С вступлением в силу 1 января 2015 года федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» N 442-ФЗ, который заменил собой закон N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", негосударственные НКО получили новые возможности для осуществления своей деятельности. Прежде всего, возможности связаны с получением негосударственных некоммерческих организаций доступа к бюджетному финансированию, а также различными льготами. Негосударственные НКО получили возможность осуществлять свою деятельность по оказанию социальных услуг не только в рамках проектов, реализуемых на средства грантов или спонсорской помощи, но и на постоянной основе, получая государственное финансирование.
В этих условиях определенный интерес представляет проведение сравнительного анализ двух федеральных законов, регулирующих сферу социального обслуживания населения, с целью выявления развития в них позитивных тенденций для НКО.
В пункте первом статьи 17 федерального закона N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", дается классификация учреждений социального обслуживания и указано, что данные типы учреждений могут быть различными по форме собственности. Вместе с тем, в законе отсутствует описание механизма реализации права оказания социальных услуг негосударственными некоммерческими организациями. [2] Таким образом, рассмотрение НКО как субъекта социального обслуживания в рамках федерального закона N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" носит декларативный характер. С одной стороны, закон рассматривает некоммерческую организацию, как один из субъектов социального обслуживания, а с другой, не определяет конкретно возможности для реализации этой деятельности.
Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» N 442-ФЗ впервые вводит такое определение, как поставщик социальных услуг. К поставщикам социальных услуг закон относит юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуального предпринимателя, осуществляющих социальное обслуживание. [1] Кроме того, в статье 5 в систему социального обслуживания включаются, наряду с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, организациями социального обслуживания федерального и регионального уровня, еще и негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального обслуживания, в том числе, социально ориентированные некоммерческие организации, предоставляющие социальные услуги, а также индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание.
Таким образом, закон предусматривает равные возможности для доступа к бюджетному финансированию, а, следовательно, и предоставления социальных услуг на постоянной основе как государственными, так и негосударственными учреждениями. Для этого организация или индивидуальный предприниматель должны пройти процедуру включения в реестр поставщиков социальных услуг региона - информационную систему, которая осуществляет сбор, хранение, обработку и предоставление информации о поставщиках социальных услуг. [1]
В каждом регионе РФ должны быть приняты документы в развитие статей федерального закона. В Алтайском крае, к примеру, принято порядка 30 нормативно-правовых актов, направленных на реализацию закона в данном субъекте. Поскольку реестр поставщиков социальных услуг должен быть сформирован в каждом субъекте РФ, порядок включения в него также регламентируется на региональном уровне. В Алтайском крае данные порядок определяет Приказ Главного управления Алтайского края по труду и социальной защите от 28.11.2014 № 401.
На первом этапе реализации нового закона актуальной задачей является информирование негосударственных некоммерческих организаций о возможностях, которые они могут получить. С этой целью в Алтайском крае был проведен семинар-совещание «Бизнес в социальном обеспечении. Опыт и проблемы», на котором представителям НКО разъяснялись положения федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» N 442-ФЗ (правила, расчеты, условия вхождения в реестр поставщиков социальных услуг).
Таким образом, с реформированием федерального законодательства НКО негосударственной сферы получили новые возможности для оказания социальных услуг населению. Это можно проследить, анализируя отдельные статьи федеральных законов N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" и «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» N 442-ФЗ. Анализ позволил выявить позитивные тенденции для некоммерческих организаций с развитием и реформированием федерального законодательства. Новым законом некоммерческие негосударственные организации включаются в систему социального обслуживания и могут предоставлять социальные услуги наряду с государственными учреждениями. Большое значение имеет реализация закона в отдельном субъекте РФ и нормативно-правовые акты, принимаемые в развитие закона, поскольку именно они определяют доступ к получению новых возможностей в сфере социального обслуживания.