Ответственность является одной из самых ценностных и значимых характеристик деятельности сотрудников уголовно-исполнительных инспекций ФСИН России. Ее изучение и развитие – должно являться неотъемлемой частью психологического сопровождения сотрудников всех служб и отделов.
Анализ нормативно-правовых документов регламентирующих службу сотрудников УИИ ФСИН России, свидетельствует о том, что одним из значимых требований, предъявляемых к ним, является высокий уровень ответственности, как одного из ключевых характеристик успешности и продуктивности выполнения служебных задач. [8,9]
Успешное изучение ответственности сотрудников уголовно-исполнительных инспекции не возможно без четкого понимания ее структурных компонентов. При рассмотрении этого вопроса главным будет, является не логически обоснованный набор компонентов, а их функциональное взаимодействие и реальные взаимосвязи.
На сегодняшний момент существует ряд попыток в выделении структурных компонентов ответственности.
Так в своих работах А.Г. Спиркин подчеркивает, что ответственность образуется из нескольких различных слагаемых, таких как свободы воли, осознания долга, ответ на социально значимые поступки субъекта. [7].
В.Ф. Сафин при рассмотрении ответственности считал, что она есть сплав мотивационно-аффективного, интеллектуально-когнитивного, деятельностно-поведенческого образования и в ней соединены мотивирующее, регулирующее, контролирующее и исполнительное начало поведения. [5]. А.Ф. Плахотный в своих работах ответственность описывает как единство трех компонентов: рационального, волевого и эмоционального [3]. Т.Н. Сидорова отмечает, что ее структура так же есть единство трех компонентов - когнитивного, мотивационного и поведенческого [6].
А.П. Прядеин в своих трудах рассматривает следующие компоненты ответственности: мотивационный, эмоциональный, когнитивный, динамический, регуляторный и результативный.
Динамический компонент исследуется по параметрам эргичности и аэргичности, которые отражают разную меру поведенческой активности. Эмоциональный компонент предлагается рассматривать по параметрам стеничности - положительные эмоции, и их появление при выполнении ответственных дел и астеничности - отрицательные эмо¬ции. Регуляторный компонент анализируется с точки зрения интернальности (независимость при выполнении ответственных дел) и экстернальности (перекладывание ответственности на обстоятельства и других людей). Мотивационный компонент рассматривается автором с позиции социоцентричности, которая выражается в выполнении дел из-за желания быть среди людей и так же связана с чувством долга; и эгоцентричности, которая связана с личностно значимой мотивацией. Под когнитивным компонентом понимается осмысленность ( глубокое и целостное представление об ответственности) и осведомленность (поверхностное понимание ответственности). Результативный компонент рассматривается в предметной и субъектной сферах. Показатель предметности является эквивалентом общественно значимого результата. Субъектная сфера – завершение ответственных дел, связанных с личностным благополучием, самореализацией. [4].
Л.И. Дементий при рассмотрении данного вопроса приходит к мнению, что структура ответственности состоит из следующих компонентов: эмоциональный, когнитивный и поведенческий, которые являются взаимосвязанными между собой [2]. М.В. Борцова в своей монографии «Факторы становления начальных форм ответственности личности: теоретический аспект» проанализировав работы по изучению структуры ответственности так же признает трехкомпонентную структуру, которая включает: когнитивный, эмоциональный и поведенчески-результативный ее компоненты.
Т.Г. Шатунова в своих работах говорит о таких структурных компонентах ответственности как: эмоционально-волевой компонент –отношение человека к окружающему его миру, осознание таких понятиях, как, «добро», «зло», «совесть» и т.д.; мотивационно-ценностный – понимание морально-правовых норм, которые приняты в обществе, а так же стремление индивида всегда следовать этим нормам; рефлексивный (оценочный) компонент - проявляется в реализации нравственных ценностей и оценочных суждениях[10].
Исходя из имеющихся столь разноплановых работ по структуре ответственности, целесообразно говорить о выделении следующих компонентов ответственности: когнитивный, эмоциональный, поведенческий. При изучении ответственности сотрудников уголовно-исполнительных инспекций.
Когнитивный компонент ответственности включает в себя осознание необходимости ответственного поведения и предвидение результатов деятельности человека, а также отвечает за наличие у него необходимых знаний и структурировать информацию.
Эмоциональный компонент отражает эмоциональное отношение личности к проявлению ответственности и ее переживание, которое может быть положительным, негативным или индифферентным.
Поведенческий компонент проявляется в выборе и осуществлении определенного типа поведения, который, вытекает из норм ответственности. Он выражается в готовности к действию по выполнению служебных задач и обязанностей, в проявлении самостоятельности и инициативности.
Ответственность сотрудников уголовно-исполнительных инспекций ФСИН России представляет собой сложную совокупность различных компонентов, между которыми осуществляется постоянное взаимодействие. Однако их рассмотрение, что обеспечит всестороннее изучение феномена ответственности и составление рекомендаций по ее развитию у сотрудников уголовно-исполнительных инспекций ФСИН России.