Разработка и использование электронных образовательных ресурсов в курсе «Информатика и ИКТ в 5 классах»

NovaInfo 40, с.170-182, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 2
CC BY-NC

Аннотация

На сегодняшний день создание качественных и эффективных электронных образовательных ресурсов является одной из главных задач в области информатизации образования в России. Если брать во внимание «эволюцию» электронных продуктов, то на смену текста графическим приходят высоко интерактивные, мультимедийно насыщенные электронные образовательные ресурсы. В данной статье рассматриваются особенности и вопросы проектирования электронных образовательных ресурсов для учащихся 5-х классов по дисциплине "Информатика и ИКТ".

Ключевые слова

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ, ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ, РАЗРАБОТКА, ИНФОРМАТИКА И ИКТ, ШКОЛА

Текст научной работы

На сегодня вопрос создания качественных и эффективных электронных образовательных ресурсов стала одним из приоритетных в области информатизации образования в России.

Главной задачей современной школы является обеспечение вхождения учащихся в информационное общество, а именно система образования должна научить каждого школьника пользоваться новыми массовыми информационно-коммуникационными технологиями, такими как текстовый процессор, графический редактор, электронные таблицы, электронная почта и пр. Формирование базовых пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность подкрепляется и самостоятельной творческой работой, личностно-значимой для обучаемого.

В данной статье мы исследуем применение электронных образовательных ресурсов в курсе «Информатика и ИКТ в 5 классах».

Достижение эт݅ой цели потр݅еб݅ов݅ал݅о от нас решения сл݅ед݅ую݅щи݅х задач:

  • Необходимо выявить и определить, сущность и современные виды электронных образовательных ресурсов;
  • Подвергнуть анализу примеры существующих и прмиеняемых в практике электронных образовательных ресурсов;
  • Рассмотреть особенности и основные условия использование новых информационных технологий в учебном процессе в 5 классе.

Объектом нашего исследования является образовательный процесс в школе.

Предметом исследования становится вопрос применения в образовательном процессе в школы электронных образовательных ресурсов.

Изучив особенности преподавания в младшей школе мы можем сделать вывод о том, что в 5 классе стали наиболее приемлемыми комбинированные уроки, на которых предусмотрена смена, как методов обучения, так и деятельности обучаемых.

В практической деятельности учителя уже применяют богатый арсенал уже созданных электронных образовательных ресурсов позволяющих активизировать деятельность учащихся и повысить их мотивацию при изучении дисциплины «Информатики и ИКТ».

В данных ресурсах представлены разработки педагогов, по разным темам позволяющие самостоятельно изучить проблему вопроса не только педагогу, но и учащимся, лучше подготовится к уроку.

Приведем примеры наиболее популярных интернет-ресуров на которых преподаватели могут как ознакомится так и взять для практического применения на своих уроках ЭОР:

  1. Http://eorhelp.ru/ — в данном ЭОР для 5 класса представлены конспекты и презентации уроков по любой интересующей теме, также подготовлены ряд викторин, КВНов, тестов и т.д. Следует заметить что данный ЭОР предназначен не только для изучения Информатики и Икт, но и других предметов обучения. [1];
  2. Http://window.edu.ru/ — этот сайт представляет собой единое окно доступа к образовательным ресурсам. Каталог ЭОР для учителей-предметников. Здесь представлено профессиональное и общее образование. С помощью фильтр ресурсов можно выбрать категории, позволяющие быстрее найти подробную информацию по интересующей теме. Для 5 класса представлены образовательные сайты, с помощью которых при переходе по ссылкам можно найти очень интересную информацию в области «Информатики и ИКТ» позволяющая расширить кругозор учащихся. Имеются электронные библиотеки, охватывающие широкий спектр учебных и методических материалов с открытым доступом по тематике информационно-коммуникационных технологий. В этом ЭОР очень много различных интересных направлений для развития детей например есть дополнительные информационные материалы в котором есть ссылки на детский лагерь с получением навыков в сфере информационных технологий, что позволяет детям раскрыть свой талант и научится чему-то новому. [2];
  3. Http://www.openclass.ru — на данном ЭОР представлены база данных цифровых образовательных ресурсов и учебных материалов пользователей. Именно здесь можно выбрать ЦОР по вашему предмету и интересующему вопросу. В данном разделе становится возможным воспользоваться базой данных образовательных технологий, представленной в виде учебных материалов и цифровых/электронных образовательных ресурсов, которые были размещены самими участниками среды «Открытого класса».

Плюс данного ЭОР в том что каждый ребенок может разместить свои работы ("Создать — Цифровой образовательный ресурс" или "Создать — План-конспект урока" в модуле "Мой кабинет") что позволит учащимся раскрыть свой потенциал, поделиться знаниям с другими детьми и черпать для себя новую информацию.

