Формирование у студентов-педагогов профессиональных компетенций средствами самостоятельной работы (на материале методических дисциплин)

№52-2,

педагогические науки

В статье выделены виды самостоятельной работы студентов-педагогов, направленные на формирование профессиональных компетенций обучающихся на материале методических дисциплин (отбор и анализ педагогической и методической литературы, представление результата в виде реферата, доклада, сообщения, эссе и др.; разработка и защита конспектов уроков, внеклассных предметных мероприятий, программ курсов по выбору и элективных курсов, методического и дидактического обеспечения отдельных тем школьного курса, разделов и др.; разработка программы культурно-просветительской работы и культурно-просветительского мероприятия; написание курсовых и выпускных квалификационных работ; выступление с докладом на научно-практической конференции, публикация в сборнике научных работ), проведено их сопоставление с набором профессиональных компетенций, предусмотренных ФГОС ВО; структурированы методы оценки профессиональных компетенций студентов-педагогов, разработана система критериев их оценки: сформированность мотивационно-ценностного отношения к получению профессионального образования, способность к применению профессиональных знаний и умений в трудовой деятельности, способность к оценочно-рефлекивной и коррекционной деятельности. Выделено содержание критериев и уровни сформированности профессиональных компетенций.

Похожие материалы

Введение

Вопросам подготовки учителя отводится значительное место в литературе. Перед высшими педагогическими учебными заведениями ФГОС ВО ставит задачу формирования набора компетенций. В публикациях высказывается идеи о необходимости в процессе подготовки учителя включать студента в работу, по содержанию и условиям осуществления моделирующую его будущую профессиональную деятельность [1], увеличения объема и места самостоятельной, научной работы.

Характерной особенностью развития общего образования является наличие инновационных процессов, стремление педагогических коллективов преобразовывать образовательные учреждения и педагогический процесс. Важным направлением деятельности современного учителя является организация и руководство исследовательской работой учащихся, регулярное использования в процессе обучения приемов учебно-исследовательской деятельности. Это с одной стороны. С другой, достаточно большое количество общекультурных и профессиональных компетенций, представленных во ФГОС по направлению «Педагогическое образование», активно формируются и отслеживаются по результатам научной работы студентов.

Методология и/или теоретическая часть

Различные аспекты процесса формирования профессиональных компетенций рассмотрены в работах В.А. Болотова, А.А. Вербицкого, Н.Н. Двуличанской, Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, Б.К. Коломиец, О.Е. Курлыгиной, А.К. Марковой, Н.А. Селезневой, В.В. Серикова, В.А. Сластёнина, Ю.Г. Татура, В.Д. Шадрикова, Н. Хомского, А.В. Хуторского и др.

Проведенный анализ существующих определений понятий «компетенция» и «профессиональная компетенция» (М.Б. Аржаник, Е.В. Бондаревская, Н.Н. Двуличанская, Л.О. Денищева, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, О.Е. Курлыгина, Н.А. Лурья, А.Ш. Палферова, Л.А. Петровская, Н.П. Пучков, В.М. Ростовцева, Ю.Г. Татур, Е.В. Черникова, Е.Ю. Ягова и др.) указал на отсутствие их единого понимания.

Под компетенцией в данной публикации понимается совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним [11]; под профессиональной компетенцией – теоретико-практический показатель готовности специалиста к профессиональной деятельности, предполагающей усвоение им полного состава предметных знаний, профессиональных действий и социальных отношений [4].

Одна из актуальных проблем системы высшего образования заключается в определении эффективных способов формирования профессиональных компетенций студентов вузов, что обусловлено необходимостью подготовки конкурентоспособных специалистов, удовлетворяющих требования современного рынка труда. Анализ исследований в рассматриваемой области позволил выявить следующие основные направления формирования профессиональных компетенций студентов: в ходе практико-ориентированного и личностно-ориентированного обучения (И.В. Петрова, В.В. Сериков и др.); через учебную, профессионально ориентированную ситуацию (О.М. Замятина, М.Д. Ильязова, Т.В. Сидоренко и др.); с учетом основных стадий профессионального становления и развития личности (Э.Ф. Зеер, С.Н. Силина и др.); в процессе дополнительного образования (А.В. Антонова, Т.Б. Фейлинг и др.); в условиях производственной и учебной практик (А.В. Вельш, В.М. Ростовцева, Ж.Ж. Турсынова и др.); с использованием тренингов, деловых игр (О.В. Калмыкова, М.П. Крюкова, М.В. Шункарева и др.).

