Рынок купли — продажи готового бизнеса в России

№39-2,

экономические науки

В статье выполнен анализ российского рынка купли-продажи готового бизнеса на современном этапе, исследованы основные участники рынка, выявлены основные причины, побуждающие купить или продать готовый бизнес, а также рассмотрены основные проблемы, которые возникают в процессе покупки-продажи готового бизнеса, которые непосредственно снижают эффективность самой следки и тормозят развитие рынка в целом.

Похожие материалы

В сложившихся в настоящее время рыночных условиях и при современных тенденциях развития экономических отношений в России покупка-продажа готового бизнеса становится все более актуальной. Рынок готового бизнеса в западных странах это довольно привычное явление, в России же он пока находится на стадии формирования. Предприятия в нашей стране продавались и раньше, но, тем не менее, это не носило массового характера, сама процедура не имела четкой и прозрачной структуры для всех участников этого процесса.

С каждым годом в России количество желающих продать или купить готовый бизнес в целях диверсификации своих активов, снижения рисков растет неуклонными темпами. На рынке появляются компании, которые предоставляют услуги по сопровождению купли-продажи готового бизнеса. Такие компании называют бизнес-брокерами. Они ведут не только базу данных предприятий, которые выставленные на продажу, но и базу инвесторов, готовых приобрести предприятие. Помимо этого они оказывают услуги по юридическому сопровождению сомой сделки с наиболее оптимальными условиями для каждой стороны в максимально короткие сроки.

Таким образом, бизнес-брокеры непосредственно повышают эффективность продажи готового бизнеса, так как самостоятельная покупка-продажа является очень трудоемким процессом и не всегда владельцы бизнеса обладают соответствующими компетенциями в данном вопросе.

Ведь чтобы грамотно продать бизнес его надо оценить, провести предпродажную подготовку, составить инвестиционный меморандум, организовать поиск инвестора, согласовать цену, разработать оптимальную схему передачи прав собственности и пр. Для этого нужно привлекать профессиональных оценщиков, юристов, аудиторов, иногда специалистов по рекламе и при этом, еще нет никакой гарантии того, что сделка будет совершена на взаимовыгодных условиях.

Профессиональный бизнес-брокер имеет значительное преимущество в силу наличия базы данных инвесторов, заинтересованных в покупке такого рода бизнеса и опыта проведения подобных сделок, ведь на сегодняшний день законодательство в области покупки-продажи готового бизнеса в России развито слабо.

К рынку готового бизнеса относятся проекты стоимостью до 100-150 млн. руб. [3]:

  • краткосрочные (до 1,5 млн. руб., окупаемость до 12 мес.);
  • среднесрочные (от 1,5 млн. до 6-10 млн. руб., окупаемость от одного до трех лет);
  • долгосрочные (от 10 млн. руб., окупаемость от двух лет).

Наибольшее количество сделок проходит в краткосрочном (40%) и среднесрочном (35%) сегментах, на долгосрочные проекты приходится лишь четверть всех сделок.

На сегодняшний день в России насчитывается более 50 компаний, оказывающих услуги по профессиональной покупке-продаже готового бизнеса, крупнейшие из которых представлены в таблице 1.

Таблица 1. Крупнейшие бизнес брокеры России

Компания

Объекты в Москве, Санкт-Петербурге

Объекты в регионах

«Центр продажи бизнеса»

5303

90110

Альтера Инвест

1050

560

Скания инвест

540

111

REsaleexpery

17

0

Ваша фирма

91

108

Банк готового бизнеса

79

24

Biz-sale

722

0

Основными участниками сделки, конечно же, являются покупатели и продавцы готового бизнеса. Продавцами чаще всего выступают предприниматели, которые имеют некоторые проблемы в своей деятельности, связанные с финансовыми потерями или необходимостью привлечения дополнительных источников средств. В качестве основной причины продажи готового бизнеса отмечают нежелание осуществлять управление компанией из-за преклонного возраста собственника или «усталости» от ведения бизнеса, смена места жительства, неполучение желаемого результата, вызванного уменьшением приносимой компанией прибыли, нехватка времени для управления компанией, это характерно для владельцев нескольких фирм. Основной объем продаж готового бизнеса приходится на 3-4 летние компании, когда для обеспечения дальнейшего роста бизнеса возникает необходимость привлечения дополнительных финансовых ресурсов.

Успешные бизнесы продаются не так часто – их владельцы предпочитают использовать различные схемы с франшизами.

Всех покупателей можно разделить на профессиональных инвесторов и непрофессиональных. Первая группа является преобладающей, включая в себя успешных предпринимателей, расширяющих свой бизнес, а также топ-менеджеров крупных корпораций. Такие приобретатели отдают предпочтение компаниям, работающим в отрасли, где инвесторы имеют значительный опыт. Непрофессиональные инвесторы руководствуются скорее мифами рынка, вкладывая средства в покупку предприятий, управление которыми рассматривается как простой и понятный процесс, не требующий каких-либо специальных знаний. В настоящий момент среди таких компаний лидируют работающие в сфере услуг и автобизнеса, предприятия общепита.

