Спортивные соревнования в педагогическом вузе как средство и метод общей физической, профессионально-прикладной, спортивной подготовки и контроль их эффективности

№38-1,

педагогические науки

Участие студентов педагогического вуза в соревнованиях обусловлено, в первую очередь, качеством физической и функциональной подготовленности. Общефизическая, спортивная и прикладная подготовка студентов осуществляется в учебно-тренировочном процессе спортивного клуба. Интеграция спорта, музыки, танцев, хорового пения повышает интерес к занятиям спортом, самореализации и социальному престижу личности

Похожие материалы

Актуальность

Развитие физических качеств и функциональной подготовки студенческой молодежи, средствами физической культуры и соревновательной деятельности не оспаривается ни в теории физической культуре, ни в педагогической практике. Однако, в настоящее время, как указывают В.К. Бальсевич [1], П. Б. Волков [5], Е.В. Дивинская [6] процесс спортивной подготовки перспективно осуществлять в целевых аудиториях, исходя из целей и задач занимающихся спортом, интересов и склонностей и т.п.

Универсальной особенностью спортивной подготовки является тренировочный эффект, т.е. занятия физической культурой основываются на тренировке. Усиливая тренировочную направленность занятий физической культурой, следует выбрать методы и средства контроля, подтверждающие их эффективность. Решению данной проблемы способствуют спортивные соревнования, которые, в свою очередь, являются логическим продолжением тренировочной деятельности и являются средством контроля эффективности учебно-тренировочной работы в конкретном учреждении, организации.

Цель - обосновать эффективность спортивных соревнований как средств и методов общей физической, профессионально-прикладной, спортивной подготовки и контроль их эффективности в учебно-тренировочном процессе педагогического вуза.

Анализ литературных источников по проблеме исследования позволил акцентировать внимание на средствах и методах общей физической, профессионально-прикладной и спортивной подготовки. Для характеристики средств и методов рассмотрим понятия: общая физическая, профессионально-прикладная и спортивная подготовка.

С общей физической подготовкой, по утверждению Ю.Ф. Курамшина, связано достижение физического совершенства индивида - уровня здоровья, развития физических и функциональных способностей, соответствующих требованиям разнообразной деятельности во всех сферах общественной жизни. Задачи общей физической подготовки следующие: гармоничное развитие телесности; формирование общей выносливости; развитие скоростных способностей; увеличение подвижности суставов, эластичности мышц; совершенствование координации движений; приобретение умения выполнять движения без излишних напряжений, овладеть умением расслабляться учебно-тренировочной [8, с. 124-136].

Общая физическая подготовка, по мнению Л.И. Костюниной, обеспечивает всестороннее развитие людей и создает предпосылки для наиболее эффективного проявления физических качеств в видах спорта [7, с. 32]. С помощью общей физической подготовки, подчеркивает В.Д. Паначев, решаются также задачи восстановления функциональных систем организма после интенсивных нагрузок, переключения на другой характер работы для снятия эмоционального утомления [10, с. 28-32].

Иное значение в физической подготовке принадлежит спортивной подготовке. Спортивная подготовка связана с тренировочным и соревновательным процессами. Ее цель совершенствование спортивного мастерства, повышение спортивных результатов. Специальная физическая подготовка, как отмечают Л.И. Лубышева, Т.А. Полякова, играет ведущую роль в формировании двигательных способностей индивидов и находится в прямой зависимости от показателей физической нагрузки и психической напряженности. Осуществляется она в тесной связи с овладением и совершенствованием двигательных навыков и умений с учетом педагогических условий [9, с. 2-6].

Базовая физическая подготовка атлета, по определению О.Л. Трещевой, должна иметь специфическую направленность, а именно: укреплять органы и системы организма, способствовать переносу тренировочного эффекта с подготовительных упражнений на основные действия в виде спорта [12, с. 7-11].

