Метод «Грозди» и метод проектов как основополагающие активные методы обучения при проведении итоговой аттестации бакалавров и магистров

NovaInfo 39, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 6
CC BY-NC

Аннотация

Статья посвящена реализации активных методов обучения – метода «грозди» и метода проектов – в рамках подготовки бакалавров и магистров по направлению подготовки «Электроэнергетика и электротехника» в Южно-Уральском государственном университете.

Ключевые слова

МЕТОД ГРОЗДИ, АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ, МЕТОД ПРОЕКТОВ

Текст научной работы

Компетентностно-ориентированный подход к образованию в целом и высшему образованию в частности предполагает, что в результате обществу должны быть представлены специалисты с новым уровнем научного и практического мышления, аккумулирующие новые качества теории и практики [1-6]. Культура общества, темпы и эффективность развития общества во многом зависят от качества специалистов, выпускаемых образовательными учреждениями различных уровней. Выпускник должен быть ориентирован на то, что в обществе наличествует конкуренция специалистов, и для успешной карьеры необходимо быть конкурентоспособным не на словах, а на деле. Основополагающими факторами конкурентоспособности являются не только определенные уровни знаний, умений и навыков, сформированные в образовательном учреждении, но и умение осуществлять поиск, переработку и представление информации, умение применять на практике теоретические знания. А это в свою очередь предполагает способность и готовность молодого специалиста к самообразованию, наличие у него внутренней мотивации к обучению. В связи с этим четко вырисовывается проблема профессиональной компетентности и проблема развития профессионально значимых качеств личности у будущих специалистов в процессе обучения.

Если формирование, корректировка и реализация компетенций студента происходит во время лекционных и лабораторно-практических занятий, а также во время осуществления научной деятельности в рамках специальности и прохождения практик (учебной, производственной и преддипломной), то к этапу выполнения выпускной квалификационной работы студент подходит с уже практически сформированным комплексом необходимых знаний, умений и навыков, т.е. с определенным набором компетенций для осуществления квалифицированной деятельности по специальности. Выпускная квалификационная работы выявляет уровень владения профессиональными компетенциями и исследовательскими умениями, уровень профессиональной эрудиции, методическую подготовленность будущего специалиста. Уровень выпускной квалификационной работы подразумевает решение достаточно сложных производственных задач, иногда нетривиальных, проведение определенного комплекса лабораторных исследований с последующей метрологической обработкой и практическими выводами, осуществление типовых и нетиповых расчетов.

Наличие в учебном плане выпускной квалификационной работы предполагает, что в ходе ее выполнения проявятся и конкретизируются основные компоненты профессиональной компетентности специалиста. К ним относятся:

  1. специальные компетенции - умение решать типовые и нетиповые профессиональные задания, способность критически оценивать результаты своего труда, готовность к самостоятельному выполнению различных видов деятельности, способность самостоятельно приобретать и совершенствовать свои знания, умения и навыки;
  2. персональные компетенции – готовность реализовать свой умственный и творческий потенциал в профессиональном труде; способность к повышению квалификации и к персональному росту;
  3. социально-правовые компетенции – способность и готовность к восприятию и выработке приемов профессионального общения и поведения.

В процессе всего обучения будущий специалист не просто пассивный слушатель и исполнитель, а активный участник образовательного процесса. Активизация и актуализация мыслительной и практической деятельности в процессе обучения является результатом использования активных методов обучения [1-6, 8]. На сегодняшний день имеется перечень разработанных активных методов обучения, среди которых метод «мозгового штурма», фундаменталистский метод, метод «проектов», метод «дерева решений», метод «грозди», метод «цепочки», метод «5-15» и т.д.

При выполнении выпускной квалификационной работы чаще всего из активных методов на практике реализуются метод проектов и метод «грозди». Причем на наш взгляд метод «грозди» оказывается более приближенным к реальной ситуации. В филиале Южно-Уральского государственного университета (ЮУрГУ) в г.Усть-Катав выпускная квалификационная работа студентов по направлению подготовки «Электроэнергетика и электротехника» включает типовые расчеты системы электроснабжения объекта, выбор оборудования, исходя из требуемых характеристик, и разработку схемы электроснабжения. Поскольку целью выпускной квалификационной работы, как правило, является разработка или модернизация системы электроснабжения объекта (предприятия, цеха, жилого микрорайона и т.д.), то типовой расчет, проведенный в соответствии с требованиями «Правил устройства электроустановок» [11], и его результаты являются центральной ветвью в «грозди». После того, как студент осуществил типовой расчет и получил необходимые параметры электроснабжения объекта, его следующей задачей будет выбор оборудования. Именно на этом этапе «гроздь» начинает ветвиться, поскольку имеются альтернативные варианты оборудования, различающиеся по производителю, цене, сроку службы, по затратам на эксплуатацию оборудования, в том числе по потерям электроэнергии. Соответственно должны быть просчитаны несколько вариантов системы электроснабжения в целом. Эти варианты и формируют «ягоды» «грозди». В процессе анализа альтернативных вариантов систем электроснабжения у студента формируются навыки видения проблемы электроснабжения объекта целиком и по частям.

Поскольку выпускную квалификационную работу выполняет студент инженерно-технической специальности, то она содержит большое количество материала, оформленного в виде таблиц, графиков и схем, что полностью соответствует по своей сущности методу «грозди» [6].

