Совершенствование межбюджетных отношений в Республике Башкортостан

NovaInfo 40, с.48-52, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

В данной статье я рассматривала совершенствование межбюджетных отношений в Республике Башкортостан

Ключевые слова

МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Текст научной работы

Система межбюджетных отношений - это фактор, переоценить влияние которого на социально-экономическое развитие страны довольно сложно. От того, насколько эффективно и целесообразно распределены обязанности и финансовые ресурсы для их выполнения между бюджетами, зависит возможность государства выполнять свои функции, а населения - быть обеспеченными бюджетными услугами.

Усиление процессов дифференциации регионов и муниципальных образований по показателям социального и экономического развития, проведение реформы местного самоуправления, усложнение методов государственного регулирования экономики как в рамках страны, так и пределах конкретных территорий, обусловливают объективную необходимость дальнейшего совершенствования межбюджетных отношений, в первую очередь, на уровне регионов и муниципальных образований. [3]

Поэтому актуальными становятся вопросы развития межбюджетных отношений между различными уровнями бюджета.

В соответствии со ст.6 БК межбюджетные трансферты - это средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы РФ другому. Очевидно, что основными формам межбюджетных трансфертов являются дотации, субсидии и субвенции, отдельный вид дотаций - дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, а также иные межбюджетные трансферты. [3]

Многообразие типов и видов трансфертов обусловлено их назначением в практике межбюджетного регулирования. Трансферты обычно выполняют следующие функции:

  • выравнивание бюджетной обеспеченности территорий и обеспечение равномерного доступа к гарантированному набору государственных услуг на всей территории;
  • компенсация нижестоящим бюджетам затрат на финансирование мероприятий общенационального значения;
  • стимулирование в регионах предоставления расширенных социальных благ населению в объемах, превышающих гарантированный государством уровень, с целью повышения уровня его жизни и социальной обеспеченности;
  • поощрение реализации экономических, социальных и политических реформ нижестоящими органами власти;
  • снижение социальной напряженности в регионе, стимулирование экономического роста. [4]

Таким образом, межбюджетные трансферты выполняют очень важные функции. Особенно они важны для развития регионов и муниципалитетов.

Рассмотрим проблему межбюджетных отношений на примере Республики Башкортостан. В Республике Башкортостан сформировалось 8 городских округов, 54 муниципальных района,14 городских поселений, 818 сельских поселений. Это один из субъектов РФ с самым большим количеством муниципальных образований.

Правовую основу межбюджетных отношений в Республике Башкортостан составляют Конституция Российской Федерации, БК РФ, федеральные законы, Конституция Республики Башкортостан, Закон Республики Башкортостан «О бюджетном процессе в Республике Башкортостан», «О межбюджетных отношениях в Республике Башкортостан», а также муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах. [2]

Неудовлетворительное финансово-экономическое положение муниципалитетов, тенденция неуклонного сокращения собственных доходов местных бюджетов с одновременным усилением финансовой помощи сверху подчеркивает существующую зависимость нижестоящего бюджета от вышестоящего. Сегодня не решена задача достижения соответствия между предоставленными доходными источниками и финансовыми потребностями муниципалитетов по решению вопросов местного значения.

Многочисленные примеры из местной практики подтверждают тезис о нехватке собственных доходов местных бюджетов, которая ставит под угрозу способность органов местного самоуправления выполнять возложенные на них полномочия. [4]

Исходя из вышесказанного, можно предложить следующие мероприятия по совершенствованию межбюджетных отношений в РБ:

  1. Для увеличения собственных доходов местных бюджетов:
    • повышение доходной базы бюджета за счет увеличения налоговых и неналоговых доходов. Для обеспечения роста неналоговых доходов необходимо усилить контроль за использованием муниципальной собственности, условиями сдачи её в аренду, полнотой поступления доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося муниципальной собственности. Проводить дальнейшую инвентаризацию земель с целью выявления неиспользуемых и нерационально используемых земельных участков для последующего расширения налоговой базы. Организовать работу глав поселений по расширению налоговой базы (выявление незарегистрированных объектов недвижимого имущества (таких как коттеджи, гаражи и т.п., неоформленные в собственность как законченные, но подключённые к соответствующим коммуникациям и фактически используемым для проживания);
    • необходимо совершенствование структуры расходов бюджетов на основе сокращения прямых бюджетополучателей и численности работников бюджетных издержек, сокращение неэффективных дотаций;
  2. Главным принципом организации системы государственного бюджетного регулирования должна стать сбалансированность государственных финансовых ресурсов во всех звеньях бюджетной системы, а основным методом реализации данного принципа должен стать программно-целевой подход.

В ближайшей перспективе было бы целесообразным ввести, по крайней мере, два реальных экономических рычага, стимулирующих регионы к достижению финансовой самодостаточности.