В нашем исследовании рассмотрим возможность формирования профессиональных компетенций студентов-педагогов с помощью исследовательской самостоятельной работы, организованной на материале методических дисциплин.

Различным аспектам организации самостоятельной работы обучающихся посвящены работы Е.А. Анфиловой, Н.А. Константинова, Л.А. Котельниковой, А.Е. Полиектова, М.Т. Смирнова, А.Ф. Соловьевой, Я.И. Ханбикова и др.

Проведенный анализ существующих определений понятия «самостоятельная работа» в научной педагогической литературе позволил определить их многообразие (Н.Г. Дайри, М.А. Данилов, Б.П. Есипов, И.А. Зимняя, Я.А. Коменский, Р.Г. Лемберг, Р.М. Микельсон, Г.М. Муртазин, И.Т. Огородников, П.И. Пидкасистый, Т.И. Шамова, И.Э. Унт, К.Д. Ушинский и др.).

В данном исследовании под самостоятельной работой будем понимать целенаправленную, внутренне мотивированную структурированную самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемых им по процессу и результату деятельность, выполнение которой требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет ученику удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания [2].

Самостоятельная работа студентов способствует [3]:

  • мотивации обучающихся к освоению учебных программ;
  • повышению ответственности за результаты обучения;
  • развитию общепрофессиональных и профессиональных компетенций;
  • созданию комплекса условий для формирования способностей студентов к самообразованию, самоуправлению и саморазвитию;
  • приобретению, закреплению, расширению и углублению полученных знаний;
  • развитию собственных приемов и методов познания;
  • приобретению устойчивых профессиональных умений и навыков;
  • развитию у студентов творческого мышления;
  • воспитанию у студентов стремлений к познанию, поиску, интереса к специальности.

В настоящее время достаточно сложным и актуальным является вопрос диагностики профессиональных компетенций в высшем педагогическом образовании. Различным аспектам данной проблематики посвящены исследования Е.И. Загребиной, И.А. Зимней, Е.Ю. Левиной, С.В. Меньковой, О.Е. Пермякова, Е.Н. Прокофьевой, А.В. Хуторского и др.

Е.И. Загребиной, Левиной и Е.Н. Прокофьевой разработан алгоритм диагностики профессиональных компетенций студентов системы высшего образования [7]:

  • определение профессиональных компетенций и их структуры по направлению обучения;
  • определение методов формирования профессиональных компетенций для каждой учебной дисциплины;
  • формирование базы контрольно-оценочных средств диагностики профессиональных компетенций для каждой учебной дисциплины;
  • формирование профессионального профиля студента вуза, включающего интегрированную оценку всех профессиональных компетенций;
  • анализ результатов диагностики профессиональных компетенций с позиций студента, преподавателя, администрации вуза, работодателя.

Основываясь на исследования О.Е. Пермякова и С.В. Меньковой методы оценки профессиональных компетенций студентов-педагогов структурированы следующим образом: [6] (рис. 1):

Методы оценки сформированности профессиональных компетенций студентов-педагогов
Рисунок 1. Методы оценки сформированности профессиональных компетенций студентов-педагогов

Рассмотрим методы подробнее:

  1. Метод экспертных оценок: проведение экспертами интуитивно–логического анализа, основу которого составляют способы аккумуляции научных знаний и практического опыта в профессиональной педагогической области (результаты зачетов, экзаменов, защиты курсовых и выпускных квалификационных работ, конкурсов на лучшую методическую разработку, выполнение практических и лабораторных работ, коллоквиумы и др.).
  2. Априорные методы:
    • - самооценивание (использование балльных, вербально-числовых и вербальных шкал);
    • взаимное оценивание (метод «подпроблем» – оценка степени знакомства эксперта с подпроблемами, являющимися составляющими единой проблемы; метод «списка экспертов» – получение результирующей оценки компетенции эксперта в целом, при этом каждый эксперт указывает список специалистов, которых он считает экспертом по решению данной проблемы; метод «усреднения»);
    • документационный метод – изучение объективных характеристик эксперта по документам (научные публикации, дипломы, сертификаты и др.).
  3. Апостериорные методы – сравнение отклонений индивидуальных данных от результирующей групповой оценки.
  4. Тестовые методы.

