Экстремизм и терроризм на сегодняшний день является одним из наиболее сложных социально-политических проблем современного российского общества. Это связано в первую очередь, с многообразием экстремистских и террористических проявлений, которые оказывают дестабилизирующее влияние на социально-политическую обстановку в стране.
В 2014 году всемирное интернет-сообщество столкнулось с массовой информационной угрозой со стороны экстремистских и террористических организаций. Спецификой сети Интернет является то, что большей частью повседневной аудитории онлайн-ресурсов считаются люди моложе 30 лет, а публика социальных сетей — это молодые ребята в возрасте от 14 до 20 лет, то есть ученики школ и институтов.
Молодежь привлекают анонимность и масштабность сети Интернет, отсутствие как таковых социальных, нравственных и даже государственных границ. По этой причине Интернет стал, в том числе, и эффективным инструментом пропаганды террористической и экстремистской деятельности.
В 2015 году источниками глобальной экстремистской и террористической пропаганды стали ресурсы, поддерживающие идеологию «Исламского государства Ирака и Леванта» или просто ИГИЛ. Для вербовки и сотворения привлекательного вида террористических организаций применяются буквально все известные социальные сети и ресурсы: «ВКонтакте», «Youtube», «Facebook», «Instagram», «Twitter».
Успешная военная кампания ИГИЛ сопровождается огромной по масштабам пропагандистской кампанией в онлайн-пространстве: ИГИЛ ведут трансляции боевых действий в «Twitter», выкладывают снимки своих жертв в «Instagram» и оперативно сообщают новости своим подписчикам в «Facebook».
В 2016 году Роскомнадзор в сети Интернет зафиксировал 12,6 тысяч сайтов или указателей страниц, пропагандирующих деятельность данной структуры. В то время как в 2015 году число страниц в сети Интернет данной организации не превышало отметки 1500 сайтов.
Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. «главными направлениями государственной политики в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу должны стать усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности, прежде всего детей и подростков, совершенствование нормативного правового регулирования предупреждения и борьбы с преступностью, коррупцией, терроризмом и экстремизмом, повышение эффективности защиты прав и законных интересов российских граждан».
Второе место в рамках неформального рейтинга российских Интернет-ресурсов экстремистской направленности занимают сайты или страницы сайтов, распространяющие материалы праворадикальных организаций Украины («Правый сектор»*, «Украинская национальная ассамблея — Украинская народная самооборона» («УНА-УНСО»)*, «Украинская повстанческая армия» («УПА»)*, Тризуб им. Степана Бандеры*, «Братство»*, батальон «Азов»*). Динамика статистических данных в рамках данной группы также ужасает. В 2015 году Роскомнадзором было выявлено 460 сайтов или указателей страниц сайтов, распространяющих подобную информацию, в 2016 году более 3,3 тысяч сайтов аналогичного сегмента.
Резкое увеличение числа сообщений экстремисткой направленности в российском Интернет сегменте в 2016 году мы объясняем:
- Активной внешнеполитической деятельностью Российской Федерации неоднозначно оцениваемой мировым сообществом и отдельными радикальными группировками. Речь идет о контртеррористической операции Российской Федерации на территории Сирии и ее участии в Украинском конфликте;
- Наличием постоянных очагов напряженности на территории Украины и Сирии, способствующих распространению экстремистской и террористической идеологии и использующих Интернет в качестве самого простого и легкого средства влияния на «умы» российских граждан.
Изучив русскоязычные сайты экстремисткой и террористической направленности, мы пришли к выводу, что их условно можно разделить на 4 группы:
- Сайты, непосредственно распространяющие идеи сепаратизма, экстремизма и ксенофобии. Через них террористические организации проповедуют идеи «джихада» и борьбы с неверными, осуществляют пропаганду радикальных течений ислама;
- Вторая группа — это сайты, призывающие к террористическим действиям, пропагандирующие межнациональную рознь и религиозную нетерпимость;
- Информационные ресурсы, разжигающие ксенофобию на основе национальной или расовой принадлежности;
- Четвертая группа — сайты справочного характера, косвенно призывающие к террористической деятельности, способствующие совершению террористических актов. Информация, представленная на подобных Интернет-ресурсах, носит справочный характер. Здесь можно найти сведения о том, как изготовить взрывчатое вещество самостоятельно, описаны типы взрывчатых и отравляющих веществ, методы конспирации. На таких сайтах можно найти контакты лиц, которые помогут «достать» необходимые для изготовления материалы и вещества.
Как показывает практика Интернет, электронная почта, системы цифровой телефонной радиосвязи обеспечивают экстремистам не только более широкие возможности для взаимодействия и пропаганды своих идей, но также для ведения информационных войн.
С 1 декабря 2016 года в Российской Федерации начали автоматизировано осуществлять наблюдение за блокированными, запрещенными Интернет-ресурсами с помощью автоматизированной системы «Ревизор». С момента начала работы системы «Ревизор» операторам пришло более 3000 протоколов, согласно которым штраф для юридических лиц составляет от 50 до 100 тыс. рублей. Со стороны Интернет-провайдеров подобные контрольно-надзорные мероприятия с одной стороны вызвали шквал протестов и негодования, с другой — способствовали сокращению показателя незаблокированных сайтов за пропаганду экстремизма с 0,14% до 0,09%, приходящихся на одного оператора; регулярного мониторинга за Интернет пространством и размещаемой в нем информацией экстремистского и террористического характера.
