Система межбюджетных отношений - это фактор, переоценить влияние которого на социально-экономическое развитие страны довольно сложно. От того, насколько эффективно и целесообразно распределены обязанности и финансовые ресурсы для их выполнения между бюджетами, зависит возможность государства выполнять свои функции, а населения - быть обеспеченными бюджетными услугами.
Усиление процессов дифференциации регионов и муниципальных образований по показателям социального и экономического развития, проведение реформы местного самоуправления, усложнение методов государственного регулирования экономики как в рамках страны, так и пределах конкретных территорий, обусловливают объективную необходимость дальнейшего совершенствования межбюджетных отношений, в первую очередь, на уровне регионов и муниципальных образований. [3]
Поэтому актуальными становятся вопросы развития межбюджетных отношений между различными уровнями бюджета.
В соответствии со ст.6 БК межбюджетные трансферты - это средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы РФ другому. Очевидно, что основными формам межбюджетных трансфертов являются дотации, субсидии и субвенции, отдельный вид дотаций - дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, а также иные межбюджетные трансферты. [3]
Многообразие типов и видов трансфертов обусловлено их назначением в практике межбюджетного регулирования. Трансферты обычно выполняют следующие функции:
- выравнивание бюджетной обеспеченности территорий и обеспечение равномерного доступа к гарантированному набору государственных услуг на всей территории;
- компенсация нижестоящим бюджетам затрат на финансирование мероприятий общенационального значения;
- стимулирование в регионах предоставления расширенных социальных благ населению в объемах, превышающих гарантированный государством уровень, с целью повышения уровня его жизни и социальной обеспеченности;
- поощрение реализации экономических, социальных и политических реформ нижестоящими органами власти;
- снижение социальной напряженности в регионе, стимулирование экономического роста. [4]
Таким образом, межбюджетные трансферты выполняют очень важные функции. Особенно они важны для развития регионов и муниципалитетов.
Рассмотрим проблему межбюджетных отношений на примере Республики Башкортостан. В Республике Башкортостан сформировалось 8 городских округов, 54 муниципальных района,14 городских поселений, 818 сельских поселений. Это один из субъектов РФ с самым большим количеством муниципальных образований.
Правовую основу межбюджетных отношений в Республике Башкортостан составляют Конституция Российской Федерации, БК РФ, федеральные законы, Конституция Республики Башкортостан, Закон Республики Башкортостан «О бюджетном процессе в Республике Башкортостан», «О межбюджетных отношениях в Республике Башкортостан», а также муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах. [2]
Неудовлетворительное финансово-экономическое положение муниципалитетов, тенденция неуклонного сокращения собственных доходов местных бюджетов с одновременным усилением финансовой помощи сверху подчеркивает существующую зависимость нижестоящего бюджета от вышестоящего. Сегодня не решена задача достижения соответствия между предоставленными доходными источниками и финансовыми потребностями муниципалитетов по решению вопросов местного значения.
Многочисленные примеры из местной практики подтверждают тезис о нехватке собственных доходов местных бюджетов, которая ставит под угрозу способность органов местного самоуправления выполнять возложенные на них полномочия. [4]
Исходя из вышесказанного, можно предложить следующие мероприятия по совершенствованию межбюджетных отношений в РБ:
- Для увеличения собственных доходов местных бюджетов:
- повышение доходной базы бюджета за счет увеличения налоговых и неналоговых доходов. Для обеспечения роста неналоговых доходов необходимо усилить контроль за использованием муниципальной собственности, условиями сдачи её в аренду, полнотой поступления доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося муниципальной собственности. Проводить дальнейшую инвентаризацию земель с целью выявления неиспользуемых и нерационально используемых земельных участков для последующего расширения налоговой базы. Организовать работу глав поселений по расширению налоговой базы (выявление незарегистрированных объектов недвижимого имущества (таких как коттеджи, гаражи и т.п., неоформленные в собственность как законченные, но подключённые к соответствующим коммуникациям и фактически используемым для проживания);
- необходимо совершенствование структуры расходов бюджетов на основе сокращения прямых бюджетополучателей и численности работников бюджетных издержек, сокращение неэффективных дотаций;
- Главным принципом организации системы государственного бюджетного регулирования должна стать сбалансированность государственных финансовых ресурсов во всех звеньях бюджетной системы, а основным методом реализации данного принципа должен стать программно-целевой подход.
В ближайшей перспективе было бы целесообразным ввести, по крайней мере, два реальных экономических рычага, стимулирующих регионы к достижению финансовой самодостаточности.
- предоставление субъектам РФ, а следовательно и РБ, право устанавливать региональные налоги.
- переход к стимулирующей бюджетно-налоговой политике, инструментом может служить установление на несколько лет фиксированного норматива выделения трансфертов из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.
- существенное укрепление текущего и последующего финансового контроля