Реализация (практическая часть)

Ниже представлен набор общепрофессиональных и профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС ВО направления 44.03.01 Педагогическое образование, формирующихся также и в процессе самостоятельной работы студентов. Шифры для удобства изложения указаны в соответствии с ФГОС ВО.

Общепрофессиональные (ОПК):

  • готовность сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);
  • способность осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся (ОПК-2);
  • владение основами профессиональной этики и речевой культуры (ОПК-5);

В области педагогической деятельности (ПК):

  • готовность реализовывать образовательные программы по учебному предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов (ПК-1);
  • способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2);
  • способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности (ПК-3);
  • способность использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (ПК-4);
  • способность осуществлять педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся (ПК-5);
  • готовность к взаимодействию с участниками образовательного процесса (ПК-6);
  • способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности (ПК-7).

Задача формирования у студентов профессиональных компетенций выводит на первый план использование приобретенных знаний и умений в различных ситуациях не только теоретического характера, но и практического. При этом целью обучения становится достижение студентами определенного результата, выражаемого в готовности к выполнению определенных видов деятельности. Содержание материала дисциплины подбирается ведущим преподавателем на основе результата, а в оценивание включается рефлексия. Меняются формы и методы аудиторной и внеаудиторной работы. Больше места отводится организации практических работ, продуктивной деятельности, выстраиванию системы индивидуальных заданий разного характера, использованию межпредметных связей, развитию у студентов творческих способностей, самостоятельности, инициативы.

Для формирования выше перечисленных компетенций может быть рассмотрена научная самостоятельная работа студентов. При этом активно используется комплекс деятельностных, активных и интерактивных методов работы [8]:

  • организационно-мотивационных (дискуссии, ролевые игры, диалоги);
  • когнитивных (интерактивные игры, анализы конкретной ситуации, организационно-мыслительные игры, эвристические беседы, «круглые столы»);
  • операционно-деятельностных («мозговые штурмы», кейс-метод, метод проектов, конференции, организационно-деятельностные игры, деловые игры, моделирование профессиональной ситуации и др.);
  • социально-психологических (метод сотрудничества, коллективные решения творческих задач и др.);
  • оценочно-рефлексивных (конкурсы практических работ с их обсуждением, групповые дискуссии, упражнения, тесты);
  • коррекционных (работа в малых группах).

Данные методы работы способствуют активизации образовательной деятельности студентов, формированию личностных и профессионально значимых качеств и умений, а также их диагностики и коррекции.

Перечислим виды самостоятельной работы студентов-педагогов, направленные на формирование их профессиональных компетенций.

Во-первых, отбор и анализ педагогической и методической литературы, представление результата в виде реферата, доклада, сообщения, эссе и др. Для мотивации студентов и овладения ими профессионально значимыми умениями выстраивать публичное выступление, ответы на вопросы аудитории организовываются конкурсы рефератов, докладов. Здесь оцениваются качество представленной разработки (и ее оформления), презентация, защита, ответы на вопросы. Перечисленные виды работы являются подготовительным этапом к самостоятельному проведению научных исследований (курсовых работ и ВКР).

Во-вторых, разработка и защита конспектов уроков, внеклассных предметных мероприятий, программ курсов по выбору (для 9 класса) и элективных курсов (для 10-11 классов), методического и дидактического обеспечения отдельных тем школьного курса, разделов и др. К этой группе относится также задание, направленное на разработку программы культурно-просветительской работы и культурно-просветительского мероприятия. Результаты этой самостоятельной деятельности студентов подводятся на конкурсах методических разработок, презентаций. Студенты учатся отбирать материал к урокам и составлять конспекты, методические разработки. Формируются мотивация и интерес к педагогической деятельности, самостоятельность, приемы творческой деятельности. Конкурсы помогают выявить одаренных и талантливых студентов; привлечь студентов к решению актуальных педагогических проблем. В состав жюри привлекаются не только преподаватели и педагоги-практики, но и студенты, что способствует формированию у них приемов оценочной деятельности, которые будут использованы в будущем.