Следует отметить, что к контролю за виртуальным пространством привлекаются не только органы государственной, региональной и местной власти, но и общественность, религиозные институты, которые выполняют функцию мониторинга и анализа, по причине отсутствия у них юридических возможностей для осуществления контрольно-запретных действий.
Таким образом, можно сделать вывод, что экстремизм и терроризм это:
Во-первых, это пропаганда, вербовка и подстрекательство. Мы считаем, что данное направление использования Интернета в террористических целях является приоритетным. Основная цель подобной деятельности состоит в максимально широком распространении своих идей среди населения, оказании психологического воздействия на целевые группы (сторонников, реальных или потенциальных жертв, правительство, международное сообщество), вовлечении новых участников в деятельность террористических формирований. В качестве примера можно привести «Аль-Каиду»*, идеологи которой подчеркивают важность последовательного ведения т.н. «медиа джихада».
Распространение идей терроризма и экстремизма через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и средства массовой информации названо в числе основных внешних факторов, способствующих возникновению и распространению терроризма в Российской Федерации, в Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года.
Во-вторых, террористические организации активно используют Интернет для подготовки завербованных новобранцев и действующих членов незаконных вооруженных формирований. С учетом доминирования сетевого типа структуры таких организаций, включающих территориально распределенную сеть подпольных ячеек, именно Интернет предоставляет возможность простого и безопасного доступа к учебным материалам террористического характера.
Интернет обеспечивает возможность широкого распространения учебно-методической литературы и мультимедийных обучающих материалов, касающихся тактики подготовки и совершения терактов, самодельного изготовления оружия и взрывных устройств, сбора необходимой информации, обеспечения защиты используемых каналов коммуникации и т.п. Как отмечается в исследовании, были обнаружены виртуальные учебные лагеря, предоставляющие инструкции по использованию оружия в форме дистанционного электронного обучения.
Еще одной «инновационной» формой обучения террористов являются онлайн-инструктажи, проводимые посредством использования интернет-телефонии.
В-третьих, Интернет может использоваться для планирования и координации деятельности лиц, включенных в террористические организации. Здесь важно выделить несколько составляющих. Одной из них является использование Интернета для сбора информации из открытых источников о потенциальных объектах террористической атаки, возможных орудиях и средствах ее совершения. Это становится возможным благодаря применению популярных интернет-сервисов, в частности геоинформационных ресурсов (например, Google Earth) и социальных сетей (например, Facebook).
Другим аспектом является использование Интернета в качестве канала коммуникации (связи) между различными ячейками террористической организации или отдельными ее членами как в «повседневной» деятельности, так и при планировании и осуществлении конкретного теракта. Для этих целей задействуются интернет-мессенджеры, электронная почта, IP-телефония. Например, было установлено, что исполнители теракта 11 сентября 2001 года в Соединенных Штатах Америки (США) использовали электронную почту для координации своих действий. В целях конспирации террористы активно применяют методы обеспечения анонимности в Интернете, такие как шифрование трафика, программы-анонимайзеры и стеганографию (сокрытие сообщений в графических изображениях).
Кроме того, Интернет может использоваться для совершения онлайн-покупок материалов и средств, необходимых для совершения теракта.
В-четвертых, террористические организации используют возможности Интернета для финансового обеспечения своей деятельности. Оно включает в себя несколько способов сбора средств:
- Сбор пожертвований — осуществляется путем прямых призывов о пожертвовании средств, размещаемых на веб-сайтах, в чатах, социальных сетях или распространяемых посредством массовых рассылок;
- Электронную торговлю — реализуется посредством организации интернет-магазинов, предлагающих информационные материалы (книги, аудио- и видеозаписи), символику и атрибутику и т.д;
- Использование платежных систем в Интернете — предполагает применение данных систем для электронного перевода средств террористическим организациям, а также совершение актов интернет-мошенничества с помощью таких приемов, как хищение личных данных, кража кредитных карт и т.д;
- Посредничество благотворительных организаций — включает создание фиктивных «благотворительных» организаций для сбора средств или внедрение в существующие организации для оказания поддержки террористическим формированиям.
В-пятых, Интернет может использоваться для кибератак. Кибератаки на информационные системы (кибертерроризм) включает в себя прямое использование ресурсов Интернета в качестве средства совершения террористических атак против объектов инфраструктуры. Под кибертерроризмом, как правило, понимают действия по дезорганизации информационных систем, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если они совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решения органами власти, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях. Орудием кибертерактов выступает вредоносное программное обеспечение. По данным Международного института антитеррористической политики (International Policy Institute for Counter-Terrorism), террористы уже использовали или в состоянии использовать такие виды «кибероружия», как компьютерные вирусы, «черви» и «троянские кони», «логические бомбы».
Таким образом, использование Интернета в террористических целях представляет собой достаточно разнообразное и многоаспектное явление, включающее в себя ряд направлений и способов. Многие из них уже стали частью «обыденной» деятельности террористических организаций, другие — перспектива ближайшего будущего.
* Террористическая организация, запрещенная в России.