Актуальность данной темы заключается, в том, что межбюджетные отношение с каждым днем становятся все важней и важней. Изучая о налоговом регулирований межбюджетных отношений возникает такой вопрос: Что означает понятие налоговое регулирование и межбюджетное отношения?
Понятие налоговое регулирование – это механизм регулирования налоговых отношений в различной сфере деятельности всей страны в целом.
Межбюджетные отношения - это взаимоотношения между лицами, по которым нужно регулирование бюджетных отношении.
Регулирование межбюджетных отношений идет самого главного закона с Конституции Российской Федерации. Именно федеративное устройства государства предполагает требование к механизму бюджетных отношений [4].
Сущность бюджетного федерализма в нашей стране раскрывается по следующим принципам:
- Единство интересов граждан и государство по бюджетном вопросам;
- Комбинация основ централизма и децентрализма присутствие разделении бюджетно-налоговых полномочий;
- Значительный уровень самодостаточности бюджетов и ответственности органов власти любого значения из-за равновесие бюджета, экономную снабженность;
- Интенсивное содействие субъектов Федерации в создании и осуществлении бюджетно-налоговой политики страны, в том числе межбюджетные взаимоотношения [1].
Регулирование бюджетных правоотношений в аспекте межбюджетных отношений предполагает функционирование отношений:
- которые подлежат распределению (дотации, межбюджетные трансферты и др.). Межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ. Дотации - межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования;
- процессуального, организационного характера (закрепление доходов бюджетов разных уровней, их распределение и разграничение расходных полномочий, контроль над движением бюджетных средств).
Основополагающим принципом формирования бюджетов является их самостоятельность, выражающаяся в наличии собственных источников доходов и права самостоятельно определять расходование средств. Однако часто бюджетам более низких уровней не хватает средств для реализации стоящих перед ними задач, и тогда вышестоящие бюджеты могут направлять дополнительные финансовые средства (источники доходов) нуждающимся бюджетам, что позволяет более рационально и эффективно использовать финансовые ресурсы в масштабе всего государства. Основу механизма бюджетного регулирования, с помощью которого федеральные, региональные и местные органы власти выполняют свои полномочия, составляет правовое закрепление определенного порядка финансовых потоков по уровням бюджетной системы государства и организация экономических отношений, возникающих по этому поводу.
Государственные и муниципальные образования одного уровня развиты неодинаково и имеют разные возможности для мобилизации налогов и сборов. Поэтому главной задачей бюджетного выравнивания ставится выделение менее благополучным из них таких средств, которые увеличат доходы их бюджетов до уровня обеспечения расходов в расчете на одного жителя, примерно равного расходам государственных и муниципальных образований среднего достатка.
Также межбюджетные отношения в Российской Федерации регулируется Федеральным законом № 120-ФЗ с 20 августа 2004 г. «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в доли регулировки межбюджетных взаимоотношений» не имеют собственных особых основ, определявшихся прежде 129 статьей Бюджетного кодекса Российская Федерация [2].
Они базируются теперь же в единых принципах бюджетной концепции, структура которых дополнен принципом равноправия бюджетных прав субъектов Российская Федерация, муниципальных образований, а сущность 3-х основ без числа- дифицировано с учетом распространения унифицированного расклада к регулированию целой концепции бюджетных правоотношений.
В ней не находится упоминания о минимальной бюджетной обеспеченности, установление которой изъято и с 6-й статьи документа. Разговор проходит о расчетной бюджетной обеспеченности, характеризуемой на основании ожидаемого налогового потенциала, дотаций с фондов экономической поддержки и цены бюджетных услуг в расчете в 1-го жителя.
Естественно, межбюджетные отношения регулируются бюджетным кодексом РФ. Оно не так уж совершенно, но с каждым днем его совершенствуют, основываясь на конституции не противореча закону. Поэтому свыше был использован ФЗ №120 [3].
Говоря о не совершенстве можно выделить два аспекта:
- Нужно основываясь на принципах федерализма необходимо законодательно распределить все полномочия;
- Также необходимо провести бюджетное регулирование выравнивая потенциал органов власти.
По нашему мнению необходимо создать программу или подпрограмму по регулированию межбюджетных отношений в органах государственного и муниципального управления. Также необходимо создать специальные отделы, которые будут заниматься наиболее важными вопросами по налоговому регулированию бюджетных отношений.
Исходя из вышеперечисленного, можно подытожить, что необходимо совершенствовать налоговую систему и развивать межбюджетные отношения.
В целом основными направлениями совершенствования налоговой системы являются:
- обеспечение стабильности налоговой системы;
- максимальное упрощение налоговой системы, изъятие из законов и инструкций норм, имеющих неоднозначное толкование;
- ослабление налогового прессинга путем снижения налоговых ставок, обеспечение разумного уровня налоговых изъятий;
- оптимальное сочетание прямых и косвенных налогов.
При этом следует иметь в виду, что в странах с развитой рыночной экономикой в последние годы предпочтение отдается прямым налогам, в то время как ориентация на косвенные налоги свидетельствуют о неспособности налоговых администраций организовать эффективный налоговый контроль за сбором прямых налогов:
- усиление роли имущественных налогов, имеющих устойчивую налогооблагаемую базу;
- приведение в соответствие с налоговым законодательством иных законов, так или иначе затрагивающих порядок исчисления и уплаты налогов;
- максимальный учет при налогообложении реальных издержек хозяйствующих субъектов, связанных с их производственной деятельностью; - совершенствование подоходного налогообложения физических лиц, разработки гибкой шкалы налогообложения с учетом инфляционного процесса;
- развитие принципа добровольности при уплате налогов, неотъемлемой частью которого является своевременное информирование налогоплательщиков об изменениях налогового законодательства, оказание консультационных услуг при исчислении и уплате налогов.