Социально-полезные связи несовершеннолетних осужденных и роль семьи в их структуре

№38-1,

психологические науки

В статье рассматривается вопрос социально полезных связей

Похожие материалы

Объектами социально-полезных связей несовершеннолетнего осужденного могут быть не только члены его семьи и другие родственники и близкие, но и представители бывшего трудового или учебного коллектива, общественных организаций, органов власти и самоуправления и др.[1, 2, 3, 5].

Поддержание социально-полезных связей весьма важно для осужденных, поскольку в условиях, когда они лишены доступа ко многим значимым для них ценностям, объект связей воспринимается ими как значимая ценность, избавляющая человека от апатии, агрессивного поведения.

Необходимость и важность организации работы в данном направлении, а именно «содействие в восстановлении и укреплении социально полезных связей осужденных...», отражены в приказе Минюста РФ от 30.12.2005 г. № 262 "Об утверждении Положения о группе социальной защиты осужденных исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы". [17,18, 19] Тем более, важное значение, эта работа приобретает, когда речь идет о подростках.

Семья и родственники играют ведущую роль в структуре социально полезных связей [4, 6, 7, 8].

Работа с семьей подростка, пребывающего в местах лишения свободы, направлена на оснащение его жизни в период отбывания наказания и после освобождения дополнительными ресурсами [12, 13]. Такими ресурсами может стать понимание и поддержка со стороны родителей; способность родственников контролировать подростка; усиление ценности семейных отношений у подростка; оптимизация круга значимых людей; преодоление психологической зависимости членов семьи и т.д. [14, 15, 16]

Учитывая изложенное, можно определить и задачи социального работника, стремящегося установить, сохранить и развить социально полезные связи [9, 10, 11]:

  • оценка полезности связи и в соответствии с полученной оценкой принятие мер к ее блокированию, изменению или развитию;
  • определение внутренних социальных и нравственных резервов осужденного в целях повышения уровня связи, наличия возможностей для развития связи у ее объекта;
  • помощь осужденному в оценке объекта связи, раскрытие перед ним возможных перспектив поддержания связи с данным объектом;
  • оказание социально-психологической защиты осужденному при крушении социально полезных связей путем замещения ценностей, нахождения иного объекта связи или вступления в контакт с прежним объектом с целью изменить его поведение;
  • содействие в розыске или подыскании объекта (например, помощь, в поиске родственника или друга, координаты которого неизвестны);
  • оказание содействия в развитии навыков социального самоконтроля;
  • помощь в устранении препятствий к установлению и поддержанию социально полезных связей.

Именно при непосредственном, продолжительном и постоянном контакте с родственниками осужденных, можно осуществить объективную социальную диагностику и реализовать необходимое позитивное воздействие на семью, а через нее на личность осужденного.

Список литературы

  1. Акцентуации характера личности осужденных Пестриков Д.В., Шмаев И.В., Пименов В.В. Экономика и социум. 2014. № 4-4 (13). С. 374-377
  2. Арт-терапия как индивидуальная форма психокоррекционной работы с осужденными, отбывающими наказание в виде лишения свободы Пестриков Д.В., Сеник И.В., Зимаков В.В. Прикладная юридическая психология. 2014. № 2. С. 72-79.
  3. Возможность применения эмоционально-образной психотерапии в работе с осужденными в местах лишения свободы Пестриков Д.В., Сеник И.В. Прикладная юридическая психология. 2013. № 3. С. 89-96.
  4. Гуманистическая направленность личности осужденных молодежного возраста Полянин Н.А. novainfo.ru. 2015. т. 1. № 31. с. 239-243.
  5. Некоторые социально-психологические характеристики несовершеннолетних осужденных Литвишков В.М., Пестриков Д.В. NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 30. С. 190-194.
  6. Особенности психологического сопровождения осужденных, состоящих на профилактическом учете, распространяющие экстремистскую идеологию Пестриков Д.В., Сеник И.В. Прикладная юридическая психология. 2015. № 2. С. 74-82.
  7. Особенности психологической подготовки осужденных к освобождению Пестриков Д.В., Сеник И.В. NovaInfo.Ru. 2015. Т. 2. № 31. С. 404-408.
  8. Особенности работы пенитенциарных психологов с осужденными Пестриков Д.В. NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 30. С. 352-356.
  9. Особенности ролевого поведения осужденных Датий А.В., Пестриков Д.В. Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2015. № 2 (30). С. 67-70.
  10. Поведение несовершеннолетних осужденных в процессе отбывания наказания в ВК Пименов В.В., Пестриков Д.В., Шмаев И.В. Экономика и социум. 2014. № 4-4 (13). С. 400-403.
  11. Практикум по правовой превентивной психологии Пестриков Д.В. курс лекций / Д. В. Пестриков, И. В. Михалева, Г. К. Корнеева ; Федеральная служба исполнения наказаний, Акад. права и упр.. Рязань, 2010.
  12. Применение арт-терапии в работе с осужденными Пестриков Д.В., Сеник И.В. NovaInfo.Ru. 2015. Т. 2. № 31. С. 393-396.
  13. Психологическая коррекция личности несовершеннолетних правонарушителей Майоров О.А., Полянин Н.А. novainfo.ru. 2015. т. 2. № 30. с. 312-316.
  14. Психологические особенности воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными Лисник Ю.С., Полянин Н.А. novainfo.ru. 2015. т. 1. № 30. с. 329-333.
  15. Психологические особенности и меры профилактики суицидального поведения осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы Пестриков Д.В., Сеник И.В. NovaInfo.Ru. 2015. Т. 2. № 31. С. 396-400.
  16. Психологические особенности смысловой сферы личности ВИЧ-инфицированных осужденных Корнеева Г.К., Пестриков Д.В. NovaInfo.Ru. 2015. Т. 2. № 32. С. 316-320.
  17. Психологическое обеспечение профилактики правонарушений несовершеннолетних осужденных Шмаев И.В., Пестриков Д.В., Пименов В.В. Экономика и социум. 2014. № 4-5 (13). С. 474-477.
  18. Социально-психологические особенности взаимоотношений несовершеннолетних осужденных, содержащихся в воспитательных колониях Литвишков В.М., Пестриков Д.В. NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 30. С. 319-324.
  19. Уровень агрессивности и конфликтность личности (на примере несовершеннолетних осужденных женского пола) Лисник Ю.С., Полянин Н.А. novainfo.ru. 2015. т. 2. № 30. с. 340-345.