Использование активных методов обучения на вариативных дисциплинах с целью формирования у студентов комплекса практических умений и навыков

NovaInfo 38
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 0
CC BY-NC

Аннотация

Статья посвящена особенностям использования активных методов обучения на лабораторно-практических занятиях по химическим дисциплинам. Показана определяющая роль активных методов обучения в формировании компонент профессиональной компетентности специалиста в области фармации.

Ключевые слова

ИНТЕГРАТИВНАЯ РОЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ, АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Текст научной работы

Роль образования на современном этапе развития определяется требованиями общества. Настоящее время характеризуется открытостью образования, возрастанием значения интеркультурных коммуникаций. Обществу необходимы специалисты, имеющие набор профессиональных знаний, умений и навыков, и направленные на самосовершенствование и самообразование. В связи с этим необходима разработка и четкая формулировка позиций, отражающих механизм формирования и этапы формирования компетенций будущего специалиста.

Профессиональная компетентность специалиста расценивается как одна из высших компонент личности. Профессиональная компетентность – это интегральная характеристика деловых и личностных качеств специалистов, отражающая уровень знаний, умений и навыков, опыта, отражающая способность субъекта профессиональной деятельности выполнять работу в соответствии с должностными требованиями, т.е. в соответствии с задачами и стандартами выполнения последних, принятыми в отрасли [2, 5, 10-12].

К активной мыслительной и практической деятельности в процессе обучения побуждают активные методы обучения [12]. При этом создаются условия, когда обучающиеся погружаются в информационную среду различного уровня [13, 15-17], и при достаточной активности возможно понимание проблемы или задачи, поставленной преподавателем. При активном обучении происходит активизация мышления и эмоций, т.е. обучаемый должен быть активным без преподавателя. В результате формируются интеллектуальные и поведенческие навыки, а также навыки работы в группе. Известно, что при активном восприятии информации обучаемые удерживают в памяти до 80% из того, что говорили они сами и около 90% из того, что делали сами. На сегодняшний день есть целый перечень разработанных активных методов обучения: фундаменталистский метод, метод «мозгового штурма», метод «дерева решений», метод «грозди», метод «проектов», метод «цепочки», метод «5-15» и т.д.

При организации подготовки специалистов в области фармации в ЮУГМУ соблюдены основные принципы образовательного пространства. В процессе лабораторно-практических занятий принцип фундаментальности образования дополняется принципом практической ориентированности и деятельной направленности. Главной целью практических занятий является обработка и закрепление новых знаний, перевод теоретических знаний в практические умения и навыки. Кроме того, задачей практических занятий является коррекция и контроль ранее усвоенных знаний. По итогам практических занятий оценивается успешность усвоения определенного объема знаний и успешность приобретения определенного перечня умений и навыков, т.е. практические занятия позволяют как сформировать, так и реализовать сформированные компетенции. Лабораторно-практические занятия и производственная практика как организационные формы обучения позволяют сформировать у студентов такую систему профессиональных компетенций в области фармации, что будущие специалисты оказываются выведенными на уровень провизора-аналитика.

В соответствии с Федеральным государственным стандартом по специальности «33.05.01 - Фармация» произошло достаточно серьезное сокращение учебных часов на лабораторно-практические занятия по фундаментальным химическим дисциплинам. С другой стороны определенное количество часов выделено на организацию вариативных дисциплин. На кафедре Химии фармацевтического факультета ГБОУ ВПО ЮУГМУ был выделен целый ряд вариативных дисциплин, как обязательных, так и дисциплин по выбору. Среди вариативных дисциплин по выбору организована дисциплина «Фазовый анализ в фармации», в рамках которой студенты овладевают практическими умениями и навыками биофармацевтических исследований основ мягких лекарственных форм. В процессе лабораторно-практических занятий широко применяются активные методы обучения, такие как метод «грозди», фундаменталистский метод и метод «мозгового штурма». Известно, что фундаметалистский метод призван выработать умения выдвигать идеи и их аргументацию. Его сущность – это поиск научных или других оснований для выдвинутой идеи. Метод «мозгового штурма» призван организовать коллективную мыслительную деятельность при решении конкретной задачи и выработать навыки работы в малых группах. Метод «грозди» содержит в своей основе умение определить проблему и задачи исследования путем формулировки центральной идеи, вокруг которой строятся логические заключения, формирующие ветвистую структуру. При таком структурно-логическом подходе обучаемые осознают и проникаются задачей и путями ее решения, выделяя главное, рассматривая проблему целиком и по частям, формулируя и интерпретируя результаты своей деятельности в форме таблиц, графиков, схем. Перечисленные активные методы обучения могут использоваться как по отдельности, так и в совокупности (в мозаичной форме).

