Социально-психологическая работа по подготовке осужденных к жизни на свободе включает в себя следующие направления [6, 8, 10]:
- нравственная подготовка – работа сотрудников, направленная на приведение в готовность положительных нравственных убеждений, чувств и привычек освобождаемого.
- психологическая подготовка – заключается в активизации способностей осужденного, формирование у него готовности жить и действовать в соответствии с правовыми нормами. Основная задача – помочь осужденному быстрее включиться в ритм жизни общества.
- практическая подготовка – включает в себя приобретение осужденными профессиональных знаний, практических навыков, умений в определенной специальности.
Для решения данного вопроса необходимо создание в воспитательных колониях реабилитационных центров, перевод в которые должен осуществляться за 6-9 месяц до окончания срока наказания [1, 21, 23]. Основой работы центра являются не только подготовка осужденных в профессиональном плане к адаптации в будущей жизни, но и большая психолого-педагогическая работа, которая проводится психологами, воспитателями, мастерами производства и другими сотрудниками. Осужденным должен обеспечиваться полноценный досуг, который реализован в специальных подпрограммах студий. Для более эффективной работы в данном направлении необходимо развитие в единстве и взаимосвязи социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными в направлении обеспечения ресоциализации осужденных, освоения ими основных социальных функций как необходимого условия исправления и успешной адаптации в обществе после освобождения. Большой и действенной помощью в данном направлении должно стать психологическое обследование осужденного.
За такими участками реабилитации должны быть закреплены наиболее опытные сотрудники учреждения. Это повлечет за собой увеличение штатов психологической и социальных служб. Создание службы, которая будет сопровождать освободившегося гражданина хотя бы в первый год его жизни на свободе.
Всесторонняя подготовка к жизни на свободе позволит воспитанникам определить свое место в современном обществе, найти верные пути решения возникающих проблем. Что в свою очередь дает право надеяться на то, что воспитанники станут полноценными гражданами своей страны.
При определении степени вероятности ресоциализации несовершеннолетнего осужденного главенствующую роль играют социально-бытовые условия, в которых он окажется после освобождения.
После отбытия срока наказания, как правило, несовершеннолетний, сразу по освобождении оказывается в трудных социальных условиях. Можно выделить две основные группы таких лиц [11, 12, 14, 15]:
- желающие, но не имеющие возможностей вернуться к нормальному образу жизни, в силу объективных причин. Таких как – затруднения с трудоустройством, а также жилищные, медицинские, семейные и иные значимые социальные проблемы, возникающие по отбытии уголовного наказания в виде лишения свободы;
- лица со стабильными антисоциальными установками, стремящиеся в любых условиях удовлетворять свои нужды преимущественно незаконными способами. Данная категория представляет наибольшую общественную опасность. Её представители постоянно нагнетают криминальный фон, дестабилизируют нормальную жизнь законопослушных граждан, становятся катализаторами вовлечения в противоправную деятельность новых участников, формируют основу организованной преступности.
На наш взгляд, к первой группе относятся те осужденные, которые успешно прошли этап ресоциализации в местах лишения свободы и именно они нуждаются в поддержке общества, именно они могут стать полноценными его членами.
Направленность поведения лиц, отбывших уголовные наказания в виде лишения свободы, в период, последующий за освобождением, во многом предопределяется установками, которые уже сформировались в их сознании на предшествующих этапах. Эти установки предрешают, к какой из двух вышеназванных категорий данные лица будут тяготеть, а значит и отношение к ним со стороны органов власти и общества [16, 18, 19].
Тем, кто желает вернуться к нормальному образу жизни, безусловно, необходимо оказывать всестороннюю помощь. При этом в целях достижения наибольшей эффективности их ресоциализации, необходима специализированная служба, которая занималась бы правоприменительной практикой в данных сферах. Осуществление эффективного процесса ресоциализации возможно при соответствующей политике государства, создании, развитии и функционировании соответствующих институтов. Правовое обеспечение ресоциализации и внедрение службы, занимающейся ресоциализацией, является основным условием ее эффективности. Необходимость создания специализированной службы, занимающейся ресоциализацией (постпенитенциарной адаптацией, реабилитацией) очевидна.
На наш взгляд комплексное решение обозначенных проблем должно быть поручено единой специализированной службе, аналоги которой за рубежом именуются «службой пробации» [20, 24, 25].
«Пробация» (от латинского «probatio» – испытание) – юридический термин, использующийся в международной практике применительно к службе, которая исторически создавалась в целях организации работы с осужденными к наказаниям, не связанным с лишением свободы, либо условно-досрочно освобожденными из мест лишения свободы. В дальнейшем в некоторых странах службе пробации были переданы функции социально-реабилитационной деятельности по отношению к более широкому кругу граждан, которые, столкнувшись с уголовным правоприменением, стали нуждаться в подобного рода содействии.
