С 1 января 2015 года вступает в силу закон «О социальном обслуживании населения», который открывает огромные возможности для социального предпринимательства. Предыдущим законом, принятым в 1995 году, определялось, что государственные услуги по социальному обслуживанию должны предоставляться государственными и муниципальными органами. С 2015 года государство будет лишь устанавливать социальные стандарты, и финансировать предоставление таких услуг. Сами заказы на социальное обслуживание будут распределяться на конкурсной основе, их поставщиками могут быть коммерческие и некоммерческие организации и индивидуальные предприниматели. Тем самым, закон предоставляет возможность некоммерческим организациям, в частности социально ориентированным общественным организациям, стать полноправными субъектами системы социального обслуживания и в целом социальной работы.
Однако значительная часть населения не достаточно информирована и все еще не активно участвует в деятельности некоммерческих организаций. Это подтверждает масштабное социологическое исследование "Общественная поддержка НКО в российских регионах: проблемы и перспективы", проведенное группой ЦИРКОН, по заказу Агентства социальной информации в апреле – мае 2008 года. Методической основой исследования являлись массовые опросы населения пяти российских городов (Москва, Барнаул, Краснодар, Нижний Новгород, Калининград) по репрезентативным выборкам. Объем выборочной совокупности – 2639 человек. В результатах исследования представлены данные об уровне информированности населения о НКО, интересе и вовлеченности граждан в благотворительную и добровольческую деятельность, мотивы участия людей в благотворительной деятельности. В опросе принимали участие руководители НКО и население.
По результатам опроса населения, было выявлено, что более половины респондентов ничего не слышали о благотворительных и общественных организациях, занимающихся решением острых социальных проблем. Что касается информированности о конкретных НКО, действующих в городе проживания, то в четырех городах из пяти не смогли назвать ни одной организации более 80% респондентов, в том числе и в Барнауле (83%).
Уровень желания повысить свою информированность об НКО достаточно высок, причем Барнаул занимает лидирующую позицию (68%).
Исследование вовлеченности граждан в деятельность НКО обнаружило, что в наибольшей степени сегодня распространено участие в благотворительной или общественно-полезной деятельности в частном порядке или в составе неформальных групп, а вот участие через некоммерческие организации (благотворительные, общественные, религиозные или политические) распространено существенно слабее. Тем не менее, респонденты, как и в случае с информированностью, демонстрировали готовность к участию в деятельности благотворительных и общественных организаций. [1]
Анализ ответов населения позволяет сделать вывод о том, что общество современной России еще мало информировано и включено в деятельность НКО, несмотря на высокий уровень желания и готовности к включению в эту деятельность. Причины невысокой вовлеченности обозначались разные. Однако опрос руководителей НКО показал, что главную причину они видят в представлении граждан о том, что благотворительной деятельностью должно заниматься государство (39% респондентов). К наиболее значимым (чаще отмеченным) причинам неучастия граждан руководители некоммерческих организаций относят также отсутствие потребности помогать ближним, кроме знакомых и родственников, пассивная жизненная позиция, а также отсутствие информированности об общественных организациях. На отсутствие у граждан свободного времени указал лишь каждый пятый респондент (19%). [2]
Таким образом, оценки руководителей НКО во многом подтверждают выводы о недоверии некоммерческим организациям со стороны части населения в выполнении определенных видов деятельности, которые граждане пока хотели бы (или привыкли) относить к ведению государства.
Проанализировав результаты приведенного исследования, можно сделать вывод о том, что население в современной России нуждается в информации о действующих НКО, о предоставляемых ими услугах, проводимых проектах и акциях, каналах вовлеченности в их деятельность. Это особенно важно в условиях, при которых некоммерческая организация законодательно приравнивается к полноценному субъекту социального обслуживания.