Так во время занятий по фазовому анализу студенты работают малыми группами. Каждая группа выполняет свой этап лабораторного эксперимента – взвешивание компонентов смесей, плавление смесей, определение интервала температур плавления при остывании смесей. В процессе выполнения эксперимента группы меняются местами. Таким образом, студенты получают практические умения и навыки по взвешиванию, гомогенизации смесей путем перемешивания, навыки работы с термометрами, навыки фиксирования замедления процесса охлаждения при кристаллизации смесей. При этом студенты работают с реальными [1, 3, 4, 6-8, 15], а не выдуманными объектами исследования, выполняют исследования самостоятельно.

После того, как непосредственно эксперимент выполнен, все студенты переходят к этапу представления опытных данных в виде таблиц и этапу графической интерпретации результатов проведенного эксперимента. Данные требования по табулированию и графической интерпретации результатов заложены во ФГОС ВПО по специальности «33.05.01 - Фармация» как обязательные требования к уровню подготовки специалиста с высшим профессиональным образованием.

В процессе выполнения эксперимента и интерпретации результатов студенты полностью погружены в атмосферу научной работы. В результате к концу цикла занятий кроме формирования комплекса знаний, умений и навыков студенты оказываются на уровне восприятия и понимания реальной научной проблемы в целом. Проблема физической и химической совместимости компонентов мягких лекарственных форм не надуманная, а реальная. И решается эта проблема путем постановки систематических лабораторных экспериментов [1, 3, 4, 6-8, 15].

Как следует из вышесказанного, задача, поставленная перед студентами - исследовательская, а значит, результат ее решения неизвестен. Чтобы сделать грамотные, научно обоснованные выводы и сформулировать рекомендации, студенты активным образом участвуют в дискуссии по интерпретации результатов.

В итоге к концу обучения на вариативной дисциплине «Фазовый анализ в фармации» каждый студент формирует в своем сознании своеобразную «гроздь винограда», которая состоит из центральной проблемы физической и химической совместимости компонентов в мягких лекарственных формах, из ветвистой структуры задач, которые нужно решить для выработки решения по проблеме в целом, и из «ягод» на конце «грозди», которые представляют собой конкретные лабораторные эксперименты. «Косточки» в «ягодах» виноградной грозди – это методики анализа и методики работы с конкретными объектами исследования (основами для суппозиториев, мазей, медицинских карандашей, гелей) и с конкретными приборами и оборудованием.

В ходе грамотно выстроенных лабораторно-практических занятий по дисциплинам естественнонаучного цикла, к которым относятся химические дисциплины, в т.ч. вариативные, формируются и проявляются основные компоненты профессиональной компетентности выпускника. Сюда относятся социально-правовая компонента, т.е. культура и приемы профессионального общения и поведения; персональная компонента, т.е. способность и готовность к повышению квалификации, к реализации себя в профессиональном труде и к профессиональному росту; специальная компонента, т.е. готовность к самостоятельному решению профессиональных задач, к выполнению конкретных видов деятельности, умение оценивать результаты своего труда, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения по специальности. Профессионально-методическая компетенция базируется на профессиональных знаниях специалиста, на его аналитических способностях, на умении разрабатывать концепции и планировать свою деятельность, на осознании последствий своей деятельности [2, 10-12].

В рамках обучения провизоров в ГБОУ ВПО ЮУГМУ ключевые образовательные компетенции конкретизируются на каждом уровне образовательных областей и учебных дисциплин и осуществляют свою интегративную роль в процессе взаимодействия образования, науки и практики [2, 5, 9-12, 14].

