Философия и творчество

NovaInfo 40, с.107-112, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Философские науки
Просмотров за месяц: 57
CC BY-NC

Аннотация

В данном эссе рассматривается такие понятия как «философия» и «творчество». Раскрыт смысл каждого понятия и то, как можно описать их, связывая друг с другом. Анализируя каждый аспект, выявляется роль философских взглядов человечества на возникновении произведений искусства, новых жанров, выявление новых вкусов на различное творчество. Показано, что создание чего-то нового, духовного и ценного может менять человеческие взгляды и на мир в целом.

Ключевые слова

ВЗАИМОСВЯЗЬ, ФИЛОСОФИЯ, АНАЛИЗ, ТВОРЧЕСТВО

Текст научной работы

Невозможно рассуждать о каком-либо понятии, а тем более, о его смысле, если мы не имеем четкого представления о предмете своих рассуждений. А уж если речь заходит о таких категориях человеческого бытия, как «творчество» и «философия» (которые, к слову, идут друг с другом рука об руку), то тут просто не обойтись без обращения к их определениям. Википедия гласит:

«Философия — особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о наиболее общих характеристиках, предельно-обобщающих понятиях и фундаментальных принципах реальности (бытия) и познания, бытия человека, об отношении человека и мира».

Таким образом, рассматривая всё определение комплексно, выясняем, что философия является особой связующей нитью между человеком и миром, которая позволяет систематизировать базовые знания о реальности и за счет них сформировать свое отношение к миру и общее мировоззрение. Можно утверждать, что насколько бы человек не был убежден в том, что философия – понятие для него далекое и почти его не касающееся, это будет ошибочным суждением. Из любых определений понятия «философия», в том числе, из того, которое мы с вами привели чуть выше, вытекает, что философия каким-то образом «затрагивает» каждого человека, так как он обладает определенным мировоззрением и определенными взглядами на мир, какими бы радикальными эти взгляды не были.

Возникает вопрос: «Причем же здесь творчество?» Опять же, рассмотрим определение данного понятия:

«Творчество – это

  • деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее;
  • создание чего-то нового, ценного не только для одного человека, но и для других;
  • процесс создания субъективных ценностей».

Третья часть данного определения более всего удовлетворяет теме наших с вами рассуждений. Действительно, без создания каких-либо субъективных ценностей было бы совершенно невозможно формировать свое мировоззрение, а, следовательно, нельзя бы было рассуждать о понятии философии в принципе. Таким образом, тему данного эссе, которая звучит так: «Смысл творчества в философии», можно перефразировать в вопрос: «Зачем вообще нужно творчество и какого его значение для философии?»

Мы в ходе наших рассуждений уже успели незаметно для себя ответить на этот вопрос. Творчество является одной из составляющих философии, и одно понятие не может существовать без другого.На самом деле, оперировать только понятиями бессмысленно, ведь это не даёт нам полного представления о творчестве и его связи с философией. Более наглядным было бы рассмотреть философию определенного периода человеческого существования, а также различные веяния творчества, присущие данному периоду. Наверное, самым лучшим вариантом для рассмотрения было бы Средневековье, философия и творчество которого до сих пор являются предметом споров многих ученых, которые, однако, полностью сходятся в одном – связь творчества и философии в Средневековье была очевидна. Даже само понятие портрета как отдельного жанра искусства возникло именно в Средневековье. Случайность ли это? Совсем нет. Философия Средневековья предполагала некую переориентацию человеческих ценностей, в которой центральным объектом теперь являлся человек, его чувства и эмоции. Но мы не будем углубляться в это далекое и довольно темное время, а лучше будем говорить о том, что нам близко и знакомо – о философии современности и ее связи с современным творчеством.

Понятно, что современная философия не возникла из ниоткуда. Она является своеобразным гибридом, который формировался не просто в течение многих лет, но в течение многих столетий. С течением времени человечество порою не только кардинально меняло свои взгляды на всю свою жизнь в целом, но и своё отношение к творчеству, как к одной из составляющих философского ощущения мира.

