Академическая нечестность студентов при дистанционном обучении

NovaInfo 40, с.194-199
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 0
CC BY-NC

Аннотация

Академическое мошенничество студентов, обучающихся дистанционно, - покупка контрольных работ, рефератов, выполнение интернет тестирования третьими лицами и т.д. - сегодня имеет место за рубежом и иногда встречается в российских ВУЗах. В статье приведены примеры проявления академической нечетности студентами дистанционного обучения, отмечены факторы, способствующие девиантному поведению студентов.

Ключевые слова

АНОНИМНОСТЬ ОБУЧАЕМОГО, АКАДЕМИЧЕСКАЯ НЕЧЕСТНОСТЬ, ИНТЕРНЕТ ЭКЗАМЕН, ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ, СТУДЕНТЫ

Текст научной работы

Введение

Дистанционное обучение позволяет при помощи компьютера, подключенного к сети Интернет, получать высшее образование в удаленном университете, и является удобной формой обучения для работающих людей.

В большинстве университетов сегодня имеются факультеты дистанционного образования (ФДО). Студенты ФДО на сайте факультета по паролю получают доступ к методическим материалам и заданиям для самостоятельной работы, периодически высылают для проверки преподавателю на электронную почту выполненные контрольные, лабораторные работы и рефераты.

Из двух ежегодных сессий на ФДО одна дистанционная, другая – очная, студентам приходится все-таки лично приезжать в университет. При проведении дистанционной сессии экзамены и зачеты реализуются в виде интернет-тестирования.

Дистанционная сессия и другие дистанционные процедуры контроля успеваемости на ФДО не исключают анонимности и академической нечестности студентов [1]. Студенты заказывают в специализированных фирмах контрольные работы и рефераты, нанимают третьих лиц сдавать дистанционные экзамены вместо себя [2]. Академическая нечестность студентов является глобальной проблемой [3, 4].

В статье автор показывает как проявления глобального отрицательного тренда – академической нечестности студентов при дистанционном обучении – реализуются в российском техническом ВУЗе.

Методы

Автор несколько лет работает дистанционно со студентами ФДО Самарского государственного технического университета в рамках курса «Электротехника», проверяет получаемые на электронную почту контрольные и лабораторные работы, отслеживает результаты интернет-экзаменов.

Для выявления проявлений академического мошенничества студентов в дистанционном обучении автор беседовал со студентами, анализировал получаемые на электронную почту контрольные работы, результаты интернет-экзаменов.

С целью выявления подозрительных контрольных фиксировались: факт посещения страницы с заданием к контрольной работе в «Прометее» (широко распространенное в РФ программное обеспечение для организации дистанционного обучения [5]); стандартные и автоматически обновляемые свойства файла полученной контрольной работы – «автор» или «дата последнего изменения»; IP адрес отправителя.

Контрольные работы, скорее всего, выполнены третьими лицами (где-то куплены) если: в них одинаковые или различающиеся в последней цифре IP адреса отправителя, повторяются названия в полях «автор» в свойствах файла, студент выполнил контрольную работу, не посетив в «Прометее» страницу с заданием.

«Прометей» фиксирует время, затраченное студентом на интернет-экзамен. Выполнение двухчасового теста за 10 – 15 минут также является подозрительным.

Результаты

На основании анализа представляемых студентами дистанционного обучения контрольных работ, результатов интернет-экзаменов, бесед со студентами и коллегами было составлено обобщенное (несколько утрированное) описание поведения академически нечестного студента, обучающегося дистанционно.

В этом описании отражены следующие факторы:

  • Сочетание учебы и работы, отрицательно сказывающееся на качестве обучения. Автор использовал из своего опыта экзотические примеры работы студентов, гораздо чаще студенты работают охранниками, в торговле, сфере услуг.
  • Работа выпускников ВУЗов не по специальности из-за отсутствия соответствующих вакансий на рынке труда.
  • Высокие требования к пунктуальности и самоорганизации студента, что необходимо для дистанционного обучения, которыми далеко не все обладают.
  • Использование услуг третьих лиц для выполнения учебных заданий, технология академического мошенничества при дистанционном обучении.

Пример поведения академически нечестного студента, обучающегося дистанционно

Я креативный индивид,
Дистанционно вуз закончил.
Теперь я химии магистр
И бакалавр – журналист.