Согласно международной практике ведомственная принадлежность и функциональные обязанности сотрудников пробации могут быть достаточно разнообразными.
Например, в Чехии, где служба пробации создана в 1994 году, её представители являются сотрудниками суда.
Созданная в 2009 году в Республике Молдова служба пробации ограничивается работой с условно осужденными и условно-досрочно освобожденными.
В Германии осужденных к освобождению, когда он еще находится в стенах исправительного учреждения. С ними проводятся индивидуальные беседы и консультации в первую очередь по приобретению профессии, поиска работы, жилья и средств на проживание после освобождения. Помимо этого. Существуют различные федеральные ведомства по труду, которые активно взаимодействуют с тюрьмами по вопросам профессионального образования и трудоустройства [3, 5, 15, 23].
На наш взгляд, для контроля за несовершеннолетними осужденными, освобожденными из ВК, необходимо создание единой службы. Данная служба должна решать следующие задачи:
- осуществлять предварительную работу с родственниками осужденного;
- оказывать помощь в социальной реабилитации;
- помощь в решении бытовых вопросов;
- оказание психологической помощи и т.д.
Таким образом, будет создана система постпенитенциарной помощи освободившимся подросткам, к работе которой должны привлекаться органы местного самоуправления и негосударственные организации (с учетом международных стандартов и зарубежного опыта).
Единой службой (службой пробации) должно стать структурное подразделение ФСИН России, как нам представляется уголовно-исполнительные инспекции.
Заблаговременная, до освобождения, совместная работа сотрудников уголовно-исполнительной системы с администраций ВК, с осужденными и их родными, несомненно даст положительный результат.
Совместная работа в данном направлении должна начинаться за 9-12 месяцев до освобождения. Сотрудник службы пробации должен обладать полной информацией об осужденном (уровень образования, полученные специальности) для возможности оказания реальной помощи после освобождении. Инспекции должны заблаговременно уведомляться о фактах освобождения из мест лишения свободы осужденных, а сами несовершеннолетние становиться на учет после освобождения.
Предварительное уведомление инспекций позволит наладить контакт с родными осужденного, а также привлекать государственные и негосударственные организации к осуществлению контроля и помощи после освобождения.
Таким образом, сотрудник службы пробации становится связующим звеном между работниками воспитательной колонии и службами призванными заниматься дальнейшим устройством освободившегося осужденного.
В соответствии с действующим законодательством социальный работник за 6 месяцев до конца срока наказания в органы местного самоуправления и федеральной службы занятости направляет письма с уведомлением об освобождении осужденного, наличии у него жилья, трудоспособности и имеющихся специальностях. В органы внутренних дел по месту жительства осужденного направляются запросы с просьбой проверить возможность проживания несовершеннолетнего по указанному адресу [2, 3, 5].
Однако полностью выполняются требования данного закона фактически лишь одной стороной – учреждениями УИС, другая же сторона – службы занятости, органов местного самоуправления и органы внутренних дел не выполняют свои функции в полном объеме по трудовому и бытовому устройству несовершеннолетних, освободившихся из мест лишения свободы.
В своих ответах на запросы территориальные службы занятости не осуществляют индивидуального подхода, а пишут шаблонную формулировку: при обращении будут оказаны услуги в трудоустройстве.
Органы внутренних дел, как правило, отвечают о возможности проживания по указанному адресу. Но зачастую и в этом случаи мы сталкиваемся с недобросовестностью сотрудников. Как может несовершеннолетний проживать в квартире, в которой родители устроили «притон»? На что он будет жить до того как устроится на работу, не совершит ли он повторное преступление попав под влияние взрослых ведущих аморальный образ жизни?
Отсутствие концепции постпенитенциарной социальной реабилитации, государственной политики в отношении несовершеннолетних осужденных освобождаемых из мест лишения свободы и соответствующей законодательной базы увеличивает вероятность рецидивной преступности и сводит на нет работу сотрудников воспитательной колонии [4, 9, 13, 17, 22].
На наш взгляд, сопровождение осужденного задолго до конца срока даст возможность реально решить вопросы его бытового и трудового устройства. Это даст возможность подходить индивидуально к вопросу ресоциализации каждого осужденного. Например, осужденному нецелесообразно проживать с родителями, тогда необходимо решать вопрос о его дальнейшей судьбе в двух направлениях: лишение родителей родительских прав и трудоустройство осужденного, на предприятие имеющем общежитие для работников.
В любом случае должна быть служба, которая продолжит работу проводимую в учреждении по ресоциализации, которая поможет решить проблемы с которыми может столкнуться несовершеннолетний осужденный после освобождения.
Как было уже отмечено уровень ресоциализации осужденных, то есть степень их исправления, готовность вести законопослушный образ жизни должен являться основным показателем оценки деятельности воспитательных колоний.