Итак, переходя к анализу связи современного творчества с философией последних веков, стоит упомянуть о его характерных чертах:

  • разнообразие направлений, жанров и форм;
  • широкое использование различных технологий для создания произведений искусства (видео и аудио, компьютеры, Интернет и т.д.);
  • возникновение фотографии как отдельного жанра изобразительного искусства;
  • довольно частое преобладание желания добиться коммерческой выгоды над желанием выразить эмоции и чувства художника.

Творчество, его цели и задачи, его общая суть претерпели значительные изменения, если сравнивать их с аналогичными понятиями, имевшими место быть, к примеру, в XVI веке.

Что же касается современной философии? Самое значимое ее направление, постмодернизм, включает в себя следующие идеи:

  • стремление создать интегративную философскую систему, которая включала бы лучшие достижения всех философских направлений;
  • признание многообразия реальности — она может выступать в материалистической, идеалистической, мистической и эзотерической формах;
  • стремление обобщить выводы предшествующих философских течений, искать в них общий, глубинный смысл;
  • гносеологический плюрализм (признается множественность точек зрения, каждая из которых по-своему верно может отражать реальность).

Постмодернизм, если говорить более простым языком, предполагает собой попытки обобщить все знания о мире, накопленные за всё время существования человечества, не ставя в главенство какую-то одну мысль и делая ее единственно верной. Иными словами, каждая точка зрения по проблеме признается в какой-то степени верной, но никогда не абсолютно.

Нельзя сказать, что некое абстрактное яблоко красное, если у вас есть возможность посмотреть на него только с одной стороны. Измените угол обзора, и вы увидите, что на нем присутствуют также зеленые и желтые оттенки.

Так, теперь становится нетрудно проследить некую связь между творчеством и философией, увидеть, как два этих понятия зависят друг от друга.

Если рассматривать взятые нами искусство и философию современности, то между ними прослеживается четкая корреляция: характеристике современного искусства о том, что достигается до этого времени не доступное многообразие жанров и форм исполнения, соответствует характеристика философии, раскрывающая нам суждение о том, что каждая точка зрения имеет место быть в той или иной, при том, что одна может быть более или менее верной или значимой, но все же присутствующей на ряду со многими другими.

Таким образом, мы нашли крайне важную связующую между творчеством и философией, которую можно попытаться изложить в некотором математическом виде: принимая философию за некую переменную x, а творчество – за координату y, мы обнаружим, что эти переменные будут зависимы друг от друга, и их зависимость будет выражаться прямой линией, задаваемой функцией y=x, где x>0. Как только меняются некоторые взгляды человечества на мир, тут же становится возможным ощутить легкие колебания в предметах искусства, создаваемых поэтами, художниками, архитекторами и многими другими людьми, которые пожелали не остаться в стороне от труднопостижимого мира искусства.

Если отвлечься от общих понятий и перейти к конкретным примерам, то тут не составит никакого труда найти именно тот пример, который лучше всего подтвердит нашу точку зрения. Честно говоря, это, на самом деле, может быть вообще любой пример произведения искусства. «Почему?» - спросите вы. Да потому что мы с вами уже обнаружили взаимосвязь творчества и философии. Это определенная непоколебимая константа, которой нельзя пренебречь. Поэтому рассматривая любое произведение искусства, будь то известная лишь узкому кругу людей скульптура, изображающая какой-то слишком замысловатый сюжет, или поэма, о существовании которой знает каждый человек, проходивший свое обучение в школе.