В-третьих, написание курсовых работ и выпускных квалификационных. Обязательной частью их является опытно-экспериментальный этап, включающий в себя констатирующую и формирующую части.

Дополнительно к традиционным процедурам предзащиты и защиты (или вместо них) можно проводить конкурсы курсовых и выпускных квалификационных работ. Жюри конкурса формируется аналогично тому, как описано выше.

В-четвертых, выступление с докладом на научно-практической конференции, публикация в сборнике научных работ. Для активизации данного направления на базе вуза ежегодно проводятся студенческие научно-практические конференции. Кроме того, студенты регулярно принимают участие в конференциях разного уровня, организуемых другими учебными заведениями. В данный вид работы специально включается составление студентами аннотаций, выделения ключевых слов как на русском языке, так и на иностранном.

На всех этапах работы студенты учатся грамотно выстраивать научный текст, корректно оформлять цитаты и ссылки, использовать программы «Антиплагиат».

Сопоставим виды научной самостоятельной работы (описанные выше) и набор профессиональных компетенций, предусмотренных ФГОС ВО (табл. 1).

Таблица 1. Соответствие между видами самостоятельной работы и профессиональными компетенциями

Виды научной самостоятельной работы студентов

Номера формируемых компетенций

Отбор и анализ педагогической и методической литературы, представление результата в виде реферата, доклада, сообщения, эссе и др.

ОПК-1, 5

Разработка и защита конспектов уроков, внеклассных предметных мероприятий, программ курсов по выбору (для 9 класса) и элективных курсов (для 10-11 классов), методического и дидактического обеспечения отдельных тем, разделов и др.

ОПК-2, 5

ПК-1, 2, 3, 4, 5, 7

Написание курсовых работ и выпускных квалификационных по методике обучения, последующая их защита.

ОПК-1, 5

ПК-1, 2, 5, 4, 7

Выступление с докладом на научно-практической конференции, публикация в сборнике научных работ.

ОПК-1, 5

ПК-2

Материал, представленный в табл. 1, позволяет констатировать, что рассмотренные виды научной самостоятельной работы направлены на формирование профессиональных компетенций. Отметим, что осталась не охваченной компетенция ПК-6 (готовность к взаимодействию с участниками образовательного процесса). Данная компетенция требует специальной работы: заданий, предусматривающих взаимодействие студента с родителями, социальными партнерами, педагогам. Например, проведение (и обработка) анкет, опросов, работа в группе, включения их в культурно-просветительскую деятельность и т.д.

Для мотивации студентов к выполнению научной самостоятельной работы можно использовать следующие средства. Во-первых, перечисленная выше работа включается в программы методических дисциплин, курсов по выбору и педагогическую практику, вводится в рейтинговую оценку студентов. Во-вторых, ежегодно проводятся студенческие конкурсы НИР. В-третьих, рассмотренные виды работы включены в студенческий рейтинг внеаудиторной активности. Его результаты лежат в основе выявления лучшей студенческой группы и определения кандидатов на именные и повышенные стипендии.

Для реализации описанной работы студенту необходимо иметь представление о методологии научного исследования. Как показывает практика, при вовлечении его в научную деятельность большинство возникающих проблем имеют именно методологический характер. Студентам (по понятным причинам) часто недостает опыта в организации своей работы, использовании научных методов, а также в описании полученных результатов. Поэтому с целью формирования у студентов методологических знаний в вариативную часть основной образовательной программы можно ввести дисциплину «Основы исследований в образовании» (или другие варианты названия), знакомящую с основными принципами и приемами отбора литературы по выбранной проблеме, анализа ее актуальности, составления библиографии. На занятиях студенты изучат особенности организации исследовательской деятельности и описания ее результатов в виде статей, докладов, рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ.

Студентам целесообразно осуществлять самооценку сформированности собственных профессиональных компетенций при реализации учебно-практических мероприятий (табл. 2).