Метод «проектов» предусматривает более существенный уклон в научную сторону [7, 9, 10, 12], анализ информационного пространства и интегрирование знаний и умений из смежных областей науки. Так выполнение магистерской диссертации по направлению подготовки «Электроэнергетика и электротехника» кроме типовых расчетов и выбора оборудования предусматривает оптимизацию систем электроснабжения, либо исследование проблемной части системы электроснабжения более подробно. Сущность оптимизации системы электроснабжения объекта заключается в том, что из набора возможных вариантов выбирается оптимальный по целевой функции. Такой функцией может быть чистый дисконтированный доход или комбинация чистого дисконтированного дохода с различными техническими параметрами с определенными весовыми коэффициентами. К проблемным частям систем электроснабжения можно отнести выпрямительные агрегаты большой мощности (например, для электролизных установок), которые оказывают негативное влияние на качество электроэнергии для остальных потребителей. Снизить данное отрицательное влияние можно путем оптимизации конструкции самих выпрямительных агрегатов. В целом специалист, выходящий на защиту магистерской диссертации, выполняет достаточно масштабные исследования.

Как следует из вышеизложенного, этапы оптимизации или исследования проблемной части системы электроснабжения, предусмотренные в магистерских диссертациях, выбиваются из рамок метода «грозди» и четко укладываются в рамки метода «проектов».

Таким образом, практика подготовки специалистов различного уровня обуславливает выбор активного метода обучения на завершающем этапе.

Читайте также

Список литературы

  1. Зайцева, Е.В. Механизм формирования и этапы реализации компетенций специалистов в области фармации / Е.В. Зайцева, О.А. Миняева // Материалы межд. заоч. науч. конф. «Актуальные задачи педагогики» - Чита, 2011. – Т. 2. – С. 220-222.
  2. Маркина, Н.В. Подготовка специалистов медицинского профиля по дисциплине «Информатика» / Н.В. Маркина, В.Ю. Маркин, О.А. Миняева, В.И. Сафонов // Проблемы современного образования: материалы межд. науч.-практ. конф. 5-6 сентября 2010г. – Пенза – Ереван – Прага; ООО Научно-издательский центр «Социосфера», 2010. – С.380.
  3. Миняева, О.А. Место тестовых заданий в современной системе подготовки специалистов высшего профессионального образования / О.А. Миняева, В.А. Ушакова, Е.В. Зайцева, Ю.С. Чудинова, Э.Ю. Зайцева // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2013. - № 12-2. – с. 259-263.
  4. Миняева, О.А. О некоторых особенностях компетентностного подхода при обучении специалистов в области фармации / О.А. Миняева, Э.Ю. Зайцева, Е.В. Зайцева, В.А. Ушакова // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1; URL: www.science-education.ru/121-19118 (дата обращения: 09.11.2015).
  5. Миняева, О.А. Системный подход в формировании специалиста в области фармации / О.А. Миняева, Е.В. Зайцева // Проблемы современного образования: материалы межд. науч.-практ. конф. 5-6 сентября 2010г. – Пенза – Ереван – Прага; ООО Научно-издательский центр «Социосфера», 2010. – С. 378.
  6. Миняева, О.А. Сочетание практической направленности и активных методов обучения как основа формирования будущего специалиста в области фармации / О.А. Миняева, Н.Н. Ножкина, Е.В. Зайцева // Сб. статей региональной научно-методической конференции «Актуальные вопросы современных подходов к самостоятельной работе студента в высшей школе». – Т. 1. – Челябинск, 2010. – С. 129-133.
  7. Миняева О.А. Структура и некоторые свойства гелеобразных оксигидратов иттрия и гадолиния / О.А. Миняева // Коллоидный журнал, 2001. – Т. 63. – №4. – С. 476-481.
  8. Миняева, О.А. Тестовый контроль как неотъемлемая часть современной образовательной технологии при подготовке специалистов-фармацевтов / О.А. Миняева, В.А. Ушакова, Е.В. Зайцева, Э.Ю. Зайцева, Ю.С. Чудинова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. - №6 (22) – с. 36-40.
  9. Миняева, О.А. Фазовый анализ бинарных смесей компонентов, составляющих основу мягких лекарственных форм / О.А. Миняева, А.Р. Ворожейкина, Н.П. Куприянова, Э.А. Яруллина, О.В. Трифонова // Фундаментальные исследования, 2014. - № 8-1. – С. 119-123.
  10. Миняева, О.А. Формообразование и эволюция гелей оксигидратов иттрия и гадолиния / О.А. Миняева, Ю.И. Сухарев // Известия Челябинского научного центра УрО РАН, 1998. – №2. – С. 141-150.
  11. Правила устройства электроустановок / Федер. служба по экол., технол. и атом. контролю. – С-Пб.: ДЕАН, 2008. – 701 с.
  12. Сухарев, Ю.И. О полимерной природе образования оксигидратов иттрия / Ю.И. Сухарев, О.А. Миняева // Сборник докладов Всеросс. конф. «Химия твердого тела и новые материалы» - Екатеринбург, 1996. – С.111.

Цитировать

Сафонов, В.И. Метод «Грозди» и метод проектов как основополагающие активные методы обучения при проведении итоговой аттестации бакалавров и магистров / В.И. Сафонов. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 39. — URL: https://novainfo.ru/article/4002 (дата обращения: 26.06.2022).

Поделиться