Социальная работа с семьей как фактор успешной ресоциализации несовершеннолетних осужденных

№38-1,

психологические науки

В статье рассматривается социальная работа с семьей несовершеннолетних осужденных

Похожие материалы

Трудно найти среди специалистов, работающих с подростками в местах лишения свободы, такого, который отрицает роль семьи. Однако чаще всего обстоятельства семейной жизни остаются для специалиста всего лишь фактором того или иного «сценария» жизни подростка после освобождения. С одной стороны, специалисту не так трудно проникнуть в подноготную семейной жизни подростка [2, 3]. С другой стороны, все это знание часто оказывается невостребованным для оказания помощи подростку и его окружению. А теперь представьте себе самочувствие специалиста, который все понимает, но мало, что может изменить? Такая ситуация как нельзя лучше описывается соломоновским «Знание умножает печали» [1, 5, 7, 8]. Поэтому вокруг отношения к семье можно обнаружить так много защитных реакций и не всегда адекватных профессиональных установок.

Например, специалист может вовсе отказаться от понимания сути родительского ресурса – формальное отношение к семье проявляется в том, что сам факт наличия семьи или обоих родителей расценивается специалистом как достаточный ресурс для ре-социализации подростка. Ведь у многих подростков вовсе нет родителей. Однако семья семье рознь. Более того, отсутствие родителей не означает, что у подростка не сохранились семейные связи. Представление специалиста о семье основывается на понимании и принятии различных нестандартных вариантов семейных отношений: от заботы соседей до опеки со стороны дальних родственников [11, 13, 14]. Специалист должен опираться на понимание функций семьи и различных проблем, связанных с дисфункциональностью семьи. Именно это знание позволяет преодолеть формализм в отношении к семье.

Вырабатывается и стереотип в отношении к родителям подростка: «Раз ребенок попал в места лишения свободы – с семьей не все в порядке, семья неправильная». Предубеждение располагает специалиста к покровительственному или менторскому тону в отношении родителей в общении с родственниками подростка. Обобщенная оценка «неправильная семья» мешает пониманию того, в чем суть проблем, и какие ресурсы есть для решения этих проблем. Специалист может транслировать свои установки и непосредственно в общении с подростками: «ваши родители с вами не смогли справиться; им было не до вас и т.д.». Чтобы преодолеть эти установки, имеет смысл исходить из оценки потребностей не только подростка, но и семьи. [9, 15] Например, подросток, который освобождается в семью, где мама недавно родила малыша с проблемами, нуждается не только и не столько в прямой помощи, но опосредованной поддержке – например, через подключение семьи к центру ранней помощи.

В-третьих, подросток наделяется квази-родительскими обязательствами в отношении самого себя: «Ты понимаешь, что тебе не на кого рассчитывать, что тебе придется самому заботиться о себе и …». Такое отношение отчуждает подростка от поиска помощи со стороны других взрослых – уж если родители не могут помочь, то … Часто такое поведение специалиста может быть разблокировано – достаточно понять, какие службы и специалисты помимо колонии могут помочь подростку.

Происхождение непродуктивных установок в отношении семьи заключенного объяснимо – и поэтому специалисту не стоит ругать себя за это или вставать в позу «а что тут можно сделать» [10, 12]. Это пособие предлагает вам несколько возможных вариантов выстраивания взаимодействия с семьей и оказания помощи. Основная проблема в работе с семьей осужденного – возможность понять ситуацию и ограниченность в оказании помощи. Поэтому можно предложить три стратегии преодоления этого ограничения:

  • работа с ограниченным набором тем и проблем, без глубинного анализа семейных проблем – краткосрочная терапия, оптимизация взаимодействия в период отбывания наказания;
  • вовлечение в работу с семьей внешних служб, которые могли бы реализовать более длительную работу – опосредованная поддержка подростку через оказание помощи семье;
  • наделение подростка знаниями и навыками по преобразованию своих установок относительно жизни в семье – работа с психологической зависимостью.

Каждая стратегия складывается из определенных задач и технологий их решения.

Работа с семьей актуализирует проблему довольно низкого уровня той психологической гигиены, которая отличает население нашей страны – речь идет не о знаниях психологии и не навыках помощи, а способности к пониманию другого человека. Знать этот контекст важно – но чтобы это знание не шокировало, не делало черствым, важно помнить, что без поддержки семьи и стремления включить ее в помощь подростку, помочь будет трудно [4, 6]. Если вы хотите расположить подростка и семью жить более рационально, начните рационально относиться к работе с семейным окружением подростка.

Список литературы

  1. Акцентуации характера личности осужденных Пестриков Д.В., Шмаев И.В., Пименов В.В. Экономика и социум. 2014. № 4-4 (13). С. 374-377
  2. Арт-терапия как индивидуальная форма психокоррекционной работы с осужденными, отбывающими наказание в виде лишения свободы Пестриков Д.В., Сеник И.В., Зимаков В.В. Прикладная юридическая психология. 2014. № 2. С. 72-79.
  3. Возможность применения эмоционально-образной психотерапии в работе с осужденными в местах лишения свободы Пестриков Д.В., Сеник И.В. Прикладная юридическая психология. 2013. № 3. С. 89-96.
  4. Некоторые социально-психологические характеристики несовершеннолетних осужденных Литвишков В.М., Пестриков Д.В. NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 30. С. 190-194.
  5. Особенности психологического сопровождения осужденных, состоящих на профилактическом учете, распространяющие экстремистскую идеологию Пестриков Д.В., Сеник И.В. Прикладная юридическая психология. 2015. № 2. С. 74-82.
  6. Особенности психологической подготовки осужденных к освобождению Пестриков Д.В., Сеник И.В. NovaInfo.Ru. 2015. Т. 2. № 31. С. 404-408.
  7. Особенности работы пенитенциарных психологов с осужденными Пестриков Д.В. NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 30. С. 352-356.
  8. Особенности ролевого поведения осужденных Датий А.В., Пестриков Д.В. Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2015. № 2 (30). С. 67-70.
  9. Поведение несовершеннолетних осужденных в процессе отбывания наказания в ВК Пименов В.В., Пестриков Д.В., Шмаев И.В. Экономика и социум. 2014. № 4-4 (13). С. 400-403.
  10. Практикум по правовой превентивной психологии Пестриков Д.В. курс лекций / Д. В. Пестриков, И. В. Михалева, Г. К. Корнеева ; Федеральная служба исполнения наказаний, Акад. права и упр.. Рязань, 2010.
  11. Применение арт-терапии в работе с осужденными Пестриков Д.В., Сеник И.В. NovaInfo.Ru. 2015. Т. 2. № 31. С. 393-396.
  12. Психологические особенности и меры профилактики суицидального поведения осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы Пестриков Д.В., Сеник И.В. NovaInfo.Ru. 2015. Т. 2. № 31. С. 396-400.
  13. Психологические особенности смысловой сферы личности ВИЧ-инфицированных осужденных Корнеева Г.К., Пестриков Д.В. NovaInfo.Ru. 2015. Т. 2. № 32. С. 316-320.
  14. Психологическое обеспечение профилактики правонарушений несовершеннолетних осужденных Шмаев И.В., Пестриков Д.В., Пименов В.В. Экономика и социум. 2014. № 4-5 (13). С. 474-477.
  15. Социально-психологические особенности взаимоотношений несовершеннолетних осужденных, содержащихся в воспитательных колониях Литвишков В.М., Пестриков Д.В. NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 30. С. 319-324.