Немаловажное значение в развитии физических качеств, в повышении работоспособности будущих специалистов играет профессионально-прикладная физическая подготовка, суть которой сводится к выполнению молодыми людьми физических упражнений прикладного характера с целью подготовки к выполнению профессиональных обязанностей или к подготовке к профессиональной деятельности. Например, для студентов педагогического вуза, специалистами кафедры ФК и БЖ подбираются специальные упражнения, направленные на снятие напряжения с групп мышц, вовлеченных в учебный процесс [2, с. 144].

Определив характеристики общей физической, профессионально-прикладной и спортивной подготовки, рассмотрим средства и методы тренировки.

Методика физической подготовки, по утверждению В.К. Бальсевича, базируется на общих принципах спортивной тренировки. Формы, средства и методы её имеют специфические особенности в зависимости от целевых установок. Общие принципы воспитания: всесторонность гармонического развития личности, сознательность и активность, наглядность, доступность и индивидуализация, систематичность и постепенность повышения требований [1, с. 89].

Основные формы физической подготовки, на основе результатов исследований П.Б. Волкова, включают в себя комплексные и специализированные учебно-тренировочные занятия, а также дополнительные самостоятельные занятия, утренние зарядки, физические упражнения других видов спорта и т. д. [2,3,4,5].

Основные средства физической подготовки – физические упражнения. В практике находит применение множество упражнений, самых разных как по форме, так и по содержанию. Для развития общей и специальной выносливости применяют равномерный метод [8]; для развития скоростно-силовых способностей – метод повторных усилий и интервальный метод [1]; для развития координации движений используют метод упражнений (целостный или расчлененный), который дает возможность создать оптимальные условия для освоения технических приемов и их разновидностей [7].

Метод круговой тренировки используется специалистами в общей физической и спортивной подготовке: выполнение упражнений на станциях направлены, главным образом, на закрепление и совершенствование двигательных умений и навыков. В связи с тем, что каждое упражнение повторяется относительно большое количество раз, создаются благоприятные условия для развития двигательных способностей [8].

Игровой метод физического воспитания студентов способствует проявлению самостоятельности, инициативы, находчивости, решительности и настойчивости.

Поддержание работоспособности, развитие и активное функционирование всех жизнеобеспечивающих систем организма студента возможно только при систематических занятиях физической культурой и спортом, реализуемых в различных организационных и методических формах: упражнений-заданий; контрольных упражнений (экспресс - тестов); подвижных и спортивных играх; дополнительных упражнений; станционных занятий; круговых занятий; на основе «круговой тренировки» [8].

В структуре педагогического вуза основным объектом в работе со студентами по физкультурно-спортивному направлению является спортивный клуб. Организация спортивного клуба в педагогическом вузе предполагает активное использование спортивной деятельности, спортивных технологий, соревнований и элементов спорта в образовательном процессе с целью формирования спортивной культуры студентов. Специалисты разрабатывают и внедряют в учебно-тренировочный процесс разнообразные упражнения общефизической, специальной и прикладной подготовке студентов. Например, в арсенале физических упражнений студентов филологического факультета представлены такие упражнения прикладной направленности, как пулевая стрельба; для студентов факультета педагогики и психологии – настольный теннис; для студентов математического факультета - гиревой спорт, лыжи.

Будущие специалисты должны обладать высокой профессиональной квалификацией, быть здоровыми, физически выносливыми и обладать высоким уровнем работоспособности, поэтому уровень здоровья студентов является весьма важным условием на протяжении всего периода обучения профессиональной деятельности. В этом аспекте студенческие спартакиады, которые включают различные виды спорта, развивают профессиональные качеств личности будущего специалиста [4, с. 182-185].

Организация в спортивном клубе спортивных команд по видам спорта способствует расширению сети спортивных соревнований. Условием эффективной работы является распределение студентов в команды по спортивной специализации. Система строится на следующих принципах комплектования студенческой спортивной команды: команда группы курса факультета – сборная команда курса факультета – сборная команда педагогического вуза.

