Электронное обучение как форма дистанционного образования

№54-1,

педагогические науки

В статье рассматриваются особенности электронного обучения как одной из основных форм удаленного обучения. Данная форма получения образования на сегодняшний день стала широко востребованной и нашло свое место в системе непрерывного образования.

Похожие материалы

Сегодня, для того, что бы оставаться современным, эрудированным и востребованным на изменчивом рынке труда, совершенно становится недостаточным просто закончить образовательное учреждение и приобрести определенную основную специальность, необходимо постоянно совершенствоваться и повышать свой квалификационный уровень, вливаясь в систему непрерывного образования (образования через всю жизнь). В этом поможет электронное обучение как одна из форм дистанционного образования, с помощью которого можно освоить достаточно большой набор профессий.

В последние годы как на Западе так и в Российской Федерации большое распространение получил термин «E-learning», означающий процесс обучения в электронной форме через сеть Интернет с использованием компьютерных многофункциональных систем полноценного и всеобъемлющего управления обучением. Электронные программные комплексы для «E-learning» представляются не только простыми статическими HTML страницами, но и сложными системами управления обучением (LMS) и учебным контентом (LCMS), использующимися в больших корпоративных компьютерных сетях. Особо успешно электронное обучение применяется в рамках учебно-методического комплекса системы дистанционного обучения, в котором и находит свое основное применение.

Успешное внедрение электронного обучения должно, конечно же, основываться только на правильном выборе необходимого программного обеспечения, соответствующего конкретным требованиям, целям и задачам, предъявляемым к нему образовательной системой.

Так, например, в Поволжском кооперативном институте (филиале) Российского университета кооперации дистанционное обучение студентов и слушателей курсов дополнительного образования проводится с помощью специального программного обеспечения, которое позволяет удаленно (дистанционно) проводить занятия. Примером данного программного обеспечения служит платформа Moodle (комплекс для дистанционного обучения с открытым исходным кодом). В данной системе создано большое количество электронных курсов для дистанционных , очных и заочных форм обучения. Электронные материалы позволяют не только снабжать учащихся учебным материалом, но и организовывать и методически выстраивать траектории обучения, проводить полноценный контроль знаний в различных формах (тестирование, контрольные работы, проверка творческих работ преподавателем).

Электронное обучение может использоваться применительно к широкому спектру программ обучения, начиная от курсов повышения квалификации и переквалификации, не имеющих аккредитации, и заканчивая аккредитованными программами высшего образования, которые полноценно реализуют возможности тесного общения студентов со своими преподавателями и сокурсниками. Для обеспечения эффективного взаимодействие используется широкий набор инструментов, включая интерактивные компьютерные программы, Интернет, электронную почту, телефон, факс и обычную почту.

Электронное обучение становится достаточно популярной на сегодняшний день формой обучения в силу своего удобства и гибкости. Оно устраняет основной барьер, удерживающий многих профессионалов и деловых людей от продолжения образования, избавляя от необходимости посещать занятия по установленному расписанию. Обучающиеся могут выбирать удобное для себя время занятий и индивидуальные траектории, и темп в обучении.

Составной частью системы электронного образования являются педагогические технологии дистанционного обучения, прошедшие несколько этапов становления и развития.

Первый этап – форма взаимодействия, в которой обучение будет организовываться по стандартной (обыденной) схеме «педагог – один или несколько учеников». отсутствовали системность и комплектность в применении электронных средств обучения.

Второй этап – форма взаимодействия, при котором обучение представляется как «педагог – множество учеников». В рамках данного этапа увеличиваться и усложняться виды связи между учеником, учебным материалом и учителем, появляются большой выбор электронных образовательных ресурсов, таких как линейные и нелинейные электронные учебные материалы, интерактивные компьютерные обучающие программы, видео и аудиолекции.

Третий этап – осуществление обучения средствами сервисов входящих в глобальные компьютерные сети (Internet).

Так же в можно выделить и четвертый этап развития (объединяющий) электронного обучения, который представляется комплексной виртуально-тренинговой технологией обучения, в которой применяются все известные формы и методы дистанционного образования.

Таким образом, электронное обучение остается одним из самых востребованных источников получения новых знаний. Такое обучение с использованием дистанционных методик необходимо как работающим специалистам, так и разнообразным категориям лиц, у которых отсутствуют возможности проходить очное обучение, к ним относятся молодые мамы, служащие в армии, жители удалённых регионов, а также всем, кто ценит своё время и хочет получить качественное и престижное образование.

Список литературы

  1. Векслер В.А. Принципы регулирования рынка образовательных услуг//Л.Б. Рейдель, В.А. Векслер Правовая политика и правовая жизнь. 2013. № 2. С. 36-41.
  2. Векслер В.А. Содержание и организация обучения взрослых основам информационных технологий в системе дополнительного образования: региональный аспект//диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук/Амур. гуманитар.-пед. гос. ун-т. Комсомольск-на-Амуре, 2009
  3. Векслер В.А. Сущность непрерывного образования в контексте профессиональной подготовки специалистов // Среднее профессиональное образование. 2008. № 3. С. 72-76.
  4. Открытое и дистанционное обучение: тенденции, политика и стратегии. – М.: Изд. ИНТ, 2004, с
  5. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования // Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров / Под ред. Полат Е.С. - М.: Изд. Центр "Академия", 2001. - 272 с.