Особенности муниципального управления в призме принципов местного самоуправления

NovaInfo 47, с.178-182, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Юридические науки
Просмотров за месяц: 0
CC BY-NC

Аннотация

В статье раскрываются особенности муниципального управления в свете основных принципов местного самоуправления, разграничиваются понятия муниципальное управление, местное управление и местное самоуправление.

Ключевые слова

ПРИНЦИПЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ, МЕСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Текст научной работы

Изучив и проанализировав определения местного самоуправления, представленные в Европейской хартии местного самоуправления, федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», трудах ведущих ученых, можно сделать вывод, что главное в местном самоуправлении - самостоятельное и за счет собственных средств решение ряда вопросов жизнедеятельности и развития территории (в российском муниципальном праве они носят название «вопросов местного значения»)[1-4].

Важнейшие законодательные основы местного самоуправления закреплены в Европейской хартии о местном самоуправлении. В данной хартии закреплено положение, согласно которому принципы местного самоуправления должны быть отражены в законодательстве страны и, по возможности, в самой конституции (основном законе) государства. C материальной точки зрения некоторые исследователи безоговорочно согласны с тем, что конституция, в данном случае, выступает как документ формирующий государственную и муниципальную власть, определяющий её структуру и вектор развития в государстве[4].

Кроме этого, следует упомянуть еще один достаточно важный принцип - принцип исключительной компетенции, согласно которому выделяют определенную сферу самостоятельных полномочий для этих органов государства. Суть его в том, что органы местного самоуправления в пределах, установленных законом, обладают полной свободой действий для осуществления собственных инициатив по любому вопросу, которые не исключены из их компетенции и не отнесены к компетенции другого органа власти.

Под местным самоуправлением, понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения. Органы местного самоуправления и формы непосредственного волеизъявления граждан (выборы, местный референдум, общие собрания) предстают в качестве механизма, посредством которого решается часть государственных задач на данной территории, важнейшими из которых являются экономические задачи, например, экономическое развитие муниципального образования и её защита[7]. При помощи местного самоуправления решаются многие жизненно важные проблемы населения, осуществляется зашита прав и законных интересов граждан[1]. Особенно актуальной в настоящие дни становится задача защиты прав несовершеннолетних лиц[2] и иных категорий социально незащищенных граждан.

Таким образом, можно выделить два основных принципа органов местного самоуправления и вообще самоуправления как явления. Это – выборность и определенный комплекс прав. Местные органы самоуправления должны иметь свою собственную компетенцию, обладать достаточно реальными правами и возможностями. При этом, государство имеет право на проверку определенных аспектов деятельности органов местного самоуправления, эти аспекты являются значимыми и регламентироваными нормативными актами. Что касается тех вопросов, решения которых полностью лежат на органах местного самоуправления, то в данном случае проверка не может быть проведена с целью внесения изменений. Это предусматривается с целью не допустить нарушения принципа самостоятельности деятельности органов местного самоуправления[6]. Жесткий контроль органов местного самоуправления со стороны государственных органов[5] является проблемой, требующей своего решения в деятельности муниципалитетов.

Государство законодательно определяет цели, формы, ресурсы, границы(территориальные и иные) местного самоуправления, о чем свидетельствует Конституция или закон о местном самоуправлении любого современного государства. Все полномочия в области местного самоуправления даны государством и закреплены не добровольным договором граждан, а законом, общеобязательным к исполнению. Объектом местного самоуправления являются общественные отношения на данной территории.

Первая особенность муниципального управления состоит в том, что если муниципалитет - организация, преследующая социальные (некоммерческие) цели, то критерием эффективности его деятельности не может быть максимум доходов бюджета или максимум прибыли.

Вторая особенность - роль человека как участника процесса. Население в муниципальном управлении выступает одновременно в трех ролях: как цель, объект и субъект управления.