Роль спортивных соревнований для студенческой молодежи заключается в следующем: повышение спортивного мастерства, совершенствование двигательных качеств, достижение спортивного разряда, выполнение норматива по виду спорта. Суть первого направления в том, что регулярные занятия проводятся по выбранному виду спорта с обязательным участием в соревнованиях и выполнением спортивных нормативов. Второе направление для студентов, не выбравших для себя вид спорта, которые могут тренироваться в группах ОФП, фитнес - группах с обязательным тестированием. Третье направление участие в соревнованиях (спартакиады, матчевые встречи, турниры по видам спорта, дни здоровья и т.п.) обеспечивает рост спортивных результатов, служит этапом в подготовке и участию сильнейших спортсменов-студентов в соревнованиях высокого уровня. С целью выступления на соревнованиях следует опираться на уровень физической и технической подготовленности студентов, используя принцип соревновательности и адекватности нагрузки. Например, студенты с ослабленным здоровьем соревнуются между собой, наиболее подготовленные друг с другом. Студентов рекомендуется разделить по лигам (первая лига – лига сильнейших, вторая …), по половому признаку (юноши и девушки) с целью дифференциации и индивидуализации в ходе соревновательного процесса [3, с 11].

Участие в спортивных соревнованиях студентов способствует усвоению различных видов спортивной деятельности, а также знаний, умений и двигательных навыков, которые обуславливают развитие соответствующих физических качеств личности. В качестве результата выступает овладение предметными и универсальными компетентностями. Компетентность будет проявляться главным образом в позитивном отношении студентов педагогического вуза к занятиям физической культурой, а также в приобретении практических умений организовывать и проводить занятия физическими упражнениями, организовывать соревнования видам спорта по месту учебы, жительства.

Опосредованным влиянием на физическое воспитание и повышения спортивного результата команды студентов является физкультурно-спортивный стиль жизни преподавателей, кураторов студентов. Способом самовыражения посредством занятиями физической культурой служит спортивная команда, составленная из преподавателей вуза по видам спорта. Дух соперничества, спортивного мастерства, коллективизм, командные действия преподавателей вуза, турнирные показатели в спартакиаде служат ориентиром для спортивной команды студентов. Совместные тренировки студентов и преподавателей, участие в спартакиаде составная часть воспитательной системы спортивного клуба.

Применение принципов физической и спортивной подготовки в спортивной работе студенческой среды, благодаря доступности, эмоциональности, культивируемых видов спорта и упражнений прикладной направленности в спортивном клубе педагогического вуза, не только позволяют решать задачи оздоровления, организации активного отдыха, улучшения физических возможностей студентов, но и способствуют созданию условий для воспитания: командного духа, умения бороться и побеждать, удовлетворения потребностей молодежи в самовыражении и в достижении гармонии, формировании спортивной культуры [10, с. 30].

Показателями контроля эффективности спортивных соревнований являются следующие:

  • основным направлением в спортивном воспитании студентов и преподавателей является тренировка;
  • спортивная тренировка по виду спорта повышает интерес занимающихся к занятиям физической культурой;
  • увеличение двигательной активности студенческой молодежи, воспитание морально-волевых качеств через участие в тренировочных занятиях и соревнованиях различного уровня в составе спортивной команды учебной группы, курса, факультета, вуза;
  • организация спортивных команд, составленных из преподавателей и студентов, является формой педагогической системы как единой спортивной команды единомышленников;
  • участие в соревнованиях за честь учебной группы, курса, факультета и вуза послужило усилению мотивации на успех, сочетающей личностные и коллективные интересы студентов;
  • возросла социальная активность студентов, посредством участия в организации и проведении соревнований, судействе, пропаганде здорового образа жизни, создание клуба болельщиков, агитбригады [3, с. 12].

Оптимальный учебный план, чередование видов деятельности, увеличение двигательной активности, соблюдение режима дня, организация питания, систематические занятия видом спорта способствуют укреплению здоровья, товарищества, дружбы и взаимопомощи среди студентов педагогического вуза.

Успех спортивно-массовой работы во многом определяется заинтересованностью в ее результатах коллектива факультета, вуза. Только совместными активными усилиями достигается эффективность в подготовке и воспитании студенческой молодежи.

