Концепций, объясняющих суть, происхождение и назначение государства достаточно большое количество. Исследователи в различных областях, от правоведения до экономики, выдвигают множество, иногда диаметрально противоположных теорий, объясняющих роль и сущность государства.
Во второй половине XIX в. таковыми являлись, например, классовая теория К. Маркса и теория социального государства Л. фон Штейна. Для сторонников Маркса – в государстве неизбежно сталкиваются интересы классов, для Штейна – государство должно восстановить равенство и свободу и способствовать прогрессу для всех классов.
Социально - экономические проблемы в европейских странах, в т.ч. и в России, в к. XIX- н. XX, вынуждали государства реагировать, предлагать возможные варианты их решения. Германия, например, стала первой страной, которая в 1871 году ввела социальное страхование. Оно касалось только рабочих, получивших травмы на производстве, но, тем не менее, это был шаг вперед в обозначении пути решения социальных проблем. Вскоре там же было введено медицинское страхование лиц, занятых на производстве, что в числе прочих мер создало дополнительные условия для успешного развития экономики. Германия и последовавшие ее примеру страны показали, насколько продуктивным может быть подход, направленный на государственную поддержку экономически активных социальных групп. [8;9]
В последующие годы социальная защита стала распространяться на все слои населения, сначала только работающего, а затем и на тех, в первую очередь детей, кто в будущем мог компенсировать государственные вложения. Относительно спокойные 60-70-ые гг. XX в. позволили расширить сферу государственных ассигнований на социальные нужды, увеличивая пособия и охватывая социальным обеспечением даже те социальные группы, например, детей - инвалидов, недееспособных граждан, которые даже потенциально принести экономическую выгоду государству не могли.
Действительно, демократизация системы образования, содействие занятости женщин и гендерному равенству, характерные для Скандинавии, позволили североевропейским странам осуществить сдвиг в сторону выравнивания социальной структуры населения. В 2000-е годы страны Северной Европы отличались уникально низким уровнем неравенства. Все данные свидетельствуют о том, что движение в этом направлении произошло после 1960-х годов, и в первую очередь было достигнуто за счет повышения доли доходов самых малообеспеченных. Г. Эспинг - Андерсен приходит к выводу о том, что «степень неравенства в родительском поколении сильно влияет на уровень возможностей в поколении детей. Те, кто имеет неудачный старт, будет падать еще больше. И ключевым моментом является то, что условия в раннем детстве являются решающими для социальной успешности в будущем». [2;133] Это и есть объяснение, почему Скандинавия выделяется среди других государств в условиях реализуемой всеми политики равенства возможностей.
В 90-ые гг. XX века стало очевидно, что социальная политика многих европейских государств требует все большего финансирования, что в условиях усиления негативных явлений в мировой экономике, стало значительным бременем для национальных бюджетов. В 2000-ые годы ситуация в сфере социальной защиты населения стала приобретать черты кризиса: объем социальных гарантий, который постоянно увеличивался из-за процессов продолжающегося старения населения, роста безработицы и миграции, начал превышать реальные возможности государств. Мнение П. Розанваллона, высказанное в его работе «Кризис государства благоденствия», о том, что эта концепция во вт. пол. XX в. пережила три кризиса: экономический, идеологический и философский, находит сейчас все больше последователей.
Можно предположить, что концепция «социального государства» будет развиваться в одном из двух направлений, в противоположность к доминировавшей ранее идее «государства всеобщего благоденствия». Первый путь – отказ государства от патерналистской роли в отношении граждан, признание необходимости каждого нести ответственность за свою судьбу и условия жизни своей семьи, локального сообщества и т.д. При этом подходе социальное государство выполняет функции «риск – менеджера», реагируя на сложные, независящие от самого человека, форс-мажорные обстоятельства, создающие социально опасную ситуацию.
Второй путь может основываться на реализации успешного опыта стран Северной Европы, поскольку именно Скандинавский режим благосостояния, по мнению многих исследователей, [1,4,5,7] является значительно более эффективным в выравнивании структуры возможностей. Тогда государство должно сконцентрировать свои усилия, прежде всего, на искоренении бедности семей с детьми, создавая возможности для женской занятости, получении гарантированного доступного образования детьми и пр.