Выявление признаков академического мошенничества в заданиях, присылаемых преподавателю для проверки по электронной почте

NovaInfo 41, с.200-205, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 2
CC BY-NC

Аннотация

Академическое мошенничество студентов, обучающихся дистанционно, покупка контрольных работ, рефератов, выполнение интернет тестирования третьими лицами и т.д. - сегодня имеет место за рубежом и иногда встречается в российских ВУЗах. В статье предложена методика выявления признаков выполнения третьими лицами, а не студентами, работ, присылаемых преподавателю для проверки по электронной почте.

Ключевые слова

АКАДЕМИЧЕСКОЕ МОШЕННИЧЕСТВО, ДИСТАНЦИОН-НОЕ ОБУЧЕНИЕ, СТУДЕНТЫ, АНОНИМНОСТЬ ОБУЧАЕМОГО, АКАДЕМИЧЕСКАЯ НЕЧЕСТНОСТЬ

Текст научной работы

Введение

Используя компьютер и сеть Интернет, работающий человек может получать относительно не дорого высшее образование дистанционно в удаленном университете. Факультеты дистанционного образования (ФДО) сегодня имеются в большинстве высших учебных заведениях.

В процессе обучения студенты ФДО в соответствии с учебным планом высылают преподавателю на электронную почту для проверки контрольные, лабораторные работы и рефераты. Регулярная визуальная связь преподавателей со студентами, например, через Skype на ФДО не применяется, т.к. это дорого, и при дистанционном контроле успеваемости проблемой является анонимность обучаемых. Студенты иногда выполняют контрольные и рефераты не самостоятельно, а заказывают их третьим лицам и организациям, т.е. проявляют академическую нечестность.

В статье автор делится опытом выявления признаков выполнения присланных по электронной почте для проверки заданий третьими лицами, а не студентами.

Методы

Автор ряд лет ведет дисциплину «Электротехника» у студентов ФДО в Самарском государственном техническом университете, обучающихся на различных направлениях, проверяет выполненные дистанционно контрольные и лабораторные работы. Разумно, если перед проверкой полученных по электронной почте контрольных или лабораторных работ, рефератов, преподаватель убедится, что они действительно выполнены самими студентами, а не третьими лицами.

С большой вероятностью можно принять правильное решение о наличии (отсутствии) академического мошенничества, если проверить содержание страницы «Журнал посещений» в «Прометее» (используемое в РФ программное обеспечение для организации дистанционного обучения [1]), просмотреть стандартные и автоматически обновляемые свойства файла полученного документа — «автор» или «дата последнего изменения», IP адрес отправителя.

Результаты

Отметим, что не только российские студенты мошенничают при дистанционном обучении, это глобальная проблема [2, 3]. Нерадивые студенты покупаю рефераты, курсовые и контрольные работы в множестве специализированных фирм, работающих в интернете. В качестве примера на рисунке 1 приведен фрагмент страницы сайта (http://www.courseworkpoint.co.uk/buy-coursework, январь 2016 г.) одной из многочисленных британских компаний, работающих для академически нечестных студентов, с расценками за одну страницу курсовой (контрольной) работы в зависимости от срока и качества исполнения. Например, страница контрольной работы при сроке выполнения заказа 4 — 5 дней на оценку «отлично» (First Class) обойдется в 23.95 фунтов стерлингов, на оценку «удовлетворительно» (2:2) — 17.95 фунтов стерлингов (здесь имеется в виду британская система оценивания успеваемости в ВУЗах).

Фрагмент сайта британской компании
Рисунок 1. Фрагмент сайта британской компании

На рисунке 2 приведен фрагмент сайта (http://pomoshstudentu.ru/prajs-list, январь 2016 г.) российской компании, занятой в той же области. С учетом платежеспособности клиентов расценки здесь ниже.

Фрагмент сайта российской компании
Рисунок 2. Фрагмент сайта российской компании

В порядке эксперимента, автор собирал информацию о получаемых им на электронную почту контрольных и лабораторных работах по электротехнике от студентов ФДО в весеннем семестре 2014/15 учебного года, всего было получено 73 контрольных. С целью выявления подозрительных файлов фиксировались: факт посещения страницы с заданием к контрольной работе в «Прометее»; свойства файла — «автор» или «дата последнего изменения»; IP адрес отправителя.

Фрагмент «Журнала посещений»
Рисунок 3. Фрагмент «Журнала посещений»

На рисунке 3 представлен фрагмент страницы «Журнал посещений» для одного из студентов в «Прометее». Судя по этому документу студент, например, трижды просматривал курс лекций, задание к контрольной работе не открывал, но контрольную работу на проверку прислал, что подозрительно.

Почтовые программы позволяют определять IP адреса отправителей. Допустим, преподаватель работает с Mail.ru. Получив сообщение, нужно выбрать команды меню «Ещё» — «Служебные заголовки», тогда в строке «Received from» окажется IP адрес отправителя.

