Академическая нечестность студентов (academic dishonesty) т.е. списывание на экзаменах и во время учебы, скачивание из интернета рефератов, заказ контрольных работ сегодня широко распространены за рубежом [1, 2], иногда встречаются и в нашей стране [3, 4], и не осуждается в студенческой среде [1, 5].
Исследователи в области педагогики высшей школы уделяют проблеме академической нечестности студентов немалое внимание, что подтверждается ростом числа научных публикаций на эту тему.
На рисунках 1 и 2 представлены результаты поиска публикаций на тему академической нечестности по ключевым словам на английском и русском языках в библиографических и реферативных базах данных Elibrary.ru и Scopus.


В таблице 1 для большей объективности приведены суммарные результаты поиска в тех же базах данных по группе ключевых слов.
База данных | Ключевые слова | Суммарное число ссылок |
Scopus | academic dishonesty, exam cheating, academic fraud | 466 + 145 + 422 = 1033 |
Elibrary.ru | академическая нечестность, списывание на экзамене, академическое мошенничество | 3 + 11 + 16 = 30 |
Судя по числу научных публикаций, проблема академической нечестности студентов менее актуальна для российской высшей школы, чем для зарубежной.
Нерадивые студенты заказывают рефераты, курсовые и контрольные в различных специализированных фирмах (ghost writers), имеющих свои сайты в интернете. С помощью поисковой системы в интернете, например, Яндекса можно оценить соотношение между количеством таких фирм в России и англо-говорящих странах по числу ответов на ключевые словосочетания (Таблица 2).
Ключевые слова | Число ответов |
Заказать контрольную работу | 447 000 |
Заказать реферат | 441 000 |
Order course work | 55 000 000 |
Order essay | 6 000 000 |
Судя по данным из Таблицы 2, фирмы ghost writers из англоязычных стран разместили в интернете гораздо больше рекламы, чем российские в нашей стране. По-видимому, и услуги таких фирм за границей более востребованы. Как видим в англоязычных странах для нерадивых студентов продается и покупается рефератов, контрольных и курсовых работ гораздо больше, чем в России. Только в Великобритании, высшее образование в которой популярно в нашей стране, ghost writers производят продукции более чем на 200 миллионов фунтов стерлингов в год [1].
Приведенные факты позволяют утверждать, что российские студенты являются академически более честными по сравнению с коллегами из англоязычных стран.
Составной частью обучения в высшей школе является периодическая проверка знаний студентов на экзаменах и зачетах. На экзаменах академическая нечестность студентов проявляется в попытках списать. При этом могут использоваться и достижения современной техники.
Несознательные студенты пытаются пользоваться шпаргалками, закачивают в телефоны файлы с учебниками, ищут ответы на вопросы билета в интернете с помощью телефона, применяют микронаушники.
Ниже для наглядности в стихотворной форме описано поведение гипотетического нерадивого европейского студента, пересдающего экзамен по электротехнике, пытающегося применить перечисленные способы мошенничества.
В день октябрьский, поутру
На экзамен я иду.
Электротехнику за зиму
В третий раз пересдаю.
Не знаю я закон Кирхгофа,
И методичек не читал.
Зато в айфон из интернета
Учебник толстый закачал.
В наш электронный век
Шпаргалки не нужны.
Продвинутый студент
Не прячет их в штаны.
Наушник в ухо я вложу,
Его не видно никому.
Мой друг за дверью на билет
Даст мне по рации ответ.
Вхожу решительно, беру билет,
И громко называю номер.
Какой вопрос достался мне,
Радист за дверью уже понял.
Сажусь тихонько на айфон,
Он зазвенел, упал на пол.
Преподаватель мне грозит,
И телефон убрать велит.
По рации уже бубнят ответ,
Писать я еле успеваю.
Одни слова, а формул нет,
Как обойдусь без них, не знаю.
Все у меня готово
Чтоб отвечать билет.
Пять листов исписано,
В них схем и формул нет.
Доцент листы берет,
Просматривает бегло,
И в сторону кладет,
Вздыхает тяжело.
«Вы с микротелефоном
Писали ваш конспект,
Я это сразу понял.
Ответ на свой билет
Вы в книге покажите».
Учебник мне дает.
Листаю я страницы,
И кто в них что найдет.
Не повезло с экзаменом.
Препод в том виноват.
Теперь электротехнику
Мне в пятый раз сдавать.
Мне в фирме обещали
Отличника нанять.
Вместо меня экзамен
Пойдет он отвечать.
По фото на зачетке
Препод не отличит
Кто на самом деле
Перед ним сидит.
Выводы:
- Академическая нечестность имеет распространение в среде студентов;
- Российские студенты академически более честные, чем их зарубежные коллеги;
- Наиболее эффективные меры в борьбе с академической нечестностью — воспитательные.