В итоговом докладе «Местное самоуправление в России: состояние, проблемы, пути совершенствования» Института современного развития [1] в качестве одной из проблем местного самоуправления выделен вопрос о пределах государственного контроля в сфере муниципального управления в субъектах РФ. Под заголовком «Где пределы государственного контроля?» представлен следующий текст: «Одной из ключевых проблем местного самоуправления, по мнению муниципального сообщества, является гипертрофированный государственный контроль. В большинстве регионов отмечают, что ответы на запросы информации государственными органами отнимают львиную долю времени, еще больше трудностей вызывают бесконечные проверки муниципалитетов». В приведенном выше тексте присутствует доля субъективности, которая выражается в словах «гипертрофированный контроль», «бесконечные проверки» и др. Следует отметить, что исследователи предпринимали попытки найти решение проблемы пределов государственного контроля в сфере муниципального управления. Хотелось бы отметить мнение Васильева В.И., который писал : «Стремясь возвратиться в цивилизованное русло социальной жизни, новое Российское государство совершило стратегическую ошибку, провозгласив развитие института местного самоуправления как цель ближайших лет, чуть ли не сегодняшнего дня»[2] Без сомнения, для объективной оценки сложившейся ситуации следует обратиться к нормативно-правовым актам.
В сфере регулирования вопросов местного самоуправления, помимо Конституции РФ, ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» существует еще один нормативно-правовой акт, носящий международный характер: Европейская Хартия местного самоуправления. Именно в нем выделена отдельная статья – «Административный контроль за деятельностью органов местного самоуправления», которая закрепляет положение, согласно которому «любой административный контроль за органами местного самоуправления может осуществляться только в порядке и в случаях, предусмотренных Конституцией или законом»[3]. Однако, Конституция РФ, не предусматривает возможности осуществления административного контроля, как формы государственного контроля за деятельностью органов местного самоуправления в РФ, и соответственно, являясь основным законом российского государства, устанавливает самостоятельное решение вопросов местного значения[4]. Таким образом, в результате сложившейся международно-правовой коллизии, в современной российской действительности развиваются две противоречивые тенденции: с одной стороны, степень давления различных государственных структур на муниципалов крайне высока, с другой – формы государственного контроля в одних случаях не прописаны (т.е. отсутствуют и, в принципе, юридически невозможны), в других – не регламентированы (что вызывает произвол контролирующих органов)»[5]. Следует отметить, что вопрос самостоятельности органов местного самоуправления для западноевропейских государств не нов, существуют и реализуются модели построения систем государственного контроля над деятельностью органов местного самоуправления, использующихся и закрепленных в законодательстве различных государств.
Безусловно, государства имеют право на проверку определенных аспектов деятельности органов местного самоуправления, причем эти аспекты являются значимыми и регламентироваными нормативными актами. Что касается тех вопросов, решения которых полностью лежат на органах местного самоуправления, то в данном случае проверка не может быть проведена с целью внесения изменений. Это предусматривается с целью не допустить нарушения принципа самостоятельности деятельности органов местного самоуправления.
Касательно самостоятельности органов местного самоуправления в РФ, следует особо подчеркнуть положения ст.12 Конституции РФ, в которой указывается, что «в РФ признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно». Местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. То есть, находясь в составе субъектов РФ, органы МСУ имеют возможность решать ряд вопросов самостоятельно. Однако, имеется официальная позиция Конституционного Суда РФ относительно принципа самостоятельности органов местного самоуправления, трактовка которой является достаточно проблемной. Конституционный Суд, в частности, указал, что Конституция Российской Федерации прямо предусматривает подконтрольность государству реализации органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий и предполагает контроль над законностью при решении ими вопросов местного значения, т.е. при осуществлении собственно полномочий местного самоуправления. Формы и способы такого контроля, его механизм и порядок осуществления не могут нарушать гарантии самостоятельности местного самоуправления, установленные Конституцией Российской Федерации и принятыми в соответствии с нею федеральными законами, и противоречить принципу разделения властей. В нормах законодательства не может быть провозглашен государственный контроль над деятельностью органов местного самоуправления как общий принцип отношений между органами государственной власти и муниципальными образованиями. Особо подчеркнута недопустимость государственного контроля над целесообразностью использования средств, материальных ресурсов и собственности, переданной муниципальному образованию государственной властью[6]. Жесткий контроль органов местного самоуправления со стороны государственных органов[7] является проблемой, требующей своего решения в деятельности муниципалитетов. Большей целесообразности можно достичь при осуществлении государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства в муниципалитетах в конкретной сфере, например, в предпринимательстве[8].
Таким образом, исследовав позицию Конституционного Суда РФ, приходим к выводу, что не допускается без установления определенных его пределов государственный контроль над целесообразностью в деятельности органов местного самоуправления. При решении данного вопроса следует также принять во внимание опыт зарубежных государств, доказывающий постепенность процесса утверждения местного самоуправления и необходимость присутствия государства в этом процессе.