Узбекская модель образования

NovaInfo 40, с.170-173
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 0
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассмотрена модель обучения в Республике Узбекистан

Ключевые слова

ТИПЫ ОРГАНИЗАЦИЙ, МАГИСТРАТУРА, СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ, ВИДЫ ОБРАЗОВАНИЯ, БАКАЛАВРИАТ

Текст научной работы

Система образования и подготовки кадров, сложившаяся до провозглашения независимости в Узбекистане, не отвечала тем демократическим преобразованиям, которые начали осуществляться в республике. Коренные реформы были обусловлены также возникшим кризисом в мировой системе образования.

На протяжении последних десятилетий во многих странах была проведена реформа образования. Эти преобразования различаются по количеству и последствиям. Развитие общества предъявляет новые требования к системе образования и заставляет постоянно искать новые возможности для развития. В мире существуют различные типы и системы образования. Существует много общих проблем, которые отражают общую для всех тенденцию развития системы образования, помогают лучше понять те конкретные задачи, которые стоят перед той или иной национальной системой образования. Важное, а быть может и центральное место здесь, занимает проблема развития высшей школы как важнейшего общественного, института несущего и научно-исследовательскую, и образовательную, и воспитательную роль.

В полном соответствии с Национальной программой по подготовке кадров образование в стране реализуется в следующих видах: дошкольное, общее среднее, среднее специальное, профессиональное образование, высшее, послевузовское образование, повышение квалификации и переподготовка кадров, внешкольное образование.

Главная особенность программы - непрерывность образования. Каждый человек имеет возможность получения знаний, профессиональных навыков и специальностей на протяжении всей своей жизни. Эта программа создает действенный механизм образовательной системы, в которой в качестве основных составляющих присутствуют: формирование свободно мыслящего человека, его нравственное, духовное и физическое развитие; уважение к личности, раскрытие творческого потенциала и способностей; прогрессивное обучение, получение профессиональных навыков и полноценная самореализация личности в жизни.

Понятие «высшее образование» означает подготовку квалифицированных специалистов для различных отраслей хозяйства – научной, экономической, технической, культурной и прочих. Образование в Узбекистане позволяет систематизировать знания и полученные навыки для решения теоретических и практических задач в векторе обучения с творческим использованием достижений современной научной мысли и технологий.

В системе образования Узбекистана предусмотрены две ступени аттестации. Бакалавриат является базовым образованием, дающим основные и фундаментальные умения по разным направлениям с длительностью обучения не меньше 4 лет. Окончание программы для выпускников ознаменовывается выводом государственной комиссии о присуждении уровня «бакалавр» соответственно профилю подготовки с выдачей диплома установленного образца.

Высшее образование с прикладными и основательными знаниями по выбранной специальности с длительностью обучения не меньше 2 лет реализует магистратура. Доступ к такому обучению осуществляется благодаря конкурсу и только по окончании бакалавриата. По окончании магистратуры выпускники получают степень «магистра» по определенной специальности с выдачей диплома предусмотренного образца. Дипломы обеих степеней дают возможность их обладателям заняться деятельностью по профессии, полученной в ходе подготовки по специальности или продолжать обучение в других образовательных заведениях.

В Узбекистане установлены три типа организаций высшего образования, каждое из которых выступает как юридическое лицо: университет – предлагает программы для высшего образования или послевузовской подготовки по самой широкой полосе знаний, уровню и направлению; академия – занимается реализацией педагогических программ высшего и постинститутского образования по отдельным отраслям знаний, уровням и направлению; институт – работает в области реализации учебных программ высшего и послевузовской подготовки по определенным направлениям и уровням в границах конкретной отрасли знания.

Касаясь системы образования в Республике Узбекистан, отметим, что высшему профессиональному образованию в стране уделяется достаточно много усилий и средств. На сегодняшний день подготовку высококвалифицированных специалистов с высшим образованием осуществляют 64 вуза республики (из которых 32 расположены в Ташкенте), а именно 24 университета и 40 институтов. 33 высших учебных заведений Узбекистана работают при ведомстве Министерства высшего и среднего специального образования (МВССО), а остальные находятся в ведении отраслевых министерств. На сегодняшний день в вузах республики трудятся 22228 преподавателей, около 50% из которых имеют учёные степени и звания. Сегодня вузы всей страны подключены к глобальной сети Интернет. Разработан целый ряд учебно-методических программ, изучающих тенденции мирового сообщества и учитывающих специфику рыночной экономики Узбекистана.

Наряду с традиционными формами получения образования в последнее время все большее распространение получает такая инновационная форма, как заочное обучение с применением дистанционных образовательных технологий (дистанционное обучение). Данная форма получила широкое распространение в иностранной практике проведения обучения, где было доказано ее преимущество перед традиционной.

С развитием научно-технического прогресса, увеличивается объем информации, обязательной для усвоения. Установлено, что информация быстро устаревает и нуждается в обновлении. Отсюда вытекает следующее, что обучение, которое ориентировано главным образом на запоминание и сохранение материала в памяти, уже только отчасти сможет удовлетворять современным требованиям.

Читайте также

Список литературы

  1. Исламгулов Д.Р., Лубова Т.Н. Компетенция – основа реализации цели ФГОС [Текст] / Д.Р. Исламгулов, Т.Н. Лубова //Актуальные проблемы преподавания социально-гуманитарных, естественно-научных и технических дисциплин в условиях модернизации высшей школы. Материалы международной научно-методической конференции. Министерство сельского хозяйства РФ, Башкирский государственный аграрный университет. 2014. С. 133-137.
  2. Лубова Т.Н., Исламгулов Д.Р. Особенности, задачи и проблемы внедрения модульно-рейтинговой системы [Текст] / Т.Н. Лубова, Д.Р. Исламгулов // Современное вузовское образование: теория, методология, практика. Материалы Международной учебно-методической конференции. Министерство сельского хозяйства РФ, Башкирский государственный аграрный университет. 2013. С. 10-13.
  3. Исламгулов Д.Р., Лубова Т.Н. Особенности новых образовательных стандартов [Текст] / Д.Р. Исламгулов, Т.Н. Лубова // Современное вузовское образование: теория, методология, практика. Материалы Международной учебно-методической конференции. Министерство сельского хозяйства РФ, Башкирский государственный аграрный университет. 2013. С. 14-15.
  4. Лубова Т.Н., Исламгулов Д.Р. Оценка качества образования в рамках компетентностного подхода [Текст] / Т.Н. Лубова, Д.Р. Исламгулов // Актуальные проблемы преподавания социально-гуманитарных, естественно-научных и технических дисциплин в условиях модернизации высшей школы. Материалы международной научно-методической конференции. Министерство сельского хозяйства РФ, Башкирский государственный аграрный университет. 2014. С. 189-192.

Цитировать

Мухтаров, Р.Р. Узбекская модель образования / Р.Р. Мухтаров. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 40. — С. 170-173. — URL: https://novainfo.ru/article/4249 (дата обращения: 21.01.2022).

Поделиться