Система здравоохранения во Франции и России: сравнительный анализ

NovaInfo 39, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Политология
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 31
CC BY-NC

Аннотация

В статье представлен сравнительный анализ систем здравоохранения Франции и России, приводятся отличительные особенности систем этих стран.

Ключевые слова

ФРАНЦИЯ, РОССИЯ, СИСТЕМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, СИСТЕМА МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ, ЗДРАВООХРАНЕНИЕ, СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО

Текст научной работы

Здравоохранение есть совокупность социально-экономических и медицинских мероприятий, имеющих цель сохранить и повысить уровень здоровья каждого отдельного человека и населения страны в целом.[1] В каждой стране существует своя определенная система здравоохранения, которая отличается по своей структуре и определяется многими обстоятельствами. В каких-то странах она более развита, а в других требует реформирования в сторону её совершенствования.

В 2007 году Всемирная организация здравоохранения признала Францию лучшей страной оказания медицинских услуг в мире. Были проанализированы системы медицинского обслуживания в 191 стране. России досталось лишь 130-е место. Высокого результата Франция добилась за счёт многих факторов: финансирование, доступность, эффективность медицинской помощи, использование инноваций. Подтверждением высокого положения являются данные статистики: коэффициент смертности во Франции значительно ниже, чем во многих развитых странах – 8,56 (на 1000 человек). Для сравнения в России этот коэффициент равняется 16,06. Продолжительность жизни французского населения при расчетах ежегодно становится на три месяца больше.[4]

Во Франции система здравоохранения состоит из двух секторов: государственного и частного, которые обеспечивают предоставление медицинских услуг и финансирование здравоохранения. Правительство непосредственно управляет системой здравоохранения, а также несет ответственность за деятельность системы здравоохранения в целом, контролирует работу организаций, финансирующих оказание медицинской помощи, и государственных больниц, обеспечивает социальную защиту, занимается вопросами организации обучения медицинских работников. Национальное агентство по аккредитации больниц занимается оценкой деятельности и качества услуг в медицинских учреждениях, а также экономических аспектов в секторе здравоохранения.[5]

Как и в России, система здравоохранения основана на принципах обязательного медицинского страхования, которое дополняется добровольным страхованием. Система страхования является централизованной, это означает, что в стране есть единая страховая организация – Национальная больничная касса – с филиалами во всех регионах. [4]

Национальная система медицинского страхования, контроль за которой осуществляет Министерство по социальным делам, охватывает 99% населения страны. Все граждане имеют равный доступ к медицинской помощи. В системе страхования действуют различные режимы управления в зависимости от рода занятий застрахованных. Основной режим охватывает около 80% населения и распространяется преимущественно на работающих по найму в торговле, промышленности и членов их семей. Медицинская помощь беднейшим слоям населения оказывается благотворительными организациями.[5]

Обязательное медицинское страхование предусматривают выплату определенных страховых пособий, которые возмещают расходы на диагностические исследования и медицинские услуги, если они включены в официальный перечень и предписаны врачом. Однако во Франции существует правило, что страховка покрывает не всю сумму на лечение, а только её часть – оставшуюся часть оплачивают сами пациенты за счёт своих средств или добровольного страхования. В систему страхования входят как государственные, так и частные медицинские учреждения, и пациент вправе выбрать любую больницу.[4]

Во всех медицинских учреждениях раз в год осуществляется проверка пятью инспекторами министерства здравоохранения. В течение недели они имеют доступ во все отделения больниц и могут задавать любые вопросы медперсоналу и пациентам о качестве диагностики и лечения.[4] Результатом этих проверок является отчёт, который размещается в интернете – любой желающий может узнать о сильных и слабых сторонах клиники. В России в федеральных законах отсутствует указание на то, что ежегодно должен публиковаться отчет о деятельности системы здравоохранения с учетом анализа удовлетворенности пациентов.[2]

Всем работающим гражданам выдаётся специальная пластиковая карточка, которая позволяет пользоваться медицинским обслуживанием. На этой карточке содержится вся информация о страховой компании, т.е. на что вы имеете право, что покрывается страховой компанией, и информация о владельце. Карту обязательно надо предъявить при посещении врача и оплатить его услуги.[4] Можно провести аналогию с российскими медицинскими полюсами. У нас в стране также наблюдается тенденция смены бумажной формы полюса на пластиковую карту.

В России присутствует огромная проблема очередей в бесплатных государственных учреждениях здравоохранения. И это не только очереди на приём, но и запись на операции, возможность воспользоваться медицинским оборудованием (например, прибор «холтер»). Была попытка «разгрузить» очереди путём внедрения системы электронной записи через интернет. На мой взгляд, эта попытка не оправдала себя, т.к. не была автоматизирована полностью система выдачи талонов – одни могут взять их в регистратуре, другие через интернет или специальный терминал, а третьи, позвонив по телефону. Таким образом, образовывается 2 очереди: одна по заранее взятым талонам, а другая «живая». В частных учреждениях стоимость медицинских услуг часто завышена, что не даёт населению в полной мере пользоваться ими.

