Налоговое регулирование межбюджетных отношений

NovaInfo 44, с.117-120, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 3
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассматривается процесс налогового регулирования межбюджетных отношений, сущность бюджетного федерализма, федеральные законы РФ, которые регулируют межбюджетные отношения.

Ключевые слова

НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, БЮДЖЕТ, МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Текст научной работы

Актуальность данной темы заключается, в том, что межбюджетные отношение с каждым днем становятся все важней и важней. Изучая о налоговом регулирований межбюджетных отношений возникает такой вопрос: Что означает понятие налоговое регулирование и межбюджетное отношения?

Понятие налоговое регулирование – это механизм регулирования налоговых отношений в различной сфере деятельности всей страны в целом.

Межбюджетные отношения - это взаимоотношения между лицами, по которым нужно регулирование бюджетных отношении.

Регулирование межбюджетных отношений идет самого главного закона с Конституции Российской Федерации. Именно федеративное устройства государства предполагает требование к механизму бюджетных отношений [4].

Сущность бюджетного федерализма в нашей стране раскрывается по следующим принципам:

  1. Единство интересов граждан и государство по бюджетном вопросам;
  2. Комбинация основ централизма и децентрализма присутствие разделении бюджетно-налоговых полномочий;
  3. Значительный уровень самодостаточности бюджетов и ответственности органов власти любого значения из-за равновесие бюджета, экономную снабженность;
  4. Интенсивное содействие субъектов Федерации в создании и осуществлении бюджетно-налоговой политики страны, в том числе межбюджетные взаимоотношения [1].

Регулирование бюджетных правоотношений в аспекте межбюджетных отношений предполагает функционирование отношений:

  • которые подлежат распределению (дотации, межбюджетные трансферты и др.). Межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ. Дотации - межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования;
  • процессуального, организационного характера (закрепление доходов бюджетов разных уровней, их распределение и разграничение расходных полномочий, контроль над движением бюджетных средств).

Основополагающим принципом формирования бюджетов является их самостоятельность, выражающаяся в наличии собственных источников доходов и права самостоятельно определять расходование средств. Однако часто бюджетам более низких уровней не хватает средств для реализации стоящих перед ними задач, и тогда вышестоящие бюджеты могут направлять дополнительные финансовые средства (источники доходов) нуждающимся бюджетам, что позволяет более рационально и эффективно использовать финансовые ресурсы в масштабе всего государства. Основу механизма бюджетного регулирования, с помощью которого федеральные, региональные и местные органы власти выполняют свои полномочия, составляет правовое закрепление определенного порядка финансовых потоков по уровням бюджетной системы государства и организация экономических отношений, возникающих по этому поводу.

Государственные и муниципальные образования одного уровня развиты неодинаково и имеют разные возможности для мобилизации налогов и сборов. Поэтому главной задачей бюджетного выравнивания ставится выделение менее благополучным из них таких средств, которые увеличат доходы их бюджетов до уровня обеспечения расходов в расчете на одного жителя, примерно равного расходам государственных и муниципальных образований среднего достатка.

Также межбюджетные отношения в Российской Федерации регулируется Федеральным законом № 120-ФЗ с 20 августа 2004 г. «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в доли регулировки межбюджетных взаимоотношений» не имеют собственных особых основ, определявшихся прежде 129 статьей Бюджетного кодекса Российская Федерация [2].

Они базируются теперь же в единых принципах бюджетной концепции, структура которых дополнен принципом равноправия бюджетных прав субъектов Российская Федерация, муниципальных образований, а сущность 3-х основ без числа- дифицировано с учетом распространения унифицированного расклада к регулированию целой концепции бюджетных правоотношений.

В ней не находится упоминания о минимальной бюджетной обеспеченности, установление которой изъято и с 6-й статьи документа. Разговор проходит о расчетной бюджетной обеспеченности, характеризуемой на основании ожидаемого налогового потенциала, дотаций с фондов экономической поддержки и цены бюджетных услуг в расчете в 1-го жителя.

Естественно, межбюджетные отношения регулируются бюджетным кодексом РФ. Оно не так уж совершенно, но с каждым днем его совершенствуют, основываясь на конституции не противореча закону. Поэтому свыше был использован ФЗ №120 [3].

Говоря о не совершенстве можно выделить два аспекта:

  1. Нужно основываясь на принципах федерализма необходимо законодательно распределить все полномочия;
  2. Также необходимо провести бюджетное регулирование выравнивая потенциал органов власти.

По нашему мнению необходимо создать программу или подпрограмму по регулированию межбюджетных отношений в органах государственного и муниципального управления. Также необходимо создать специальные отделы, которые будут заниматься наиболее важными вопросами по налоговому регулированию бюджетных отношений.

Исходя из вышеперечисленного, можно подытожить, что необходимо совершенствовать налоговую систему и развивать межбюджетные отношения.

В целом основными направлениями совершенствования налоговой системы являются:

  • обеспечение стабильности налоговой системы;
  • максимальное упрощение налоговой системы, изъятие из законов и инструкций норм, имеющих неоднозначное толкование;
  • ослабление налогового прессинга путем снижения налоговых ставок, обеспечение разумного уровня налоговых изъятий;
  • оптимальное сочетание прямых и косвенных налогов.

При этом следует иметь в виду, что в странах с развитой рыночной экономикой в последние годы предпочтение отдается прямым налогам, в то время как ориентация на косвенные налоги свидетельствуют о неспособности налоговых администраций организовать эффективный налоговый контроль за сбором прямых налогов:

  • усиление роли имущественных налогов, имеющих устойчивую налогооблагаемую базу;
  • приведение в соответствие с налоговым законодательством иных законов, так или иначе затрагивающих порядок исчисления и уплаты налогов;
  • максимальный учет при налогообложении реальных издержек хозяйствующих субъектов, связанных с их производственной деятельностью; - совершенствование подоходного налогообложения физических лиц, разработки гибкой шкалы налогообложения с учетом инфляционного процесса;
  • развитие принципа добровольности при уплате налогов, неотъемлемой частью которого является своевременное информирование налогоплательщиков об изменениях налогового законодательства, оказание консультационных услуг при исчислении и уплате налогов.

Читайте также

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] : [принята 12 дек. 1993 г.] : (ред. от 05.02.2014) // СПС «Консультант Плюс».
  2. Бюджетный кодекс [Электронный ресурс] : от 31.07.1998 № 145-ФЗ принят Гос. Думой 17 июля 1998г. (ред. 13.07.2015) // СПС «Консультант Плюс».
  3. Зайдель, А. В. Бюджетный федерализм и финансовые ресурсы регионального развития [Текст] ? модели сотрудничества и конкуренции / А. В. Зайдель, М. Н. Шротен. - М. : Юрайт, 2010.-45 С.
  4. Минеева, В.М. Эффективность уплаты налогов в РФ [Текст] /В.М. Минеева., Р.И. Максютова // В сборнике: ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА И СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2014. С. 166-169.

Цитировать

Шафиев, Р.Х. Налоговое регулирование межбюджетных отношений / Р.Х. Шафиев. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 44. — С. 117-120. — URL: https://novainfo.ru/article/5479 (дата обращения: 04.12.2022).

Поделиться