Таблица 2. Самооценка сформированности профессиональных специальных компетенций (СК)

Компетенции

Описание видов деятельности, которыми студент владеет (самооценка)

Оценка овладения компетенцией (0-4 баллов)

Задачи для профессионального самосовершенствования

Перечень компетенций дисциплины

Необходимо указать виды деятельности или знания, входящие в данную компетенцию, которыми Вы владеете. Можно использовать глаголы: знаю, могу, способен, готов и т.д.

Критерии для выставления оценки:

0 - не владею;

1 - имею необходимые знания;

2 - владею необходимыми умениями;

3 - думаю, что владею компетенцией, но опыта деятельности не имею;

4 - владею, имею опыт деятельности в соответствии с компетенцией.

Ставятся исходя из того, чем Вы на настоящее время еще не владеете или владеете в недостаточной мере. Можно использовать глаголы: необходимо, нужно, продолжить работу, овладеть и т.д.

Сопоставим методы оценки сформированности профессиональных компетенций студентов-педагогов (описанные выше) и набор профессиональных компетенций, предусмотренных ФГОС ВО (табл. 3).

Таблица 3. Соответствие между методами оценки сформированности профессиональных компетенций и профессиональными компетенциями

Методы оценки сформированности профессиональных компетенций

Номера формируемых компетенций

Метод экспертных оценок

ОПК-1, 2, 5, ПК-1, 2, 3, 4, 5, 6, 7

Априорные методы:

  • самооценивание

ОПК-1, ПК-1, 3, 4, 5, 6, 7

  • взаимное оценивание

ОПК-1, 2, 5, ПК-1, 2, 3, 4, 5, 6, 7

  • документационный метод

ОПК-1, 2

Апостериорные методы

ОПК-5, ПК-1, 2, 5, 6, 7

Тестовые методы

ОПК-1, 2, ПК-1, 3, 4

Данные табл. 3 позволяют констатировать тот факт, что метод экспертных оценок является наиболее универсальным для оценки сформированности профессиональных компетенций студентов-педагогов.

В соответствии с аспектами системного, синергетического, личностного, деятельностного, компетентностного подходов и на основе анализа имеющихся научно-педагогических трудов по проблеме исследования выделены следующие компоненты структуры профессиональной компетенции студентов вуза: ценностный, организационно-мотивационный, знаниевый, операционно-деятельностный, индивидуально-психологический, социальный, оценочно-рефлексивный, коррекционный [10] .

Согласно данной структуре, на основе анализа исследований в рассматриваемой области, результатов теоретической и экспериментальной работы разработана система критериев оценки сформированности профессиональных компетенций студентов высшей школы [9]:

  • сформированность мотивационно-ценностного отношения к получению профессионального образования;
  • способность к применению профессиональных знаний и умений в трудовой деятельности;
  • способность к оценочно-рефлекивной и коррекционной деятельности.

Содержание критерия сформированности мотивационно-ценностного отношения к получению профессионального образования определяется:

  • приверженностью моральным принципам, нормам и правилам поведения специалиста с учетом особенностей его профессиональной деятельности и конкретной ситуации, ответственность за ее результаты;
  • нравственно-психологической составляющей профессионализма;
  • осмысленностью личностного профессионального саморазвития;
  • установкой на получение профессионального образования и практически значимых результатов, личностным ростом;
  • стремлением к волевому напряжению при достижении целей профессионально-творческой деятельности;
  • построением индивидуальных образовательных траекторий обучения.

Критерий способности к применению профессиональных знаний и умений в трудовой деятельности определяется:

  • соответствующим уровнем профессиональных знаний, приобретенных в образовательном процессе и при самообучении, а также знаний способов их получения и применения в профессиональной деятельности;
  • саморегуляцией;
  • умениями принимать решение, выбирать программы действий;
  • профессиональным творчеством.

Критерий способности к оценочно-рефлекивной и коррекционной деятельности определяется:

  • степенью самооценки студентов;
  • саморефлексией;
  • направленностью на коррекцию и обогащение профессиональной деятельности;
  • внутренней готовностью к выполнению стратегических задач;
  • способностью к объективному самоанализу;
  • собственной удовлетворенностью;
  • наличием у студентов представлений о нормах профессиональной деятельности и ее развитии;
  • осознанием выбора стратегии и тактики индивидуальной профессиональной подготовки.