Во Франции нет очередей. Каждый пациент прикреплён к определённому врачу в больнице по месту жительства. Чтобы попасть на приём, нужно заранее на него записаться. Любой человек может абсолютно спокойно обратиться в частную или государственную клинику с просьбой о проведении приема. Сделать это можно следующими способами:[3]

• лично, путем оформления типового заявления в больнице;

• по телефону, с указанием всех необходимых данных;

• через интернет, заполнив специальную форму на сайте больницы.

Избежать списков ожидания на выполнение хирургических манипуляций позволяет сотрудничество между общественными и частными медицинскими структурами. Частные лечебные учреждения Франции выполняют более 50% хирургических вмешательств. При оказании амбулаторной помощи врачи получают вознаграждение за каждую услугу в соответствии с условиями договора, заключенного с национальными страховыми кассами.[6] Врачи, не включенные в национальную систему медицинского страхования, могут устанавливать собственные цены на услуги, которые могут превышать официально установленные в среднем на 50%, при этом разницу оплачивает сам пациент.[3] Таким образом, такая система мотивирует медицинский персонал качественно выполнять свою работу.

Совершенствование медицинской помощи населению возможно лишь при условии инновационного развития здравоохранения на основе создания и внедрения новых эффективных лечебно-диагностических технологий и лекарственных средств в медицинскую практику. Для обеспечения перехода здравоохранения на инновационный путь развития необходим высокий уровень оснащения учреждений здравоохранения медицинским оборудованием, уровень подготовки и повышения квалификации медицинских кадров; условия для эффективного внедрения в медицинскую практику результатов научно-технической деятельности.[7] Во Франции эти условия соблюдены – инновационные технологии широко используются в сфере здравоохранения. Больницы оснащены высокотехнологичным оборудованием, а различные процессы полностью или частично автоматизированы. Что является ключевым фактором продолжения оснащения учреждений инновационным оборудованием – это его рентабельность.[4] В этом системы Франции и России сильно различаются.

Сходство систем здравоохранения Франции и России: обязательное медицинское страхование, наличие государственного и частного сектора, доступность медицинских услуг, государственное финансирование. Несмотря на это различий гораздо больше. В отличие от российской, французская система здравоохранения располагает качественными медицинскими услугами, рентабельным высокотехнологичным оборудованием, эффективной системой управления данной сферой и постоянным контролем за ней, взаимодействием частного и государственного сектора.

Изучив структуру систем здравоохранения двух стран, можно сделать вывод о том, что медицина во Франции сделала большой шаг вперед, в отличие от России. Огромное количество инновационных технологий во Франции в наше время позволяет излечить почти любую болезнь, и эти технологии доступны населению. В России недостатками является низкая мотивация медицинских кадров к качественному труду, низкая информатизация, а главное отсутствие должного уровня управления и контроля. Если усовершенствовать российскую управленческую систему и добиться её эффективного функционирования, быть может, когда-нибудь и Россия сможет стать социальным государством и попасть в «десятку» лучших систем здравоохранения наравне с Францией.[8]

Читайте также

Список литературы

  1. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002 – 520 с.
  2. Улумбекова Г.Э. Здравоохранение России. Что надо делать. Научное обоснование «Стратегии развития здравоохранения до 2020 года. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010 – 592 с.
  3. URL: http://congress-tour.ru/index.php/frzdrav/sem/zdrav (дата обращения 27.11.2015)
  4. Видеосюжет по итогам Cеминара-2012 [Видеозапись] / Международный Семинар «Здравоохранение Франции. Передовой опыт. Практика. Инновации» 28 мая 2012 года в Тулузе. Режим доступа: URL: http://congress-tour.ru/index.php/frzdrav/archive/i
  5. Н.Б. Климова, А.Л. Зайцева, П.В. Бреев // Экономика и практика обязательного медицинского страхования. — 2002. — № 5. — С. 4–7.
  6. URL: http://pandia.ru/text/77/306/15535.php (дата обращения 27.11.2015)
  7. Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г. // Федеральный портал PROTOWN.RU. Электронный ресурс. Режим доступа: URL: http://www.protown.ru/information/doc/4293.html
  8. Морозова О.С. Кризис идеи «Социального государства» в современном мире. // NovaInfo.Ru (Электронный журнал.) – 2015 г. – № 38; URL: http://novainfo.ru/archive/38/krizis-idei-sotsialnogo-gosudarstva

Цитировать

Бухарова, Е.А. Система здравоохранения во Франции и России: сравнительный анализ / Е.А. Бухарова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 39. — URL: https://novainfo.ru/article/4013 (дата обращения: 05.12.2022).

Поделиться