Гомосексуальность привлекала внимание учёных со времен античности. Одно из первых исследований было проведено Сораном Эфесским, который относил гомосексуальность к числу психических патологий[1].
В конце 19 начале 20 века принципиальное направление научным взглядам на гомосексуальность было задано работами Зигмунда Фрейда. Он полагал, что от природы человек бисексуален и что гетеросексуальные предпочтения формируются в раннем детском возрасте при правильном развитии личности, а гомосексуальные возникают при некоторых сбоях в этом развитии.
При этом Фрейд был склонен относиться к гомосексуальности весьма терпимо, и полагал, что терапия должна быть направлена не на изменение сексуальной ориентации, а на коррекцию возникающего как следствие психического дискомфорта («дисфории сексуальной ориентации») и на принятие пациентом собственного «я» [2].
В современном мире все большие масштабы приобретают проблемы связанные с пристрастием к гомосексуальности людей разных полов, возрастов, социальных принадлежностей и национальностей.
В наше время количество людей, относящихся, к так называемым, сексуальным меньшинствам, значительно возросло. Эти вопросы получают все большую огласку в обществе. Связано это, все с большим проникновением данной проблемы и с возрастающим давлением ее на сознание мирового сообщества, особенно на молодежь.
Раньше отношение к таким людям было иным, просто потому, что об этом не говорили так открыто, как это делают сейчас. Об этом знали на много меньше, в связи с этим люди не могли сформировать личное мнение, им навязывалось мнение государства, которое вообще отрицало факт существования сексуальных меньшинств.
Именно сейчас, когда русский народ находится на грани вымирания, это тема становится все более и более актуальной.
Определений "гомосексуализма" в настоящее время существует довольно много, но все они, в сущности, похожи.
Гомосексуальность - это направленность полового влечения на представителей своего пола. Вступление с ними в отношения, вытекающие из такой его направленности, называется гомосексуальным поведением.
Гомосексуализм , гомосексуальность известны с древнейших времен, существуют ровно столько, сколько существует человечество. Уже на наскальных изображениях каменного века присутствуют сюжеты на эту тему. Первые упоминания об этом явлении встречаются в египетских папирусах. Они свидетельствовали о том, что боги Фет и Горус состояли в гомосексуальных отношениях.
Жители тогда еще не открытых Америк, точно так же, как и чернокожие обитатели Африканского континента, находили особый изыск в мужских ласках.
Известно наличие гомосексуализма во всех древних культурах: в Древней Индии, Вавилоне, Египте, Греции и Римской империи.
От греков гомосексуальность перекочевала к римлянам на западе и к скифам и сарматам на востоке. Древние славяне, в силу географического положения и тяжести климатических условий, не располагающих к любовным игрищам на свежем воздухе, несколько позже познакомились с содомским грехом, но гомосексуальность существовала в их среде в качестве обычного полового действия между согласными на то партнерами.
В Древней Греции некоторые формы гомосексуализма считались вполне естественными: Платон в "Симпозиуме" превозносил достоинства мужского гомосексуализма и считал, что гомосексуальные любовники могут быть превосходными солдатами. Если уж греческие боги и герои мифов - Зевс, Геркулес, Посейдон, Ахилл - отличались гомосексуальным поведением, чего е ожидать от простых смертных.
Хотя в большинстве случаев греческие литература и искусство изображали гомосексуальные акты между двумя взрослыми мужчинами или женщинами, в действительности чаще в них участвовали взрослые мужчины и мальчики.
Гомосексуальные связи не считались ни греховными, ни порочными. На заре существования Римской империи гомосексуализм не преследовался, и гомосексуальное поведение считалось вполне естественным. В высшем обществе были приняты и считались законными браки между двумя мужчинами или женщинами. Известно, что, как и прочие императоры, Нерон тоже состоял в браке с мужчиной.
На различных этапах развития цивилизаций отношение к сексуальным меньшинствам было далеко неоднозначным. Хотя по большому счету никогда не осуждающим. Модель поведения зависела, прежде всего, от господствующей идеологии, уровня культуры и наличия определенной традиции. Среди аборигенов Новой Гвинеи и Меланезии был популярен обряд инициации (осеменения). Подразумевалось, что мальчик сможет стать настоящим мужчиной только в том случае, если будет «осеменен» взрослым соплеменником, передающего лучшие черты: мужественность, храбрость, отвагу. Схожий ритуал имел место у племен Бразилии (яноамо, бороро), Аргентины, и Чили (арауианы) и Амазонии. Среди народов русского Севера, Сибири и Дальнего Востока (чукчи, алеуты) укоренился институт бердачества (от исп. bardajo - мальчик на содержании). Бердачи носили женскую одежду и исполняли функции женщин (вели домашнее хозяйство). У японцев, считавшихся до XIX в. самым терпимым народом, наличествовала эстетизация мужского тела. А самурайская гомо эротическая дружба являлась типичным феодальным институтом.