Особенностью организации деятельности спортивного клуба в Глазовском государственном педагогическом институте является соединение спорта, музыки, хореографии, танца, искусства. Студенческая молодежь соревнуется, танцует, поет, дирижирует, т.е. реализует себя в спортивной и творческой деятельности. Здесь нет победителей и проигравших – все студенты получают призы в различных номинациях.

Примером могут служить спортивные соревнования в рамках проведения студенческого ежегодного фестиваля «Весна ГГПИ». Спортивные программы в мероприятиях педагогического вуза собирают большое количество молодежи и несут огромный психологический и социальный потенциал: обладают большими возможностями по пропаганде физической культуры и спорта, а также способствуют формированию активного здорового образа жизни [11, с. 57-60].

Физкультурно-спортивные праздники включают в себя и обширную развлекательную программу с участием студенческих и молодежных творческих коллективов. Состязания проходят в доброжелательной обстановке, вызывают интерес зрителей.

Физкультурно - спортивные праздники в педагогическом вузе организуются и проводятся, чтобы дать возможность культурно отдохнуть в непринужденной, веселой, праздничной обстановке на лоне природы, свежем воздухе, концертном зале. Но, подчинять идею такого спортивного праздника, только этой цели, не совсем правильно. Физкультурно-спортивный праздник можно рассматривать не только как организацию культурного досуга и отдыха студентов, но и как смотр состояния физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в педагогическом вузе, подведение итогов проделанной работы по укреплению здоровья преподавателей и студентов, поэтому в программе спортивного праздника предусмотрена состязательность, единоборство, спортивная борьба. При проведении массовых спортивных праздников для зрелищности организаторами включаются номера художественной самодеятельности, которые украшают праздник. В итоговую часть праздника включена процедура награждения победителей учебе и спорте.

Главной целью является привлечение молодежи к занятиям физической культурой и спортом. Сценарии физкультурно-спортивных мероприятий позволяют помериться силами каждому молодому человеку, независимо от уровня физической подготовки.

Замечено, что с участия в таких необычных по форме соревнованиях или наблюдения за ходом их проведения у молодежи может впервые появиться желание заняться физической культурой и спортом, повысить свою физическую подготовку.

Традицией в спортивной жизни студенческой молодежи стало их участие в массовых физкультурно - спортивных мероприятиях, таких как, всероссийский «Кросс Наций» и «Лыжня России».

Соревновательный блок студенческих спартакиад расширен за счет народных видов спорта. Данный подход привел к положительным результатам в психофизической подготовке участников: студенты характеризуются устойчивостью к стрессовым воздействиям, имеют высокую оценку работоспособности, быстрее восстанавливаются после нагрузок, возвращают психоэмоциональное состояние в исходный уровень.

Использование спортивных соревнований позволило:

  • минимизировать формирование неблагоприятных психофизических состояний организма под воздействием стресс-факторов;
  • обеспечить адекватное реагирование мобилизационных психофизических резервов;
  • снизить психофизические затраты организма с выходом на исходный уровень.

Заключение

Основные идеи общей физической подготовки – повышение уровня развития физических качеств и функциональной подготовки, выполнение нормативных требований по виду спорта. Средства контроля: разрядные нормативы, уровни развития быстроты, силы, выносливости, координации, работоспособности.

Основные идеи спортивной подготовки – повышение спортивных результатов, установление личных спортивных рекордов. Поэтому средства контроля адекватные целям: показатели спортивных результатов, рекорды.

Основные идеи профессионально-прикладной физической подготовки– организация и проведение спортивных соревнований на профессионально-прикладной основе; сочетание соревновательных игр с несоревновательными, в которых нет победителей и побежденных, поощряется сотрудничество, юмор и т.п.; главный акцент в системе поощрения - превышение студентами и преподавателями своих прежних результатов, а не результатов других; использование народных игр, забав, развлечений. Средства контроля: массовость, точность в выполнении прикладных физических упражнениях.

Группы ценностей, которые формируются в соревновательной деятельности у студентов можно представить следующим образом:

  • интеллектуальные, т.е. знания в области физической культуры; ценности двигательного характера связаны со здоровьем человека и его работоспособностью;
  • ценности педагогических технологий, связаны с организацией физкультурно-спортивной деятельности;
  • мобилизационные, связаны с организацией свободного времени студентов;
  • интенционные, связаны с мотивами и потребностями личности в занятиях физической культурой.