Но всё же перейдем к конкретике. Здесь сразу на ум приходят произведения русских поэтов и писателей, которым посчастливилось (или нет) создавать свои шедевры в тяжелые времена господства коммунистического режима. Анна Андреевна Ахматова, Борис Леонидович Пастернак, Иосиф Александрович Бродский и многие-многие другие, - все они, в той или иной мере, оказали свое влияние на развитие, а значит, и на развитие искусства в целом. Вернемся к нашему крайне удобному математическому способу определения зависимости между творчеством и философией. Давая координате X какое-то определенное значение, мы задаем некую тенденцию, некое настроение, которые будут присуще большинству произведений искусства, соответствующим данной области нашего графика. Существуют, конечно, особые «выколотые» точки, очень сильно выделяющиеся среди всех остальных заданных некоторыми координатами точек, но их количество явно не позволит нарушить уже упомянутую тенденцию.

Нет смысла начать в этом эссе обсуждать, какие же все-таки черты были присуще большинству произведений искусства и творчества, создаваемых в XX веке, но для общего понимания привести несколько все же стоит:

  • Новые приемы в литературном процессе первой половины ХХ века

(Имеется в виду использование новых, усовершенствованных художественных приемов, работа в новых жанрах и с неизведанными до этого момента формами подачи материала. Наверняка, вы опять же смогли проследить связь с одним из наших утверждений о связи философии с творчеством. Изменился подход к философии на уровне государства, принесший совершенно новые и неизведанные для людей понятия – изменился подход к творчеству).

  • Влияние общественной и государственной жизни на философию

Связь здесь очевидная. Еще в начале своего эссе мы переформулировали тему и преподнесли ее в виде вопроса: «Зачем вообще нужно творчество и какого его значение для философии?» Возьмем вторую часть вопроса. В данном случае творчество влияло на философию государства и на общественную позицию самым непосредственным образом. От этого наблюдалась и обратная связь, которая выражалась в появлении неких новых точек на уже известном нам с вами графике y=x).

Опираясь на одну из статей на тему «Философское значение творчества российских ученых-естествоиспытателей» мы видим доказательства выше сказанного мной суждения. В статье говорится о том, что изобретения и идеи наших русских ученых оказало не малое влияние на развитие философии. Например, И.М.Сеченов начал экспериментально исследовать центрально-нервную систему. Он распространил рефлекторный принцип на деятельность головного мозга и тем самым положил начало созданию рефлекторной теории психической деятельности животных и человека. Сеченов сделал важный вклад в естественнонаучное обоснование ряда гносеологических проблем: вопрос о природе чувственного отражения и его познавательных возможностях, о связи чувственного отражения и мышления и др. Творчество данного ученого развивал далее И.П. Павлов .Данное исследование дало ему открыть основы законов и механизмы деятельности головного мозга.

Как говорится в статье : «Учение Павлова стало важнейшей естественнонаучной основой материалистического понимания проблемы сознания: теории отражения, положения о связи языка и мышления, чувственного и рационального познания».

Д.И. Менделеев был великим русским химиком. В своей системе элементов опорой служила диалектика и основы законов.

Нельзя не вспомнить о К.А. Тимирязеве – основатель физиологии растений в России) . Его философские интересы тесно связывались с проблемами бытия.

Один из представителей географической школы ,Мечников Л.И. считал , что географические условия, а так же природные условия это и есть фактор общественного развития. По-мнению Мечникова ,рост общечеловеческой солидарности –это один из критерий общественного прогресса .Исходя из этого он делал вывод о движении общества к братству народов.

Читая о творчестве Ньютона мы делаем вывод о том ,как философия прониклась в его науку.

И.Ньютон- английский физик. Он завершил научную революцию и с его системой мира лицо обретает классическая физика. Ученый также изучал актуальные теологические проблемы, вырабатывал точную методологическую теорию. Сочинение Ньютона, которое стало более знаменитым ,- «Математические начала натуральной философии».Опубликование этого сочинения стало одним из наиболее важных событий в науке. И в той мере, в какой непрерывное мышление позволяет говорить об итогах и о новой отправной точке, можно сказать , что именно с этим ученым классическая наука обрела независимость в существовании и стало значительно оказывать влияние на человеческое общество в целом. Если кто-то решил бы внедриться и описать данное влияние в его многочисленных разветвлениях Исаак стал бы отправной точной : «все, что сделано раньше, было лишь введением».