  • предоставление субъектам РФ, а следовательно и РБ, право устанавливать региональные налоги.
  • переход к стимулирующей бюджетно-налоговой политике, инструментом может служить установление на несколько лет фиксированного норматива выделения трансфертов из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.
  • существенное укрепление текущего и последующего финансового контроля

Читайте также

Список литературы

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации.-М.:Издательство «Омега-Л», 2012 - 219 с.
  2. Закон Республики Башкортостан "О межбюджетных отношениях в Республике Башкортостан" в ред. Закона РБ от 03.03.2010, № 229-з// СП Консультант-Плюс
  3. Ниязметов А.К. «О понятийном аппарате межбюджетных отношений » Финансы №8, 2010, с.21-26
  4. Кайль Я.Я. «Межбюджетное регулирование как основа обеспечения устойчивого финансирования предоставления государственных услуг в субъектах РФ», Региональная экономика: теория и практика № 13, 2012, с.9-15
  5. www. minfin.ru
  6. НАСТОЯЩИЙ НАЧАЛЬНИК. ОПЫТ ОЦЕНКИ ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ ТОП-МЕНЕДЖЕРОВ НА ПРИМЕРЕ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН Ханнанова Т.Р. Российское предпринимательство. 2007. № 10-2. С. 72-76.
  7. ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА Ханнанова Т.Р. Человек и труд. 2009. № 4. С. 45-46.
  8. РАЗВИТИЕ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АГРАРНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ НА ИННОВАЦИОННОЙ ОСНОВЕ Ханнанов Р.А., Ханнанова Т.Р. Аграрный вестник Урала. 2010. № 2 (68). С. 79-82.
  9. АГРАРНОЕ ПРАВО: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ Ханнанов Р.А. Право и политика. 2008. № 4. С. 933-940.
  10. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АГРАРНЫХ ОТНОШЕНИЙ Воронин Б.А., Ханнанов Р.А., Ханнанова Т.Р. Аграрный вестник Урала. 2012. № 10-1 (102). С. 52-56.
  11. КЛАСТЕРИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ Ханнанов Р.А., Ханнанова Т.Р. Евразийский юридический журнал. 2012. № 12 (55). С. 129-135.
  12. ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ Ханнанов Р.А., Шапошникова Р.Р. Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2013. Т. 3. № 4 (04). С. 86-88.
  13. ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО КАК ФАКТОР ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ Мухаметшин А.Р., Гарифуллина А.Ф. В сборнике: Управление современным инновационным обществом в посткризисный период (экономические, социальные, философские, правовые аспекты) Материалы Международной научно-практической конференции. Редакционная коллегия: В.И. Долгий (ответственный редактор), А.Е. Махметова, М.А. Еремеев. 2011. С. 52-53.
  14. ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ Тукаева И.О., Гарифуллина А.Ф. В сборнике: Развитие информационных технологий и их значение для модернизации социально-экономической системы Материалы международной научно-практической конференции. 2011. С. 165-166.
  15. СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ КОРПОРАТИВНЫХ ИНТЕРЕСОВ В СИСТЕМЕ ВЛАСТНО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Валиева А.Р. диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук / Уфа, 2007
  16. ВЛАСТЬ, БИЗНЕС И ОБЩЕСТВО: РАЗВИТИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ Валиева А.Р. Башкирский государственный аграрный университет. Уфа, 2010.
  17. ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЕЖИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Абрарова А.Ф., Галимьянова Л.Ф., Валиева А.Р. В сборнике: Молодежная политика и общественное развитие в России и ее регионах Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Учреждение Российской академии наук, Институт социально-экономических исследований Уфимского научного центра. Уфа, 2009. С. 17-22.
  18. ПРОБЛЕМА МОЛОДЕЖНОЙ ЗАНЯТОСТИ Старикова А.С., Валиева А.Р. В сборнике: Молодежная политика и общественное развитие в России и ее регионах Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Учреждение Российской академии наук, Институт социально-экономических исследований Уфимского научного центра. Уфа, 2009. С. 122-125.
  19. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ЗЕРНА В ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ФОРМАХ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ Рафикова Н.Т., Валишина Н.Р. В сборнике: Актуальные вопросы экономико-статистического исследования и информационных технологий сборник научных статей: посвящается 40-летию создания кафедры "Статистики и информационных систем в экономике". МСХ РФ, Башкирский государственный аграрный университет. Уфа, 2011. С. 36-38.

Цитировать

Хатмуллина, Л.Р. Совершенствование межбюджетных отношений в Республике Башкортостан / Л.Р. Хатмуллина. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 40. — С. 48-52. — URL: https://novainfo.ru/article/4224 (дата обращения: 11.08.2022).

Поделиться