Влияние волонтерской деятельности студентов социальной работы на формирование толерантного отношения к людям с особыми потребностями

№33-2,

социологические науки

В статье актуализируется проблема практической подготовки студентов, обучающихся по направлению социальная работа, в условиях Высшего учебного заведения, посредством вовлечения их в волонтерскую деятельность. Приведены результаты исследования, проведенного на базе ФГБОУ «Алтайский государственный университет», направленного на выявление влияния волонтерской деятельности студентов социальной работы на формирование толерантного отношения к людям с особыми потребностями. Инструментарий исследования представлен персонализированной анкетой.

Похожие материалы

В настоящее время в волонтерскую деятельность активно вовлекаются учащиеся различных типов образовательных учреждений. Большое число волонтеров являются студентами ВУЗов. Это обусловлено не только личной заинтересованностью и наличием свободного времени у студентов, но и заинтересованностью самих ВУЗов. В первую очередь, это относится к учебным заведениям, занимающихся подготовкой специалистов, которые будут непосредственно взаимодействовать с определенной целевой группой. ВУЗы, таким образом, стремятся обеспечить не только теоретическим материалом своих студентов, но и активно вовлекают их в благотворительные мероприятия и акции, на которых происходит взаимодействие с целевой категорией. Весьма значимо участие в волонтерской деятельности для будущих специалистов по социальной работе. Участие в таких мероприятиях позволяет студентам на практике ознакомиться с проблемами и потребностями целевой группы, что, в свою очередь, может повлиять на их морально-ценностные ориентации.

Нами было решено рассмотреть влияние волонтерской деятельности студентов социальной работы Алтайского государственного университета на формирование толерантного отношения относительно людей с особыми потребностями. Выбор обозначенной целевой группы не случаен. Во-первых, люди с особыми потребностями являются одним из главных объектов социальной работы. Во-вторых, студенты социальной работы названного университета активно занимаются волонтерской деятельностью, направленной на поддержку именно этой целевой группы.

Определим основные понятия работы:

Добровольческая (волонтерская) деятельность – добровольная социально направленная, общественно полезная деятельность, осуществляемая путем выполнения работ, оказания услуг без получения денежного или материального вознаграждения (кроме случаев возможного возмещения связанных с осуществлением добровольческой (волонтерской) деятельности затрат). [2]

Люди с особыми потребностями (далее люди с ОП) – люди, которые из-за определенных проблем, физических и психических расстройств не могут полностью участвовать в деятельности социальных институтов и получать положенную им поддержку без вмешательства профессионалов и других помощников. [1]

Нами было проведено исследование, целью которого было выявление влияния волонтерской деятельности студентов социальной работы на формирование толерантного отношения к людям с ОП. Исследование было проведено на базе ФГБОУ «Алтайский государственный университет». В ходе исследования было опрошено 32 респондента, которые являются студентами направления социальная работа. Для изучения динамики отношения к людям с особыми потребностями за время обучения в университете, было опрошено 16 студентов первого и 16 студентов четвертого курса. Инструментарий был представлен персонализированной анкетой.

Гипотеза:

Вероятно, отношение студентов, участвующих в благотворительных мероприятиях для людей с ОП на базе ВУЗа, изменилось в лучшую сторону.

В результате исследования было выявлено, что все студенты направления социальная работа с пониманием относятся к людям с ОП. Однако большинство студентов четвертого курса за время обучения в университете улучшили свое отношение к указанной категории (81%), в то время как у 70% первокурсников отношение не изменилось. Также выяснилось, что студенты четвертого курса более активно принимают участие в мероприятиях, направленных на поддержку людей с ОП (81%). В то же время студенты первого курса менее вовлечены в подобную деятельность (56%). Подавляющей части студентов, которые были задействованы в благотворительных мероприятиях, они помогли изменить свое отношение к людям с ОП в положительном направлении и (или) сформировать толерантное отношение к ним. (100% первого курса и 85% четвертого курса).

Таким образом, гипотеза была подтверждена. Благотворительные мероприятия, проводимые на базе ВУЗа, способствуют формированию толерантного отношения к целевой группе и благоприятно влияют на морально-ценностные установки будущих специалистов по социальной работе. Волонтерская деятельность среди студентов также дает возможность апробировать свои теоретические знания на практике и получить опыт работы с целевыми категориями. Поэтому необходимо привлекать студентов к участию в волонтерской деятельности, начиная с первого года обучения. Для выпускников это также является актуальным, поскольку они находятся на пороге своей трудовой деятельности.

Список литературы

  1. Бронников, В. А., Надымова, М. С. Глоссарий по комплексной реабилитации инвалидов, 2007 г.
  2. "О добровольчестве (волонтерстве)": проект Федерального закона N 300326-6 // Консультант Плюс [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=PRJ&n=107564&req=doc (дата обращения: 22.03.2015)