Общеизвестно, что Древняя Греция является родоначальницей правовой идеологии, именно в ней начали зарождаться основные концепции равноправия, представления о свободе и самоопределении личности. Одновременно с этим Древняя Греция, безусловно, именуется родиной однополых сексуальных отношений, которые были признаваемы и одобряемы государством и обществом, были важнейшей составляющей повседневного образа жизни.
Практически весь пантеон греческих богов (исключение составляют только лишь бог войны Арес и бог загробного мира Аид) не пренебрегали гомосексуальными отношениями. Древнегреческому обществу была чужда конфронтация между гетеросексуализмом и гомосексуализмом, разнополой и однополой любовью. Соответственно, никому не приходило в голову задумываться о равенстве людей независимо от сексуальных предпочтений. Какие-либо сексуальные предпочтения никто не ставил во главу угла, они как бы слились воедино. Представляется, по мнению Н. А. Алексеева, что своеобразная модель греческой сексуальной свободы стала возможной благодаря развитию общечеловеческих ценностей свободы, в целом свойственных Древней Греции [3].
Так, например, греческие авторы по-разному объясняли происхождение однополой любви. По легенде, рассказанной Платоном, первоначально на земле, кроме мужчин и женщин, жили двуполые существа-андрогины, но затем боги разрезали всех людей пополам, так что каждый теперь обречен, искать свою прежнюю половинку. При этом мужчины, представляющие собой половинку прежнего андрогина, охочи до женщин, а женщины андрогинного происхождения падки до мужчин. Женщины, представляющие собой половинку прежней женщины, к мужчинам не очень расположены, их привлекают другие женщины. "Зато мужчин, представляющих собой половинку прежнего мужчины, влечет ко всему мужскому: уже в детстве, будучи дольками существа мужского пола, они любят мужчин, и им нравится лежать и обниматься с мужчинами.
Что характерно, именно эти мальчики в зрелые годы обращались к государственной деятельности. Возмужав, они продолжали испытывать любовь к мальчикам, и у них не было природной склонности к деторождению и браку; к тому и другому их принуждает обычай, а сами они вполне довольствовались сожительством друг с другом без жен". В связи с этим строить предположения о возможности государственного преследования в Древней Греции за гомосексуальное поведение и однополую любовь представляется, вряд ли возможным.
Древние греки исходили из презумпции, что разрешено то, что не запрещено законом. В связи с этим законность гомосексуальных отношений признавалась, но вводились ограничения для определенных случаев: насильственные действия, сексуальные контакты между рабом и свободно рожденным, а также между взрослым и ребенком. Хотя в Древней Греции и не существовало закона, который бы устанавливал минимально допустимый возраст партнера, греков можно в определенной степени считать основателями понятия "минимального возраста согласия" для вступления в отношения сексуального характера.
В соответствии с действовавшим обычаем этот возраст устанавливался на уровне четырнадцати лет. Вступление в сексуальные отношения в более раннем возрасте считалось недопустимым
Однополая любовь между взрослыми мужчинами считалась приемлемой в обществе, ее не стеснялись, но только в тех случаях, когда речь шла об исполнении мужской роли. Однако древние греки с презрением относились к мужчине, исполнявшему женскую роль, которая отводилась мужским проституткам, рабам или очень развратным юношам
Скрываемость и редкость гетеросексуальных контактов в Древней Греции были связаны с тем, что женщина в греческом классическом обществе была бесправна, она была нужна лишь для производства детей для право наследия. Лишь гетеры, по сути дела, стояли вне официального общества. Считалось, что высшая красота была воплощена в атлетически прекрасном теле юноши и однополой любви покровительствовала Афродита Урания ("Небесная"). Афродита Пандемос ("Всенародная", или "Пошлая"), в отличие от Афродиты Небесной, помогала любви к женщине - существу низшему, способному лишь рожать детей
Таким образом, в отличие от современности, античная культура была полностью мужской. Женщина была нужна лишь как сосуд для вынашивания плода, для целей патриархального правонаследия, поэтому мы мало знаем о жизни женщин в Античности. Обделенные вниманием мужчин, женщины вынуждены были обращать внимание друг на друга для удовлетворения своих сексуальных потребностей. Отношения образованных женщин с ученицами были аналогичны мужским отношениям учителя с учениками, и это также не считалось чем-то греховным и запретным
Ни одной сцены лесбийской любви искусствоведам до сих пор найти не удалось. Единственная древнегреческая женщина, которая воспевала женскую любовь и чье имя стало нарицательным - Сафо (Сапфо) [4]
Первоначально мужская любовь ассоциировалась в Афинах главным образом с воинской доблестью и гражданскими добродетелями. Однополая любовь имела и важные психологические функции. Характерный для афинского общества дух соревновательности, одинаково сильный и в спорте, и в политике, порождал напряженную потребность в эмоциональном тепле и самораскрытии. Но психологически расслабиться древнегреческий мужчина со своей женой не мог, поскольку социальное положение афинской женщины и воспитываемые в древнегреческой культуре неприязнь и страх к женщинам не давали сделать этого. Поэтому и приходилось древнегреческим мужчинам искать помощи в этом среди молоденьких мальчиков.