Третья особенность муниципального управления - опора в системе на использование людей как главного местного ресурса, т.е. опора на желания, потребности, энергию, волю, интеллект, труд, а зачастую и денежные средства отдельных граждан.

Четвертая особенность муниципального управления состоит в том, что оно основано на ценностях, ресурсах, задачах и возможностях, связанных с местом проживания человека.

Пятая особенность муниципального управления - множество одновременно решаемых проблем, каждая из которых носит локальный, частный характер. Из этого логически следует и стремление муниципальной власти решать каждую из них на локальном уровне.

Местное самоуправление и местное управление соотносятся как часть и целое, иными словами, местное управление включает в себя два основных элемента:

  • государственное управление на местах, осуществляемое государственными органами и должностными лицами;
  • местное самоуправление, осуществляемое органами, ответственными перед избирателями.

Соотношение этих элементов, их взаимодействие различно в конкретных странах. На этом основании представляется возможным выделение разных систем местного управления и местного самоуправления.

Согласно Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации осуществляется гражданами как путём различных форм прямого волеизъявления, так и через органы местного самоуправления.

Согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к органам местного самоуправления относятся можно отнести:

  • представительные органы местного самоуправления;
  • иные органы местного самоуправления, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований.

Местное самоуправление осуществляется советами(представительным органом) или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного тайного равного, прямого и всеобщего голосования, которые могут располагать подотчетными им исполнительными органами. Согласно Закону наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований является обязательным. Наименование органов местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации с учётом национальных, исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

Органы местного самоуправления организуют исполнение федеральных законов, указов Президента РФ, правовых актов субъектов РФ, оказывают содействие федеральным органам государственной власти, расположенным на их территории, и органам государственной власти субъектов РФ, осуществляют координацию деятельности органов территориального общественного самоуправления.

Читайте также

Список литературы

  1. Иксанов Р.А., Селезнева А.Х. Защита прав и законных интересов граждан и организаций как правовая категория / Р.А. Иксанов // Аграрное и земельное право.- 2016.- №1(133).- С.54-57.
  2. Гайфутдинова, Р.Д., Иксанов, Р.А. К вопросу об эффективности правовой защиты несовершеннолетних /Р.Д. Гайфутдинова, Р.А. Иксанов // NovaInfo.Ru.- 2015.- Т. 2. № 31.- С. 233-235.
  3. Иксанов, Р.А., Сиразетдинов, И.М. Особенности правовой конвергенции систем разрешения споров России и Всемирной торговой организации (ВТО) // Российский электронный научный журнал.- 2013.- № 3. С. 33-41.
  4. Евстифеев, А.С., Иксанов, Р.А. К вопросу о понятии конституции в конституционном праве РФ (историко-правовой аспект) // Студенческий научный форум - 2015, VII Международная студенческая электронная научная конференция, электронное издание. 2015.
  5. Мухаметгалиева, Ч.И., Иксанов, Р.А. Административная комиссия как субъект административной юрисдикции органов местного самоуправления / Ч.И. Мухаметгалиева, Р.А. Иксанов // NovaInfo.Ru. - 2015. - № 36.- С. 163-167.
  6. Гизатуллина А.А., Иксанов Р.А. Пределы государственного контроля в сфере муниципального управления / Гизатуллина А.А., Иксанов Р.А. // NovaInfo.Ru. - 2016. Т. 1. - № 40.- С. 248-251.
  7. Сиразетдинов И.М., Иксанов Р.А. Защита экономики сельского хозяйства России в условиях членства в ВТО // Молодежная наука и АПК: проблемы и перспективы: материалы V всероссийской научно-практической конференции молодых ученых.Уфа,- 2012. С. 188-190.

Цитировать

Галиева, Г.А. Особенности муниципального управления в призме принципов местного самоуправления / Г.А. Галиева, Р.А. Иксанов. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 47. — С. 178-182. — URL: https://novainfo.ru/article/6746 (дата обращения: 28.06.2022).

Поделиться