Читайте также

Список литературы

  1. Григорьева, У.А. Фазовое состояние смесей на основе масла какао, парафина и пчелиного воска для мягких лекарственных форм / У.А. Григорьева, О.А. Миняева, Н.П. Куприянова // Международный журнал экспериментального образования, 2015. – №6. – С. 38-43.
  2. Зайцева, Е.В. Механизм формирования и этапы реализации компетенций специалистов в области фармации / Е.В. Зайцева, О.А. Миняева // Материалы межд. заоч. науч. конф. «Актуальные задачи педагогики» - Чита, 2011. – Т. 2. – С. 220-222.
  3. Зайцева, Е.В. Температура плавления традиционных мазевых основ как один из биофармацевтических и технологических показателей при производстве мазей / Е.В. Зайцева, О.А. Миняева // NovaInfo.Ru (Электронный журнал.) – 2015 г. – № 38;
  4. URL: http://novainfo.ru/archive/38/temperatura-plavleniya-traditsionnykh-mazevykh-osnov
  5. Куприянова, Н.П. Выбор оптимальной основы для медицинских карандашей с йодопироном / Н.П. Куприянова, В.А. Лиходед, О.А. Миняева, Ю.В. Шикова, З.Р. Нова // Бутлеровские сообщения, 2014. – Т. 37. - № 3. – С. 125-128.
  6. Маркина, Н.В. Подготовка специалистов медицинского профиля по дисциплине «Информатика» / Н.В. Маркина, В.Ю. Маркин, О.А. Миняева, В.И. Сафонов // Проблемы современного образования: материалы межд. науч.-практ. конф. 5-6 сентября 2010г. – Пенза – Ереван – Прага; ООО Научно-издательский центр «Социосфера», 2010. – С.380.
  7. Миняева, О.А. Влияние добавок консервантов и витаминов на температуру плавления основы мягких лекарственных форм / О.А. Миняева, Н.П. Куприянова, У.А. Григорьева, А.С. Сидорченко, М.Н. Зацепина // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1. - С. 1866.
  8. Миняева, О.А. Влияние добавок неионогенных ПАВ в качестве эмульгаторов на температуру плавления основы мягких лекарственных форм / О.А. Миняева, Н.П. Куприянова, У.А. Григорьева // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1. - С. 1980.
  9. Миняева, О.А. Использование фазовых диаграмм состояния «жидкость – пар» для определения качества спиртовых настоек и экстрактов / О.А. Миняева, Э.А. Яруллина, О.В. Трифонова, А.Р. Ворожейкина // Современные проблемы науки и образования, 2014. - № 5. – С. 804.
  10. Миняева, О.А. Место тестовых заданий в современной системе подготовки специалистов высшего профессионального образования / О.А. Миняева, В.А. Ушакова, Е.В. Зайцева, Ю.С. Чудинова, Э.Ю. Зайцева // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2013. - № 12-2. – с. 259-263.
  11. Миняева, О.А. О некоторых особенностях компетентностного подхода при обучении специалистов в области фармации / О.А. Миняева, Э.Ю. Зайцева, Е.В. Зайцева, В.А. Ушакова // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1; URL: www.science-education.ru/121-19118 (дата обращения: 09.11.2015).
  12. Миняева, О.А. Системный подход в формировании специалиста в области фармации / О.А. Миняева, Е.В. Зайцева // Проблемы современного образования: материалы межд. науч.-практ. конф. 5-6 сентября 2010г. – Пенза – Ереван – Прага; ООО Научно-издательский центр «Социосфера», 2010. – С. 378.
  13. Миняева, О.А. Сочетание практической направленности и активных методов обучения как основа формирования будущего специалиста в области фармации / О.А. Миняева, Н.Н. Ножкина, Е.В. Зайцева // Сб. статей региональной научно-методической конференции «Актуальные вопросы современных подходов к самостоятельной работе студента в высшей школе». – Т. 1. – Челябинск, 2010. – С. 129-133.
  14. Миняева О.А. Структура и некоторые свойства гелеобразных оксигидратов иттрия и гадолиния / О.А. Миняева // Коллоидный журнал, 2001. – Т. 63. – №4. – С. 476-481.
  15. Миняева, О.А. Тестовый контроль как неотъемлемая часть современной образовательной технологии при подготовке специалистов-фармацевтов / О.А. Миняева, В.А. Ушакова, Е.В. Зайцева, Э.Ю. Зайцева, Ю.С. Чудинова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. - №6 (22) – с. 36-40.
  16. Миняева, О.А. Фазовый анализ бинарных смесей компонентов, составляющих основу мягких лекарственных форм / О.А. Миняева, А.Р. Ворожейкина, Н.П. Куприянова, Э.А. Яруллина, О.В. Трифонова // Фундаментальные исследования, 2014. - № 8-1. – С. 119-123.
  17. Миняева, О.А. Формообразование и эволюция гелей оксигидратов иттрия и гадолиния / О.А. Миняева, Ю.И. Сухарев // Известия Челябинского научного центра УрО РАН, 1998. – №2. – С. 141-150.
  18. Сухарев, Ю.И. О полимерной природе образования оксигидратов иттрия / Ю.И. Сухарев, О.А. Миняева // Сборник докладов Всеросс. конф. «Химия твердого тела и новые материалы» - Екатеринбург, 1996. – С.111.

Цитировать

Зайцева, Е.В. Использование активных методов обучения на вариативных дисциплинах с целью формирования у студентов комплекса практических умений и навыков / Е.В. Зайцева. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 38. — URL: https://novainfo.ru/article/3937 (дата обращения: 19.01.2022).

Поделиться