Сущность психолого-педагогических подходов к пониманию толерантности

NovaInfo 40, с.202-205, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Психологические науки
Просмотров за месяц: 4
CC BY-NC

Аннотация

В статье проанализированы подходы к изучению понятия «толерантность» в научной литературе; определено понятие толерантности.

Ключевые слова

ТЕРПИМОСТЬ, ТОЛЕРАНТНОСТЬ, УСТОЙЧИВОСТЬ

Текст научной работы

Проблема формирования толерантности является одной из ключевых проблем в современном мире, так как в обществе нарастает ожесточенность, зависть, нетерпимость друг к другу и агрессивность. Важным фактором мирового признания необходимости изучения данной проблемы стала Декларация принципов толерантности, утвержденная Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г.. Она провозглашает 16 ноября ежегодно отмечаемым Международным днем, посвященным толерантности.

Проблема толерантности рассмотрена в трудах известных ученых: философский аспект толерантности исследован в трудах Д. Локка, И. Канта, А. Куницына, Л. Толстого, В. Соловьева, В. Золотухина; вопросы этического и социокультурного аспектов рассматриваются в работах Г. Бакиевой, Д. Зиновьева, В Золотухина, Г. Солдатовой, В. Шалина; психологический аспект толерантности исследован А. Асмоловым, Р. Бернсом, Л. Выготским, А. Орловым, К. Роджерсом, А. Леонтьевым, В. Петровским, Л. Шайгеровой.

В психологии понятия толерантность определяется как терпимость, снисходительность к кому или чему-либо, установка на уважении и принятие поведения, веры, национальных и других традиций, и ценностей других людей, отличающихся от собственного. Толерантность способствует предотвращению конфликтов и улучшает взаимопонимания между людьми.

В современном мире общепринятым понятием толерантности является: отсутствие или ослабленное реагирование на любой неблагоприятный фактор в результате уменьшения чувствительности к его влиянию, способности человека сопротивляться любым жизненным трудностям без потери психологической адаптации [1, с. 57]

Такие известные психологи как, И. Б. Гришпун, В. А. Петрицкий, Ю. В. Кузнецова, изучая понятие «толерантность», выделяют 4 подхода к его пониманию:

  1. Экзистенционально-гуманистический подход. В нем толерантность не механический результат действий различных факторов (внутренних или внешних); настоящая терпимость - проявление сознательного, интеллектуального и ответственного выбора человека, его собственного положения и деятельности по созданию определенных отношений.
  2. Диверсификационный подход. Здесь данное понятие рассматривают как трудное, многомерное и многокомпонентное явление, имеющее некоторые "основные измерения".
  3. Личностный подход. Позволяет сосредотачивать внимание исследований в области трудной анатомии толерантности. Таким образом, психологическое основание и ключевое измерение - личное измерение толерантности – ценности, значения, личные установки.
  4. Фасилитативный подход. Позволяет концентрироваться на полноценной толерантности, в первую очередь, не на как сформированной, а на развивающейся. Для ее формирования необходимо создать все условия.
  5. Диалогический подход. Отличает общую толерантность человека от всех различных типов и форм толерантности. [2, с. 139].

В своих трутах И. Марковская пишет: «толерантность представляет определенное качество взаимодействия между предметом и объектом толерантности, характеризуемой готовностью предмета принять социокультурные различия объекта включая внешние знаки, заявления, особенности поведения. Толерантность характеризует отношения индивидуальности, группы, общества друг к другу» [3, с. 96].

Г. Солдатова, изучая понятие толерантности предлагает выделять четыре главных ракурса, такие как: психологическая стабильность, система положительных установок, набор отдельных качеств, система личных ценностей группы [5, с. 21].

Существует также самостоятельный подход, трактующий толерантность как устойчивость. Е. Попова выражает смысл толерантности так: «приобретенная стабильность, сопротивление неуверенности, этническая стабильность, предел стабильности (выносливость) человека, сопротивление напряжению, сопротивление конфликту, сопротивление поведенческим отклонениям» [5, с. 41].

Многие авторы для определения толерантности используют категорию «свое-чужое» обозначающую, с одной стороны, факт существования различий между людьми (социальные группы) с другой – факт существования процессов самоидентификации. Предполагается, что толерантность позволяет человеку принимать «чужое» не теряя при этом собственную идентичность. В парадигме «свое–чужое» - толерантность не пассивное принятие, но и активный поиск контакта, желание понять не ясное. Пассивное принятие незнакомца – это процесс потенциально возможной потери идентичности" [2, с. 32].

Преобладавшее большинство авторов, указывая на трудности семантического перевода термина, широко использует категорию "терпимость", соотнося терпимость с толерантностью. Е. Клепцова предпринимает попытку дифференцирования понятий "терпимость" и "толерантность". В частности, она пишет: «Терпимость мы определяем как свойство личности, в котором выражается отношение человека к миру в целом, вещам, предметам, другим людям, их взглядам, самому себе, актуализирующееся в ситуациях несовпадения взглядов, ценностей, мнений, поведения людей и т. п. и проявляющееся в повышении сензигивности к объекту. Под толерантностью мы понимаем свойство личности, актуализирующееся в ситуациях несовпадения взглядов, мнений, оценок, верований, поведения людей, проявляющееся в снижении сензигивности к объекту» [4, с. 77].

Вывод. Таким образом, в современной науке существует множество подходов к понятию «толерантность». Анализ подходов показал, что все они различны, но все же имеют основное единство: они объединены существованием, по крайней мере, двух сторон, взаимодействие между ними, существования цели – достигающее согласие по конкретному вопросу и проблеме. Практически все авторы чувствуют склонность к потребности управления толерантностью различных групп населения, включая учеников, недопустимость развития нетерпимости, напряжения отношений между ними. Исследование толерантности показало что: она является условием, фактором гармоничного развития индивидуальности; выполняет самую важную особенность образа жизни участников педагогическом учреждении, принятия взаимодействия первоначально гуманных отношений между ними; действует как гуманистическое основание образования в современном образовательном процессе и закладывает сильную основу для успешного развития в социализации личности.

Читайте также

Список литературы

  1. Ачасова Л.Ю. Толерантность в деятельности современного педагога//Педагогическое образование и наука. — 2009. — № 11. — с. 170
  2. Гаева А.С. Толерантность — императив политики мультикультурализма// Обозреватель № 5(292) 2014, Москва. –240 с.
  3. Клейберг Ю.А. Толерантность и деструктивная толерантность: понятие, подходы, типология, характеристика// Общество и право № 4 (41). — Краснодар, 2012. –320 с.
  4. Клепцова Е. Ю. Аксиологические основы толерантности. Психология и педагогика толерантности / Е. Ю. Клепцова. – СПб. : Питер, 2004. – 312 с.
  5. Кречетникова А. В Формирование межэтнической толерантности личности обучающихся в воспитательной среде образовательных учреждений: методические рекомендации. — Ханты-Мансийск : Принт-Класс, 2010. — 106с.

Цитировать

Сантаболаева, Э.М. Сущность психолого-педагогических подходов к пониманию толерантности / Э.М. Сантаболаева. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 40. — С. 202-205. — URL: https://novainfo.ru/article/4274 (дата обращения: 16.05.2022).

Поделиться