Чтоб оплатить учебу
Охранником работал,
Рубил на рынке мясо,
Крупье был в казино.

С двумя дипломами всегда
Легко найти работу.
На химзавод берут меня
Помощником рабочего.

А я магистр, обидно мне,
И пахнет у них хлором.
Послал в газету резюме,
Хотел быть репортером.

Писать не каждый может.
Редактор мне сказал,
А ты совсем безграмотный,
Хотя и бакалавр.

Я человек упорный.
Нашел работу по себе
На нефтяной платформе,
Охранником в буфет.

На буровой мне нравится.
Чтоб был карьерный рост,
Учиться на нефтяника
Предложил мне босс.

Решил учиться в третий раз.
Дистанционный факультет
На специальность нефть и газ
Берет меня на внебюджет.

Дистанционный факультет.
Здесь пунктуальный человек
Задания из интернета
Решает дома каждый вечер.

А это очень тяжело,
Ведь есть семья и дети.
Вот и не учится никто
На этом факультете.

Пароль для входа в «Прометей»,
Свой адрес электронный
По опыту своих друзей
Дал фирме не законно.

Доценты и ботаники
За скромную оплату
В ней делают контрольные
И пишут рефераты.

Доценты и ботаники
По моему паролю
На сайте факультета
Задания возьмут.

Все качественно выполнят
И отошлют преподу.
Экзамен в интернете
За меня сдадут.

А мне на телефон
Приходят сообщения,
Как я дистанционно
Успешно все сдаю.

Мне в фирме обещали
Ботаника нанять.
Очные экзамены
За меня сдавать.

По фото на зачетке
Препод не отличит,
Кто на самом деле
Перед ним сидит.

Вот и прошло три лета,
Диплом мне вручили на днях.
Я главный охранник в буфете,
Науки гранит грыз не зря

Выводы

Академическая нечестность имеет распространение в среде студентов, в том числе и российских.

Опытный преподаватель по ряду признаков выявит факт академического мошенничества при дистанционном обучении, несмотря на отсутствие очного контакта со студентом.

Скорее всего, одной из причин академической нечестности студентов, являются состояние рынка труда и политика системы образования. ВУЗы выпускают большее число специалистов, чем может принять рынок труда. Например, в США 49% выпускников ВУЗов вынуждены работать не по специальности, т.к. вакансий, соответствующих их квалификации, просто нет [6]. В таких условиях студенты стараются получить диплом о высшем образовании, потратив минимальные усилия на учебу.

Читайте также

Список литературы

  1. Ravasco G. Technology-aided cheating in open and distance e-learning // Asian Journal of Distance Education. 2012. vol.10, №2. C. 71-77.
  2. Alemayehu F. Development of a comprehensive assessment technique to invigorate students' problem-solving skills and deter cheating // International Journal of Mechanical Engineering Education. 2015. vol.43, №4. C. 265-285.
  3. Kukushkin S. The problem of engineering creativity in Russia: a critical review // European Journal of Engineering Education. 2012. vol.37, №5. C. 500-507.
  4. Яковлев В.Ф. Академическая нечестность студентов на экзамене // NovaInfo.Ru. 2015. №30. - [Электронный ресурс]. - URL:http://novainfo.ru/archive/30/akademicheskaya-nechestnost-studentov-na-ekzamene (дата обращения: 11.01.2016).
  5. Система дистанционного обучения (СДО) «Прометей». - [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.prometeus.ru/actual/01_products/lms/opisanie.html (дата обращения: 09.01.2016).
  6. Vedder R. Why are recent college graduates underemployed? // Center for College Affordability and Productivity. 2013, January 28. - [Электронный ресурс]. - URL: http://centerforcollegeaffordability.org/research/studies/underemployment-of-college-graduates/ (дата обращения: 09.01.2016).
  7. Abel J. Are recent college graduates finding good jobs? // Federal Reserve Bank of New York. Current Issues in Economics and Finance. 2014. v. 20, №1. - [Электронный ресурс]. - URL: https://www.newyorkfed.org/research/current_issues/ci20-1.html (дата обра-щения: 11.01.2016).

Цитировать

Яковлев, В.Ф. Академическая нечестность студентов при дистанционном обучении / В.Ф. Яковлев. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 40. — С. 194-199. — URL: https://novainfo.ru/article/4149 (дата обращения: 21.01.2022).

Поделиться