В настоящее время в волонтерскую деятельность активно вовлекаются учащиеся различных типов образовательных учреждений. Большое число волонтеров являются студентами ВУЗов. Это обусловлено не только личной заинтересованностью и наличием свободного времени у студентов, но и заинтересованностью самих ВУЗов. В первую очередь, это относится к учебным заведениям, занимающихся подготовкой специалистов, которые будут непосредственно взаимодействовать с определенной целевой группой. ВУЗы, таким образом, стремятся обеспечить не только теоретическим материалом своих студентов, но и активно вовлекают их в благотворительные мероприятия и акции, на которых происходит взаимодействие с целевой категорией. Весьма значимо участие в волонтерской деятельности для будущих специалистов по социальной работе. Участие в таких мероприятиях позволяет студентам на практике ознакомиться с проблемами и потребностями целевой группы, что, в свою очередь, может повлиять на их морально-ценностные ориентации.
Нами было решено рассмотреть влияние волонтерской деятельности студентов социальной работы Алтайского государственного университета на формирование толерантного отношения относительно людей с особыми потребностями. Выбор обозначенной целевой группы не случаен. Во-первых, люди с особыми потребностями являются одним из главных объектов социальной работы. Во-вторых, студенты социальной работы названного университета активно занимаются волонтерской деятельностью, направленной на поддержку именно этой целевой группы.
Определим основные понятия работы:
Добровольческая (волонтерская) деятельность – добровольная социально направленная, общественно полезная деятельность, осуществляемая путем выполнения работ, оказания услуг без получения денежного или материального вознаграждения (кроме случаев возможного возмещения связанных с осуществлением добровольческой (волонтерской) деятельности затрат). [2]
Люди с особыми потребностями (далее люди с ОП) – люди, которые из-за определенных проблем, физических и психических расстройств не могут полностью участвовать в деятельности социальных институтов и получать положенную им поддержку без вмешательства профессионалов и других помощников. [1]
Нами было проведено исследование, целью которого было выявление влияния волонтерской деятельности студентов социальной работы на формирование толерантного отношения к людям с ОП. Исследование было проведено на базе ФГБОУ «Алтайский государственный университет». В ходе исследования было опрошено 32 респондента, которые являются студентами направления социальная работа. Для изучения динамики отношения к людям с особыми потребностями за время обучения в университете, было опрошено 16 студентов первого и 16 студентов четвертого курса. Инструментарий был представлен персонализированной анкетой.
Гипотеза:
Вероятно, отношение студентов, участвующих в благотворительных мероприятиях для людей с ОП на базе ВУЗа, изменилось в лучшую сторону.
В результате исследования было выявлено, что все студенты направления социальная работа с пониманием относятся к людям с ОП. Однако большинство студентов четвертого курса за время обучения в университете улучшили свое отношение к указанной категории (81%), в то время как у 70% первокурсников отношение не изменилось. Также выяснилось, что студенты четвертого курса более активно принимают участие в мероприятиях, направленных на поддержку людей с ОП (81%). В то же время студенты первого курса менее вовлечены в подобную деятельность (56%). Подавляющей части студентов, которые были задействованы в благотворительных мероприятиях, они помогли изменить свое отношение к людям с ОП в положительном направлении и (или) сформировать толерантное отношение к ним. (100% первого курса и 85% четвертого курса).
Таким образом, гипотеза была подтверждена. Благотворительные мероприятия, проводимые на базе ВУЗа, способствуют формированию толерантного отношения к целевой группе и благоприятно влияют на морально-ценностные установки будущих специалистов по социальной работе. Волонтерская деятельность среди студентов также дает возможность апробировать свои теоретические знания на практике и получить опыт работы с целевыми категориями. Поэтому необходимо привлекать студентов к участию в волонтерской деятельности, начиная с первого года обучения. Для выпускников это также является актуальным, поскольку они находятся на пороге своей трудовой деятельности.