Также всех покупателей можно разделить на два типа: финансовые (портфельные) инвесторы, заинтересованные, прежде всего, в генерируемых предприятием доходах и росте его стоимости, капитализации. Второй тип –стратегические инвесторы, которых зачастую интересует не столько доход, сколько имеющиеся на предприятии, которое он покупает технологии и специалисты, занимаемые рынки, связи и деловая репутация.

В большинстве случаев, приобретая готовый бизнес, покупатель платит не за то, что предприятие представляет собой на сегодняшний день, а за то, что оно принесет ему в течение нескольких ближайших лет. Очень остро для продавца стоит проблема в обосновании ожидаемых доходов, которые необходимо покрепить соответствующими расчетами и прогнозами, т.к. большинство малых и средних не имеют хорошо проработанную стратегию деятельности или бизнес-план и в этих условиях достаточно сложно грамотно представить свой бизнес с лучшей стороны.

В процессе своей деятельности бизнес-брокеры сталкиваются с рядом проблем, требующих немедленного разрешения. К наиболее актуальным для России проблемам рынка готового бизнеса следует отнести:

  • непрозрачность большинства действующих бизнес - структур, отсутствие четкой структуры активов;
  • преобладание «серой» бухгалтерии, что затрудняет объективную оценку бизнеса;
  • сложность оценки малого и среднего бизнеса из-за отсутствия документов, позволяющих оценить реальную прибыль предприятия;
  • несовершенство закрепленных в законодательстве механизмов смены собственника;
  • отсутствие на рынке такой профессии как бизнес-брокер, ни одно высшее учебное заведение не готовит подобных специалистов;
  • большинство бизнес-брокеров находятся в Москве и Санкт-Петербурге, региональный рынок практически не затронут.

Таким образом, покупка-продажа готового бизнеса несет в себе множество рисков, как для продавца, так и для покупателя. В России нет четко законодательно установленных норм и процессов, связанных с куплей-продажей бизнеса, что открывает большое поле для всевозможного рода обманных схем и махинаций. Сделки по покупке-продажи готового бизнеса имеют целый ряд особенностей и нюансов, которые обязательно необходимо учесть.

Продать свой бизнес в соответствии с действующим российским законодательством можно следующими способами:

  • купля-продажа готового бизнеса как предприятия (ст.132 ГК РФ);
  • купля-продажа долей (акций) компании;
  • создание нового юридического лица и передача ему активов, связанных с покупаемым бизнесом;
  • покупка бизнеса в виде приобретения активов и переуступки продавцом прав по договорам.

Выбор того или иного варианта требует оценки рисков по каждому из них в разрезе предполагаемого к продаже или покупке предприятия. Это сложный и многогранный процесс и без помощи квалифицированного специалиста учесть все аспекты данного процесса в сложных экономических условиях практически невозможно.

Особое внимание хотелось бы уделить покупке-продаже готового инновационного бизнеса в России, так как инновации являются необходимым условием для лидерства компании на рынке в условиях высокой конкуренции.

На сегодняшний день в России реализуется всесторонняя поддержка развития инновационного бизнеса (финансовая, распространение технических знаний, усиление конкуренции), реализуемая в рамках государственной инновационной политики [2, с. 248-251]. Инновационная деятельность во всем своем многообразии имеет множество особенностей (высокие риски, высокая капиталоемкость), определяющих необходимость использования адаптированных форм и методов финансирования [1, с. 18]. Соответственно, и технология самой сделки по купле-продаже готового инновационного бизнеса также требует специальных знаний и навыков.

Таким образом, рынок готового бизнеса в России это достаточно молодая, активно развивающаяся сфера, требующая профессионального сопровождения сделок в сфере бизнес-брокериджа.

Список литературы

  1. Евстафьева И.Ю., Присяжная Р.И. Финансовые аспекты инновационного развития России // Актуальные проблемы корпоративных финансов: коллективная монография / под ред. М.В. Романовского, В.А. Черненко. – СПб.: Астерион, 2015. – 168 с., с. 6-21.
  2. Присяжная Р.И. Методы государственного стимулирования инновационного развития России // Теория и практика финансов и банковского дела на современном этапе: Материалы XIII межвуз. конф. асп. и докт. – СПб.: СПбГИЭУ, 2011. - 0,24 п.л.
  3. Николаева Д. Предприниматели предпочитают готовое // Газета «Коммерсантъ» URL: http://www.kommersant.ru/doc/2768287 (дата обращения: 1.12.2015)