Некоторыми исследователями отмечается, что мужчины Древней Греции не были гомосексуалами и в современном понимании этого термина. Среди них практиковалось что-то вроде "бисексуальности". Но и этот термин не является подходящим для определения их сексуальности из-за фундаментальных различий между сексуальными нравами в Древней Греции и в нашем обществе
По сути, в Древней Греции сексуальные объекты подразделялись не на мужчин и женщин, а на активных и пассивных, агрессивных и покорных. Эротические связи между мужчинами осуществлялись, как правило, в пределах одной социальной группы
Так, например, один из видных философов и мыслителей Древней Греции Платон в своем "Симпозиуме" превозносил достоинства мужского гомосексуализма для обороноспособности государства и считал, что однополые партнеры могут быть превосходными солдатами [5].
Таким образом, однополое сексуальное поведение было одним из составляющих древнегреческой культуры и мужских взаимоотношений. Она прошла путь от полного признания и одобрения до осознания среди отдельных философов и государственных деятелей его пагубности для демографического развития государства, что стало главной причиной ее запрещенности. Распространенность подобного влечения была обусловлена национальными традициями и развитостью идей равноправия и свободы среди древних греков.
Ещё в IV веке широкая распространённость любви между мужчинами подтверждена многочисленными источниками. Наслаждаться юными рабами было в порядке вещей.
По словам антиохийского оратора Либания, «в настоящее время сильно господствует недуг педерастии», чему в его речах есть много подтверждений. Либаний считает недопустимым защиту закона для лиц, занимающихся проституцией. По его мнению: «человек, по доброй воле преображавшийся в женщину, лишён прав, и образом жизни его у него отнята возможность злословить другого». Впрочем, влюблённых он осуждал меньше, характеризуя одного из них: «услаждался атлетами, в других отношениях был безупречным» (Ямвлих и Юлиан) свободно использовали эротическую терминологию, но в жизни стремились к целомудрию.
Как истинный образец духовной любви представлена в 43 речи Григория Богослова дружба между ним и Василием Великим. Василий Кесарийский и вслед за ним Григорий Нисский, комментируя строки из Песни Песней 2, 5 «уязвлена есмь любовию аз», соединяют в своем толковании образные системы греческой и библейской мифологии.
При описании Христа используются образы, типичные для мифологии Эрота: «душа, возвысившаяся божественными восхождениями, видит в себе сладкую стрелу любви, которою уязвлена, и уязвление обращает себе в похвалу, говоря; „уязвлена любовию аз“. Какая прекрасная язва! Какое сладостное поражение, с которым во внутренность проникает жизнь там, где пронзила стрела, отверзшая себе как бы некую дверь и вход! Ибо вместе и прияла в себя стрелу любви, и стрельба изменилась немедленно в брачное веселие. … Жених, и стрелец наш есть один и тот же, что чистая душа служит для Него и Невестою, и стрелою, и как стрелу направляет Он её к доброй цели, как невесту восприемлет в общение неистленной вечности».
Учение о любви и красоте является важной частью сложнейшей философской системы неоплатоника Прокла. По словам Прокла: «красота-в-себе оказывается для эйдосов хорегом соразмерности и единства, а также эротического совершенства. Душам она дарует прекрасное в них, а для тел, благодаря ей, сияет светоч, придающий им красоту, словно цветок, распускающийся во многих видах и во всей зримости представляющий логос материальных причин». Философ, укрывшийся за псевдонимом Дионисия Ареопагита, создал развёрнутую концепцию божественного Эроса, дав одному из имён христианского Бога неоплатоническую интерпретацию.