Основываясь на анализе научно-педагогических трудов по проблеме исследования, а также предложенных А.А. Бобровым, Л.Н. Трубиной, А.В. Усовой трех уровнях усвоения знаний, нами выделены следующие уровни сформированности профессиональных компетенций студентов: низкий (репродуктивный), средний (эвристический), высокий (творческий) [10].

Низкий уровень (репродуктивный) указывает на недостаточное стремление к волевому напряжению при достижении целей профессионально-творческой деятельности, наличие поверхностных и фрагментарных знаний в профессиональной области, неготовность к их использованию в различных ситуациях.

Средний уровень указывает на наличие эмпирически ситуативного интереса к познанию особенностей профессиональной деятельности, неполное владение информацией в различных профессиональных аспектах, непрочные навыки и умения профессиональной деятельности.

Высокий уровень указывает на осознание ценности и значимости профессиональных умений и навыков для трудовой деятельности, наличие системных и целостных знаний в профессиональной области, стремление к профессиональному творчеству.

Выделенные уровни сформированности профессиональных компетенций студентов высшей школы определяются через оценку результатов деятельности и личностного отношения к ней обучающихся. Они необходимы для выявления наиболее эффективных методик их формирования (экспертной оценки, субъективного шкалирования самооценки и др.), позволяют выбрать формы (беседа, интервью, коллоквиум и др.) и средства диагностики (тесты: уровневый, ситуационный; опросники и др.).

Диагностирование уровней сформированности профессиональных компетенций студентов-педагогов целесообразно проводить с помощью использования валидных средств их оценки, составляющих банк контрольных и учебных заданий, направленных на выявление знаний фактов, связей, уровней владения методами исследований в определенных областях и самостоятельного получения новых знаний и связей, выявляющих умения действовать по образцу, самостоятельно организовать свою работу в соответствии с поставленной целью, самостоятельно выявить проблему, выбрать путь и осуществить ее преодоление, самостоятельного целеполагания.

Анализ и оценка разработки

Для оценки сформированности у студентов-педагогов профессиональных компетенций средствами самостоятельной работы мы провели исследование на базе Соликамского государственного педагогического института (филиала) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Пермский государственный национальный исследовательский университет». В исследовании участвовали студенты разных курсов и направлений подготовки.

Исследование проводилось при реализации учебно-практических мероприятий, на которых студенты осуществляли самооценку сформированности профессиональных специальных компетенций (таблица 2), суть исследования заключалась в описании видов деятельности, которыми студент владеет, в соответствии с данной компетенцией, самооценкой овладения компетенциями (оценивание по 4-х бальной школе) и оформления задач для профессионального самосовершенствования.

В исследовании принимали участие студенты экспериментальной группы (Педагогического образования, профиль Математика). Приведем результаты их оценочной деятельности на 2 и 4 курсах. Оценивали сформированность 7 профессиональных компетенций, которые указаны в учебном плане направления подготовки бакалавриата.

Студенты 4 курса, оценивая компетенцию ПК-1 (готовность реализовывать образовательные программы по учебному предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов) в графе 2 «Описание видов деятельности, которыми студент владеет (самооценка)» указали следующее:

  • способен реализовывать образовательные программы по учебному предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов, но не в полной мере;
  • способен к экспериментам научных теорий, знаю критерии качества математических исследований;
  • владею умением моделирования умений и процессов, могу строить модели для решения проблем.

В графе 4 «Задачи для профессионального самосовершенствования»:

  • научиться применять навыки на практике;
  • научиться экспериментальной проверке научных теорий;
  • применять знания в других областях науки, так же продолжать работу над критериями качества математических исследований.

Так, на 2 курсе, оценивая компетенцию ПК-2 (способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики), в графе 2 «Описание видов деятельности, которыми студент владеет (самооценка)» указывали следующее:

  • знаю основные методы и технологии обучения и могу их применять;
  • знаю основные методы диагностики и могу их применять;
  • составляю конспекты, выступаю на семинарах, обобщаю, анализирую информацию;
  • умею составлять конспекты, решаю задачи, примеры.