Для того, чтобы найти ресурс, можно использовать поиск по заданным характеристикам, например, предмет или класс, где его можно использовать.[3]

  1. Http://www.school-collection.edu.ru/ — в данном ЭОР необходимо выбрать класс и предмет далее представлены тематические подборки ЦОР, нормативные документы (учебники; базисный план; примеры программ начального, основного, общего образования). Для 5 класса представлен конспект, видео и карточка ресурса, позволяющая легче ознакомиться с нужной темой.[4];
  2. Http://fcior.edu.ru/ — Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР). В этом ЭОР представлен каталог ресурсов, с помощью которого нужно выбрать категорию направления образования, класс, предмет. Появятся ресурсы, существующие по заданному поиску. Данный материал неудобен для использования, так как его необходимо скачивать на ПК тогда можно будет посмотреть информацию. [5];
  3. Http://www.olympiads.ru/ — сайт «Олимпиады по информатике». Представлены темы олимпиад, с которыми учащиеся самостоятельно могут ознакомиться и принять участие. [6];
  4. Http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor5.php — в данном ЭОР представлено электронное приложение к учебнику «Информатика и ИКТ» для 5 класса. Здесь можно выбрать интересующего автора. Представлены ссылки на ресурсы ЕК ЦОР, позволяющие расширенно получить информацию. К каждой теме разработан конспект, презентация и иллюстрации. Имеется в конце электронного приложения компьютерный практикум для проверки знаний учащихся. Это очень удобный ЭОР, так как, позволяет учащимся более обширно изучить тему каждого урока и воспользоваться самообразованием для подготовки к следующему занятию.[7];
  5. Http://onlinetestpad.com/ru-ru/Category/Informatics-5class-92/Default.aspx — в этом ЭОР представлены тесть по «Информатике и Икт» для 5 класса. Учащиеся могут самостоятельно проверить свои знания. Потренироваться перед уроком. [8] .

Рассмотрев плюсы и минусы электронных образовательных ресурсов, нами была создана электронная книга в программе EBOOK Maestro. Данная книга была разработана на тему «Информация вокруг нас» для учащихся 5 класса, которую можно использовать на уроках «Информатики и ИКТ» в 5 классе, а также для самостоятельного изучения.

При использования обучающимися электронного учебника, возможно, построить для них индивидуальные траектории. Каждый ученик может усваивать материал по своему личному плану, т.е. в соответствии со своими индивидуальными способностями восприятия. В результате такого обучения уже через несколько уроков (занятий) учащиеся будут находиться уже на различных уровнях знаний, кто-то впереди, уто-то в середине, в кто-то безнадежно отстал. Это, конечно же, приведет к тому, что учитель уже не сможет продолжать обучение школьников по традиционной классно-урочной системе, для продолжения изучения материала необходимо будет выравнивать уровни полученных знаний.

Основная задача такого рода обучения состоит в том, чтобы ученики находились на одной стадии перед изучением нового материала и при этом все отведенное время для работы у них было занято. В этом случае ученик, который быстро усваивает предлагаемую ему информацию, может просмотреть более сложные разделы данной темы, а также поработать над закреплением изучаемого материала — именно все это ему может ненавязчиво предложить электронный ресурс. Слабый же ученик к этому моменту усвоит тот минимальный объем информации, который необходим для изучения последующего материала.

Созданная нами электронная книга позволяет учащимся самостоятельно ознакомиться с данным разделом « Информатика вокруг нас».

В основной части учебника представлены темы для изучения вопросов. Имеется оглавление в соответствии с рисунки 1, 2, на которые созданы гиперссылки к каждой теме, это открывает удобный способ движения по книге. В каждой теме представлено подробное изучение, приведены примеры в соответствии с рисунком 2.

– Главная страница, оглавление
Рисунок 1. Главная страница, оглавление
– Темы книги
Рисунок 2. Темы книги

Теоретический материал приведён на рисунках 3, 4, 5, 6, 7.

Учащийся может проверить свои знания с помощью вопросов, тестов и практических заданий «в соответствии с рисунком 8, 9, 10», а так же ознакомиться с интересными фактами из истории развития «Информатики и ИКТ» «в соответствии с рисунком 11»

Раскрытие темы «Информация»
Рисунок 3. Раскрытие темы «Информация»
Раскрытие темы «Действие с информацией»
Рисунок 4. Раскрытие темы «Действие с информацией»
Раскрытие темы «Хранение информации»
Рисунок 5. Раскрытие темы «Хранение информации»
Раскрытие темы «Носители информации»
Рисунок 6. Раскрытие темы «Носители информации»
Раскрытие темы «Передача информации»
Рисунок 7. Раскрытие темы «Передача информации»
– Задания
Рисунок 8. Задания
– Тест
Рисунок 9. Тест
– Вопросы для самоконтроля
Рисунок 10. Вопросы для самоконтроля
– Интересные факты
Рисунок 11. Интересные факты

Этот учебник позволит детям раскрывать свои возможности на последующих уроках, готовиться самостоятельно и повысить свой уровень знаний, быть первым и удивлять сверстников и учителя своими приобретёнными знаниями.