Компьютерный файл имеет ряд стандартных и автоматически обновляемых свойств, в том числе: «автор» (устанавливается в свойствах файла и может переходить вместе с трафаретом от одного документа к другому) и «дата последнего изменения» (устанавливается автоматически). Пользователи обычно этими свойствами не интересуются. Если подвести указатель мыши к названию или значку полученного файла, во всплывающем окне можно увидеть сведения о размере файла, дате его создания и последнего изменения, запись в поле «автор».

Сведения о файле полученной контрольной работы во всплывающем окне
Рисунок 4. Сведения о файле полученной контрольной работы во всплывающем окне

В примере на рисунке 4 компьютер показал, что файл был последний раз изменен в 2010 году, тогда студент в университете еще и не учился. В поле «автор» приведено название одной из фирм, работающих для нерадивых студентов (Рис.2).

Ниже помещена часть таблицы с информацией о полученных автором дистанционно контрольных работах по электротехнике. Строки таблицы упорядочены по IP адресам, столбец с фамилиями студентов изъят.

Таблица 1. Сведения о контрольных работах

№ п/п

Группа

IP — адрес отправителя

Посещение страницы с заданием к контрольной работе в «Прометее»

Запись в поле «автор» или дата последнего изменения

1

3 курс — 21 (2014/2015) 140400-3

5.255.216.146

Нет

DEN

2

Должники_Самара 2014-2015

5.255.216.148

Нет

User

3

Должники_Самара 2014-2015

5.255.227.175

Нет

Pomoshstudentu

4

2 курс — 28 (2014/2015) 230100-1ИУП

5.255.227.176

Да

Нет сведений

5

3 курс — 24 (2014/2015) 151000-1ИУП

5.255.227.176

Да

DEN

6

Должники_Стерлитамак 2014-2015

5.255.227.177

Да

DEN

7

Должники_Отрадный 2014-2015

5.255.227.177

Нет

Нет сведений

38

4 курс — 32 (2014/2015) 151000-1

85.192.154.87

Нет

Нет сведений

39

3 курс — 24 (2014/2015) 151000-1ИУП

85.192.154.87

Нет

Нет сведений

40

Должники_Бузулук 2014-2015

85.192.154.87

Да

Нет сведений

41

4 курс — 34 (2014/2015) 151000-2

85.192.154.87

Нет

Нет сведений

43

Должники_Бузулук 2014-2015

87.250.241.131

Да

05.08.09

73

Должники_Самара 2014-2015

217.79.31.191

Да

DEN

Проанализируем содержимое таблицы 1:

  1. Имеются группы совпадающих IP адресов, например, контрольные работы студентов, сведения о которых приведены в строках 38 — 41, отправлены с одного и того же IP адреса 85.192.154.87. Всего выявилось 32 подозрительных адреса. Но, может быть, совпадающие IP адреса являются следствием общительности студентов, а не работы третьих лиц;
  2. Часть контрольных работ (32 шт.) прислана студентами, не посещавшими страницу в «Прометее» с заданиями, но задания студенты могли получить и от коллег, которые заходили на нужную страницу;
  3. В полученных файлах контрольных в поле «автор» 25 раз встречается слово «DEN», всего получено 37 работ с подозрительным текстом в поле «автор» и две контрольные выполнены в 2009 году. В файлах лабораторных работ в поле «автор» чаще всего встречается слово «Egoriys». Возможно, студентам нравятся слова «DEN» и «Egoriys», а кто-то выполнил контрольные работы заранее.

Полученные результаты затруднительно интерпретировать однозначно и не ясно, следует ли вообще производить подобный предварительный контроль получаемых для проверки по электронной почте работ или нужно больше доверять студентам.

Выводы

Академическое мошенничество, т.е. не самостоятельное выполнение заданий иногда встречается у студентов, обучающихся дистанционно.

Опытный преподаватель по ряду признаков выявит факт академического мошенничества при дистанционном обучении, для этого достаточно обратить внимание на свойства получаемых файлов контрольных работ и рефератов и IP адреса отправителей.

Для борьбы с академической нечестностью нужен комплекс административных и воспитательных мер.

Читайте также

Список литературы

  1. Система дистанционного обучения (СДО) «Прометей». - [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.prometeus.ru/actual/01_products/lms/opisanie.html (дата обращения: 01.02.2016).
  2. Ravasco G. Technology-aided cheating in open and distance e-learning // Asian Journal of Distance Education. 2012. vol.10, №2. C. 71-77.
  3. Яковлев В.Ф. Академическая нечестность студентов на экзамене // NovaInfo.Ru. 2015. №30. - [Электронный ресурс]. - URL:http://novainfo.ru/archive/30/akademicheskaya-nechestnost-studentov-na-ekzamene (дата обращения: 1.02.2016).

Цитировать

Яковлев, В.Ф. Выявление признаков академического мошенничества в заданиях, присылаемых преподавателю для проверки по электронной почте / В.Ф. Яковлев. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 41. — С. 200-205. — URL: https://novainfo.ru/article/4341 (дата обращения: 30.09.2022).

Поделиться