Речь идет не о всех современных религиях, а об иудаизме и возникших в противоположность ему христианстве и позже ислама, а также индуизме и конфуцианстве (другие религии в большинстве своем мало интересуются гомосексуальностью и никак специально не высказывают своего отношения к ней). Христианство исторически возникло в религиозном контексте иудаизма времен Второго Храма как противоположность. [6]
Традиционно еврейскими являются такие виды деятельности, которые по соображениям нравственности неприемлемы для не евреев или которые относятся к разряду криминальных. Это: винокурение и торговля вином, работорговля, наркобизнес, организация проституции и т.п.
Евреи ростовщики делали и продолжают делать примерно то, что делали ещё в древнем Риме «верхи». Давать «низам» («плебсу») «хлеба и зрелищ». Конечно, сегодня эта формула намного усложнилась. Применительно к нашему времени политика «хлеба и зрелищ» включает насаждение «культуры» потребительства, наркотиков, бездумных развлечений (включая азартные игры), порнографии и секса, проституции и гомосексуализма.
Плюс к этому полное «оболванивание» молодёжи в школах и университетах, насаждение различных тоталитарных сект и «альтернативных» религий (вплоть до сатанизма), размывание традиционных религий (через насаждение различных «реформ» изнутри), пропаганда насилия, подрыв семейных устоев (например, насаждение ювенальной юстиции) и традиционной культуры и т.д. и т.п. [7]
Сам Иисус и его непосредственные последователи (апостолы) были по рождению и воспитанию иудеями; многие евреи, а также греки и римляне воспринимали их в качестве одной из многочисленных иудейских сект[8].
Некоторые конкретные доводы религиозно настроенных людей против гомосексуальности основаны на интерпретации определенных эпизодов Священного Писания (ветхозаветная история о уничтожении городов Содома и Гоморры за грехи их жителей).
В целом, безусловно, священные книги всех трех религий говорят о резком неприятии гомосексуальности.
Изменение в отношении к гомосексуальности связано с распространением христианства. Уже при Константине I начались преследования «женоподобных». По приказу императора было разрушено святилище Афродиты (Астарты) в Афаке (Ливан)
В поучении монахам Василий Кесарийский указывает на недопустимость для молодого монаха выглядеть здоровым и привлекательным, что могло бы стать поводом к гомосексуальной связи.
Император Юстиниан I «запретил законом мужеложство, подвергая дознанию случаи, имевшие место не после издания закона, но касающиеся тех лиц, которые были замечены в этом пороке задолго до него». Юстиниан учредил должность квезитора, повелев исполняющему её «постоянно наказывать тех, кто занимается мужеложством и имеет сношения с женщинами запретным образом, а также тех, кто не исповедует православия»
Тем самым преследования еретиков и содомитов были сближены по предполагавшейся общественной опасности. Среди обвиненных были патриарх Константинополя Македоний, патриарх Александрии Павел, епископы Исайя и Александр.
С установлением в Европе доминирующих позиций христианской догматики содомиты были объявлены вне закона, и были введены меры по «пресечению» тяжкого греха. В частности, наряду с ведьмами и еретиками, гомосексуалистов подвергала пыткам священная инквизиция, сжигая неверных на кострах.
С самого возникновения христианство, основываясь на новом завете, заняло позицию безоговорочного осуждения любви между мужчинами (как и множества других распространённых в античном мире обычаев). Апостол Павел писал о язычниках: «отдал их Бог во власть позорных страстей: их женщины заменили естественные сношения на противоестественные, равно как и мужчины, отвергнув естественные сношения с женщинами, пылают похотью друг к другу: мужчины с мужчинами творят постыдные дела, готовя тем себе возмездие, которое они заслужили, сбившись с пути». Запрет «дето растления» фигурировал в расширенном перечне заповедей.
Из всего выше изложенного, мы видим, что явление гомосексуализма довольно интересное. Интересно оно, прежде всего тем, что до сих пор неизвестны психологические и физиологические причины и механизмы данного явления. И самое главное это то что: чего ждать от этого явления, даже страшно себе представить.
Отношение к гомосексуализму менялось с течением времени. Сначала это было принятие (Древние цивилизации), затем отвержение (переход к христианской религии), сейчас же установилось довольно терпимое отношение к гомосексуалистам. В некоторых странах даже легализованы однополые браки . Хотя мы уже достаточно хорошо знаем к чему приводит излишняя толерантность.
На фоне такого толерантного отношения к данной проблеме, число людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией в современном мире растет с неумолимой быстротой. И это действительно становится проблемой. В условиях уменьшения населения, увеличивающееся число гомосексуалистов влияет на рост рождаемости. Поэтому профилактика данного явления и является таким важным моментом в решении проблемы сокращения населения.