Следующим разработанным электронным ресурсом является создание мультимедийных интерактивных упражнений в середе LearningApps.org которая является приложением Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей.

Существующие модули могут быть непосредственно включены в содержание обучения, а также их можно изменять или создавать в оперативном режиме. Целью является также собрание интерактивных блоков и возможность сделать их общедоступным.

  • learningapps.org (PDF);
  • Слайды PowerPoint (PPTX) и листовки (JPG);
  • iBook (для iPad и Mac) для использования LearningApps.org (207 MB);
  • Инструкция по настройке классы (PDF);
  • Средства разработки для цифровых, мультимедийных и интерактивных учебных модулей в Web 2.0.

В данном ресурсе можно найти разный вид упражнения на любую интересующую тему для любого возраста и интереса.

Каждый учащийся может самостоятельно создать любое упражнение и опубликовать его на данном сайте, что бы другие дети могли воспользоваться заданиями и укрепить свои знания в той или иной сфере деятельности.

В данной среде были разработаны вопросы для закрепления материала на тему «Служебные клавиши» и использованы в виде кроссворда в соответствии с рисунком 12.

Всего 14 вопросов расположенных по вертикали и горизонтали, при наведении курсора на ячейку появляется вопрос и пустые ячейки для введения ответа.

После заполнения кроссворда ученик если решил все правильно то появляется надпись «Здорово, ты выполнил все верно!»

Таким образом, учащимся легче и интереснее воспринимать и закреплять пройденный материал.

Ребенок может в любое время потренироваться и вспомнить названия клавиш воспользовавшись этим кроссвордом.

– Служебные клавиши
Рисунок 12. Служебные клавиши

Резюмируя мы можем сказать что, на сегодняшний момент одним из перспективных направлений в преподавании информатики может стать комплексный подход к использованию ЭОР и ЦОР на уроках. Использование ЭОР в учебном процессе — это попытка предложить один из путей, позволяющих интенсифицировать учебный процесс, оптимизировать его, поднять интерес школьников к изучению предмета, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объём самостоятельной работы.

Введение ЭОР в учебный процесс расширяет возможности преподавателя, обеспечивает его такими средствами, которые позволяют решать не решавшиеся ранее проблемы, например:

  • совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения (максимум работы с каждым учащимся);
  • ЭОР могут помочь там, где у учителя не хватает времени для ликвидации пробелов, возникших из-за пропуска уроков;
  • повышение продуктивности самоподготовки после уроков;
  • средство индивидуализации работы самого учителя;
  • тиражирование и доступ ко всему тому, что накоплено в педагогической практике.

В данном исследовании были созданы ЭОР в виде электронного учебника и кроссворда по «Информатике и ИКТ» для 5 класса. Учащимся было интересно самостоятельно изучать материал и закреплять свои знания с помощью теста и заданий которые были представлены в ЭУ, а также с помощью кроссворда они вспомнили и закрепили полученные ранее знания о клавишах.

Таким образом, внедрение новых информационно-коммуникационных технологий в современный образовательный процесс поможет осуществить более качественную подготовку учащихся.

Читайте также

Список литературы

  1. Электронные образовательные ресурсы. Репозиторий планов конспектов уроков, коллекция ЭОР [Электронный ресурс] http://eorhelp.ru/
  2. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Каталог ЭОР для учителей-предметников [Электронный ресурс] http://window.edu.ru
  3. Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества. Коллекция ЦОР [Электронный ресурс] http://www.openclass.ru
  4. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс] http://school-collection.edu.ru
  5. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) [Электронный ресурс] http://fcior.edu.ru
  6. Олимпиады по информатике [Электронный ресурс] http://www.olympiads.ru/
  7. Электронное приложение [Электронный ресурс] http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor5.php
  8. Тесты для 5 класса [Электронный ресурс] http://onlinetestpad.com/ru-ru/Category/Informatics-5class-92/Default.aspx

Цитировать

Векслер, В.А. Разработка и использование электронных образовательных ресурсов в курсе «Информатика и ИКТ в 5 классах» / В.А. Векслер, Д.А. Самохвалова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 40. — С. 170-182. — URL: https://novainfo.ru/article/4132 (дата обращения: 26.11.2022).

Поделиться