Г. Здоровый образ жизни: методологические, социальные, биологические, медицинские, психологические, педагогические, экологические аспекты / А.Г. Щедрина. – Новосибирск: Альфа-Виста. 2007. - 144 с.