Специфический компонент ценностей спортивной культуры студентов выражается в способности спортивных соревнований удовлетворять потребности в физическом совершенствовании, социализации, формировании здоровья, самореализации и повышении социального престижа личности в обществе путем достижения высокого результата, победы, рекорда. Осваивается данная группа ценностей путем спортивного совершенствования и воспитания в соревновательной деятельности.

Критерии и параметры контроля эффективности спортивных соревнований:

  • познавательный: знания об основах физической культуры и спорта, истории олимпийского движения, национальных подвижных игр, прикладных физических упражнениях;
  • оценочно-практический: умения выбирать средства и методы тренировки с учетом физической подготовленности, психологической комфортности; оценивать свое психофизическое состояние; проводить самоанализ тренировки или игры; находить ошибки и вскрывать резервы организма;
  • эмоционально-регулятивный: психологическое отношение занимающихся к занятиям физической культурой и спортом, проявляющееся в способности самостоятельно выбирать виды спорта, средства и методы тренировки, с учетом самочувствия и подготовленности.

Список литературы

  1. Бальсевич, В.К. Спортивно ориентированное физическое воспитание: образовательный и социальный аспекты [Текст] / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. – 2003. – № 5. – С. 19-22.
  2. Волков, П.Б. Технология реализации личностно-ориентированного подхода в воспитании [Текст] // Аксиология современного воспитания в системе непрерывного образования: Материалы 2 международной научно-практической конференции. Часть 1. – Смоленск, 2006. – С.144-148.
  3. Волков, П. Б. Формирование ценностного отношения к здоровому стилю жизни сельской молодежи на основе совершенствования системы физкультурно-спортивной работы [Текст] / П. Б. Волков // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -№ 1. -2008. -с.11
  4. Волков, П.Б. Философский подход к сфере физической культуре студентов [Текст] // Международный журнал экспериментального образования. 2010, № 11, - с. 182 - 185.
  5. Волков, П.Б. Воспитание коллективных действий у студентов в процессе социально-культурной деятельности в педагогическом вузе и их перенос на профессиональную деятельность [Текст] / П. Б. Волков // // Фундаментальные и прикладные научные исследования в XXI веке: Материалы III Всероссийской научно-практической конференция. – Новосибирск, 2015. – С.6-18.
  6. Дивинская, Е.В. Олимпийское образование будущих специалистов физической культуры и спорта на основе личностно ориентированного подхода: монография [Текст] . – Волгоград: ФГБОУ ВПО «ВГАФК», 2012. - 167 с.
  7. Костюнина, Л.И. Педагогическая концепция обеспечения согласованности двигательной и интеллектуальной деятельности в процессе спортивной подготовки [Текст]: автореф. дис. … док. пед. наук / Л. И. Костюнина. – Набережные Челны, 2013. – 55 с.
  8. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: учебник [Текст] / Ю.Ф. Курамшин. – 2-е изд., испр. – М.: Советский спорт, 2004. – 464 с.
  9. Лубышева, Л. И. Спортивная ориентация: новый вектор развития [Текст] / Л.И. Лубышева, Т.А. Полякова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2009. – №1. – С. 2 - 6.
  10. Паначев, В.Д. Физическая культура и спорт – средство социально-педагогического развития личности [Текст] // Мониторинг качества здоровья в практике формирования безопасной здоровьесберегающей образовательной среды: материалы всерос. науч. практ. конф., г. Волгоград, 25-27. 11. 2011г. – с. 28-32.
  11. Столяров, В.И. Идеи Пьера де Кубертена и современное олимпийское движение [Текст] / В.И. Столяров. - М.: Теория и практика физической культуры. – 2014. - № 1. – С. 57-60.
  12. Трещева, О.Л. Формирование культуры здоровья личности в образовательной системе физического воспитания [Текст]: автореф. дис… доктора пед. наук.13.00.04./Трещова Ольга Львовна.- Омск, 2003. - 38 с.