И не только эти ученые своим творчеством неким образом повлияли на разные сферы жизни человека или даже государства.

Нить, главным образом связующая творчество и философию , была и у Сальвадора Дали –испанский художник.

На жизнь и искусство Сальвадора влияло не мало работ других людей . Одним из тех, чье творчество несомненно повлияло на Дали стал Зигмунд Фрейд. Его теория психоанализа. Философские взгляды этого человека придали своего рода легитимность изначальному стремлению Сальвадора искать интрепретацию всего, что относилось к личности испанского художника .

Зигмунд Фрейд сделал большой шаг к пониманию оценки развития человеческого обществ. Когда он создал теорию психоанализа, писатель продвинулся и в познании психики человека , раскрывая все ее глубины. Эти раскрытия оказывали большие влияния и на группы людей и на отдельных личностей. Благодаря этим знаниям , открытых Зигмундом , представилась по-другому посмотреть на мир и начать анализировать отельные его проявления, к примеру появления сюрреализма, которым так стал заинтересован выше упомянутый Сальвадор Дали.

Благодаря писателю, Дали получил блестящий инструментарий, который открывал возможности анализа .Им Сальвадор стал пользоваться для своих работ , «подступаясь к прямому изображению и веще таинственных, и , как говорится , вещей совершенно определенного свойства» . Чем же обязан сюрреализм Фрейду? Попробуем разобраться в этом вопросе. По определению этого искусства, можно отметить , что сюрреализм-это направление , в котором главным источником искусства и творчества является сфера подсознания человека ( галлюцинации, инстинкты, сновидения), а его метод –это разрыв логических связей, которые заменены прежде всего субъективными ассоциациями. С момента появления сюрреализма ,он действительно влиял и становился самим движением ,которое проявилось во многих течениях искусства : живописи, скульптуре, театре, литературе и других.

У истоков нового естествознания стоят такие мыслители, как Леонардо да Винчи и Николай Коперник, Иоганн Кеплер, Галилео Галилей. Их исследования и исторические работы повлекли за собой не только изменению образа мира , но и изменили взгляд на науку. Леонардо ,гений, художник, ученый и изобретатель брал в утверждении, что «любое знание порождается опытом и завершается в опыте». Интересно рассуждает Леонардо да Винчи по проблемам космологии. Его мысль была такова, что не Земля, а , скорее , Солнце есть центр нашей вселенной. Солнце Леонардо – это физическая реальность, которая возведена символом, источник тепла и жизни природы , тепла и души ,основание условия гармонии мира. Душа имеет непрерывную связь с теплом , она формирует тело и выступает творческим , деятельным началом. Начало духовное не противостоит телесному ,а природное – божественному. Состояние - гармония. Леонардо да Винчи – наследник философии гуманизма. Он продолжает утверждение. Что человек –это великое творение природы , и лучшие из людей могут быть по праву «богами на земле» . Но есть люди, которые должны называться по-другому, те, после которых ничего и не останется, т.к. ничего хорошего ими не совершается. Вот размышления Леонардо о человеке и роли его в мире.

Таким образом, мы рассмотрели два понятия «философии» и «творчества» и их составляющие отдельно и нашли связующую. Тем самым показав, что эти предметы исследования взаимосвязаны и по своему влияют друг на друга , как философия на формирование творчества, так и творчество создается, опираясь на мысли и человеческие взгляды на мир.

Читайте также

Цитировать

Чернышова, Е.В. Философия и творчество / Е.В. Чернышова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 40. — С. 107-112. — URL: https://novainfo.ru/article/4142 (дата обращения: 17.05.2022).

Поделиться