В графе 4 «Задачи для профессионального самосовершенствования» указывают:

  • необходимо уделить больше времени изучению современных технологий;
  • нужно овладеть новыми знаниями и умениями, продолжать выступать на семинарах и научится пользоваться аксиоматическим методом;
  • нужно продолжать работу над освоением новых знаний и идей.

Обработка результатов происходила путем анализа самооценки студентов и подсчета общих баллов оценки каждой компетенции: 6-11 баллов – имею необходимые знания; 12-17 баллов – владею необходимыми умениями; 18-23 балла – думаю, что владею компетенцией, но опыта деятельности не имею.

Результаты самооценки овладения профессиональными специальными компетенциями студентами на 2, 4 курсах средствами самостоятельной работы представлены на рис. 2.

Результаты самооценки сформированности профессиональных специальных компетенций у студентов экспериментальной группы
Рисунок 2. Результаты самооценки сформированности профессиональных специальных компетенций у студентов экспериментальной группы

Аналогично осуществляется и взаимооценка владения и (или) демонстрации студентами профессиональных компетенций в процессе учебной деятельности. Взаимооценка используется как в работе со студентами одного курса, так и разных. Чаще всего это проводится на занятиях, где студенты демонстрируют результаты выполнения самостоятельных (индивидуальных, творческих, практических) работ.

Заключение

В заключение отметим, что описанной научной самостоятельной работе студентов (для формирования профессиональных компетенций) в вузе, готовящем будущих педагогов, должно отводиться значительное место. Для достижения оптимальных результатов с позиции формирования профессиональных компетенций необходимо объединение усилий всего коллектива вуза.

Целенаправленная подготовка студентов и постепенное их включение в научную самостоятельную работу в рамках изучения методических дисциплин способствует формированию у них компетенций, профессионально значимых умений, их личностному развитию.

Список литературы

  1. Денисова Г.В. Учебно-исследовательская деятельность студентов как фактор профессиональной подготовки будущего учителя математики в педагогическом вузе: Дисс…канд. пед. наук / Г.В. Денисова – Рязань, 1999. – 174 с.
  2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. – 2003. – №5 – С. 98-122.
  3. Котельникова Л.А. Организация самостоятельной работы студентов в среднем профессиональном образовании: Учебное пособие. – Уфа: ИРО РБ, 2014. – 112 с.
  4. Курлыгина О.Е. Компетентность как характеристика готовности будущего учителя к осуществлению профессиональной деятельности // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4.
  5. Осмоловская И.М. Компетентностный подход к формированию содержания общего образования // Право и образование. – 2006. – №4. – С. 120-129.
  6. Пермяков О.Е., Менькова С.В. Диагностика формирования профессиональных компетенций. – М.: ФИРО, 2010. – 114 с.
  7. Прокофьева Е.Н., Левина Е.Ю., Загребина Е.И. Диагностика формирования компетенций студентов в вузе // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2-4. – С. 797-801.
  8. Рихтер Т.В. Классификация интерактивных методов обучения в контексте формирования профессиональных компетенций студентов вузов // NovaInfo.Ru (Электронный журнал.) – 2015 г. – № 38; URL: http://novainfo.ru/archive/38/klassifikatsiya-interaktivnykh-metodov-obucheniya
  9. Рихтер Т.В. Система критериев и показателей оценки сформированности профессиональных компетенций студентов высшей школы // Современные тенденции естественно-математического образования: школа – вуз [Текст]: материалы Международной научно-практической конференции, 15 – 16 апреля 2016 года: в 2 ч. Ч. 1 / Соликамский государственный педагогический институт (филиал) ФГБОУ ВО «ПГНИУ»; Т.В. Рихтер, составление. – Соликамск: СГПИ, 2016. – С. 62-65.
  10. Рихтер Т.В. Уровни сформированности профессиональных компетенций студентов высшей школы // Фiзико-математична освiта: науковий журнал. Вип. 2 (8) / Сумський державний педагогiчний унiситет iменi А.С. Макаренка, Фiзико-математичний факультет редкол.: О.В. Семенiхiна (гол. ред.) [та iн]. – Суми: [СумДПУ iм. А.С. Макаренка], 2016. – С. 99-102.
  11. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? / А.В. Хуторской. – М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 195 с.