Формы и методы государственного финансового контроля в сфере страхования

№96-1,

экономические науки

В данной статье рассмотрены формы государственного финансового контроля в страховой деятельности в РФ, а также методы регулирования государством финансовой деятельности страховых организаций. Выявлены пути совершенствования государственного финансового контроля в сфере страхования. Рассмотрено влияние различных методов государственного финансового контроля на развитие сферы страхования.

Похожие материалы

Государственное регулирование страховой деятельности представляет собой систему общественных отношений между субъектами страховой деятельности, складывающихся в процессе формирования и реализации соответствующих норм, правил хозяйственной деятельности.

Государственное регулирование позволяет формировать адекватную институциональную базу страховой отрасли, определяющую ее организационную структуру.

Государственный финансовый контроль присутствует на всех этапах осуществления страховой деятельности. Выделяют предварительный, текущий и последующий этапы надзора.

Предварительный контроль предполагает установку требований к страховой организации на этапе ее формирования перед выходом на рынок страховых услуг. На этом этапе решается вопрос о возможности допуска организации к страховой деятельности путем установления общих требований по регистрации и выдачи лицензий. Лицензия на выполнение страхования, перестрахования, взаимного страхования, посреднической деятельности в качестве страхового брокера — специальное разрешение на право осуществления страховой деятельности, предоставленное органом страхового надзора субъекту страхового дела.

Текущий контроль подразумевает надзор за исполнением субъектами страховой деятельности установленного законодательства. В данном случае применяются различного вида проверки деятельности страховых организаций (общегосударственный, ведомственный, внутрихозяйственный, аудиторский и общественный контроль). Также посредством проверок определяется финансовое состояние, устойчивость и платежеспособность субъектов страхового рынка. Немаловажное внимание уделяется инвестициям и собственным резервам страховых организаций, так как достаточность резервов является гарантом финансовой устойчивости. Закон устанавливает, что для обеспечения выполнения принятых страховых обязательств страховщики образуют из полученных страховых взносов необходимые для предстоящих страховых выплат страховые резервы по личному страхованию, имущественному страхованию и страхованию ответственности.

Не менее серьезным и актуальным направлением государственного регулирования страховой деятельности является регулирование инвестиций страховых резервов и собственных средств страховых компаний. Органы надзора, как правило, определяют круг разрешенных и запрещенных объектов инвестирования; устанавливают максимальные и/или минимальные нормы размещения.

Что касается последующего этапа надзора, контроль состоит в соблюдении обязательств при передаче страхового портфеля, прекращении деятельности страховой организации. Страховщики должны публиковать подтвержденные аудиторскими проверками годовые бухгалтерские отчеты с соблюдением всех нормативов, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Государственное финансовое регулирование страховой деятельности достигается посредством различных методов. Все они подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые методы подразумевают воздействие непосредственно на сам объект регулирования. Они осуществляются следующими способами:

  1. Экономическое администрирование — участие через уполномоченные организации в управлении экономическим взаимодействием
  2. Институциональное — установление определенных условий функционирования, "правил игры"
  3. Программирование и планирование — определение стратегии развития
  4. Прямое финансовое регулирование — контроль финансовой деятельности

Косвенные методы подразумевают воздействие на окружающую среду страховых организаций. Косвенное финансовое регулирование страховой деятельности осуществляется с помощью налогового администрирования. В свою очередь денежно-кредитное регулирование находит отражение в макрофинансовом воздействии на страховой рынок.

Методы государственного финансового регулирования страховой деятельности (прямые и косвенные) на поверхности экономической жизни принимают соответствующие формы регулирования.

Форма государственного регулирования страховой деятельности представляет собой систематизированную совокупность инструментов, объединенных по известному признаку.

Анализ практики государственного финансового регулирования страховой деятельности позволяет систематизировать формы регулирования.

Формами прямого регулирования страховой деятельности выступают:

  1. С точки зрения экономического администрирования
    • Государственное предпринимательство (государственная страховая организация)
    • Государственная контракция (проведение тендеров, аккредитация)
    • Государственное финансирование (дотации и субсидии)
    • Антимонопольное регулирование (установление квот, тарифов и ограничений)
  2. С точки зрения институционального регулирования
    • Надзор
    • Лицензирование
    • Обязательное страхование

Осуществляется регистрация страховых организаций, выдача лицензий. Также формируются условия страхования, нормативы, тарифы, лимиты, квоты, страховая сумма, штрафы и т.п.

  1. С точки зрения финансового регулирования
    • Контроль платежеспособности
    • Контроль инвестиционной деятельности
    • Контроль ценообразования
    • Налогообложение

Эти формы подразумевают наложение санкций, запретов, установление налоговых ставок, льгот и т.п.

Косвенное (денежно-кредитное) регулирование страхового рынка находит свое отражение в таких формах как:

  1. Регулирование ставки рефинансирования
  2. Валютное регулирование

Страховая деятельность представлена также страховыми посредниками, которые осуществляют продвижение продуктов страховой деятельности. Государственное регулирование деятельности страховых брокеров является, наряду с другими направлениями, также составным элементом модели регулирования страховой деятельности. Государством устанавливаются условия лицензирования, квалификационные требования, определяются рамочные условия их деятельности.

Для защиты интересов органы страхового надзора рассматривают жалобы и обращения страхователей, в отдельных случаях проводят проверку деятельности страховщиков. Органы страхового надзора имеют полномочия на применение санкций по отношению к организациям, нарушившим законодательство.

Таким образом, государственный финансовый контроль, являясь неотъемлемым элементом осуществления государственной власти, призван обеспечить законность и правопорядок в страховой сфере. Страховой надзор в свою очередь обеспечивает реализацию норм страхового права в их системной взаимосвязи с другими правовыми предписаниями. Вопросы обеспечения финансовой устойчивости и платежеспособности страховщиков, выполнение ими своих договорных обязательств по своевременной выплате страховых сумм имеют публичный характер, что и обуславливает возможность и необходимость применения мер государственного финансового контроля.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. - № 7. - 21.01.2016
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 03.08.1998. - N 31. - Ст. 3823
  3. Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 (ред. от 28.11.2018) "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019)
  4. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. - № 7. - 21.01.2016
  5. Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 24. 07.1995 г. - N 30. - Ст. 2871
  6. Басаков М.И. Страховое дело в вопросах и ответах: Учебное пособие. – Ростов н/Д., 2017.
  7. Справочный портал о страховании // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://risk-insurance.ru