Социально-психологическое сопровождение развития социальной мобильности школьников

NovaInfo 40, с.209-212
Опубликовано
Раздел: Психологические науки
Просмотров за месяц: 6
CC BY-NC

Аннотация

В данной статье рассматривается понятие социальной мобильности, а также социально – психологическое сопровождение развития социальной мобильности школьников.

Ключевые слова

ШКОЛА, СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ, СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Текст научной работы

Каждый человек перемещается в социальном пространстве и в обществе, в котором он живет. Чаще всего эти перемещения ощущаются и сказываются на самой личности: к примеру, это может быть: смена места жительства, принятие другой религии, переход из одного класса в другой, а также переход в новую школу. Таких примеров множество.
Развитие социальной мобильности учеников, является гарантом успешной адаптации личности в главных сферах деятельности. Поэтому, одна из самых основных проблем современного образования, - проблема организации такого обучения и образовательного процесса, в котором были бы продуктивно решены следующие проблемы: определение условий, содержания и методов работы учителей направленных на активизацию творческого потенциала учеников; развитие познавательной деятельности учеников, которые способствуют формированию их мобильности..

Впервые понятие социальной мобильности, ввел социолог П. Сорокин, определив её как явление перемещения индивида внутри имеющегося социального пространства. Он писал: «Смена одного статуса другим означает переход человека из одной социальной группы в другую: из подростков в юноши, из школьников в студенты, из лидера в изгои и т. д. В основе мобильности мы наблюдаем потребность индивида в социальном признании и успехе, а также непрерывный процесс образования новых социальных групп».

На сегодняшний день общепринятым понятием социальной мобильности является: изменение человеком или группой людей места, занятого в социальной структуре (социальное положение), движение от одной социальной группы (класс, группа) к другой (вертикальная подвижность) или в пределах той же самой социальной группы (горизонтальная подвижность) [1, с. 57]. Данное понятие является весьма актуальным для современного общества.
Ученые выделяют два основных вида социальной мобильности, такие как: вертикальная и горизонтальная.
Вертикальная мобильность подразумевает переход из одной имеющейся позиции (сословия, класса) в другую. В данном виде мобильности выделяют: восходящую и нисходящую социальную мобильность. Пример восходящей социальной мобильности: «ученик был двоечником, а стал отличником»; «ученика убрали с должности старосты в классе» - пример нисходящей социальной мобильности.
Горизонтальная мобильность – подразумевает под собой переход из одной социальной группы в другую, которые располагаются на одном и том же уровне. Пример данного вида мобильности: «переход ученика из одной школы в другую».
Мобильность всегда трудно переносится всеми индивидами без исключения, поскольку они должны приспособиться к чему-то новому, установить новые дружеские отношения, или вообще потерять свой статус. В данной ситуации ученикам помогает психолого – педагогическое сопровождение.

Как нам известно, психолого – педагогическое сопровождение - это система деятельности психологов и педагогов, направленная на создание социально – психологических условий для успешной социализации и адаптации школьников. Важным аспектом данной деятельности является создание благоприятной атмосферы и доброжелательности в современной образовательной среде.
Главной целью психолого – педагогического сопровождения развития образовательной мобильности школьной и внешкольной деятельности должно стать сопровождение ученика над определением, формированием и развитием образа «Я» во всех его проявлениях (образовательном, культурном, социальном, профессиональном и т.д.). [3, с. 104]
Выделяют следующие подходы образовательной мобильности+:

  1. Функциональный - умение проявлять приобретенные знания на практике; умение организовать свою внеурочную деятельность (участие в кружках и секциях, конкурсах, олимпиадах; диспуты, школьные вечера).
  2. Личностныйразвитие личностных качеств, расширение кругозора (быть любознательным), повышение интеллектуального уровня (общение с людьми разных профессий, приобщение к культуре общества, умение делать правильные выводы на основе полученных данных).
  3. Культурологическийприобретение учащимися языковых навыков.
  4. Виртуальныйзаключается в дистанционном образование, участии в конференциях и онлайн-мероприятиях.[2, с. 77]

Психологическое сопровождение должно ориентироваться как на работу со школьниками, так и с родителями и педагогами. Также большое внимание стоит уделять коррекции эмоционального состояния личности учащихся, которая проводится при помощи психологических игр и тренингов.

При социально – психологическом сопровождении проводится следующая работа с обучающимися:

  • Профилактическая работа с учащимися. Данная деятельность направлена на профилактику употребления алкоголя, наркотиков и курения.
  • Выявление учащихся группы риска, сопровождение одаренных учащихся, которые находятся под опекой, а также организация индивидуальной или групповой коррекционно-развивающей работы.
  • Проведение тренингов с учащимися по развитию коммуникативных способностей; тренингов, направленных на сплочение коллектива.
  • Консультирование учащихся (помощь в решении проблем).
  • Профориентационная работа (проведение тематических вечеров, выпуск буклетов, стендов, экскурсии на производство, проведение мозгового штурма, посещение ярмарок профессий и т.д.).
  • Диагностическая работа.

При социально – психологическом сопровождении с родителями проводится следующая работа:

  • Просвещение родителей по вопросам профессионального самоопределения учащихся.
  • Консультирование родителей по созданию условий, обеспечивающих успешную адаптацию детей к школе. Данный вид деятельности может проводиться как в групповой так и в индивидуальной формах.
  • Проведение родительских собраний, на которых рассказывается об успеваемости детей и проблемах класса.

Также особое внимание должно быть обращено на работу с учителями и классным руководителем, ведь положение учеников в классе, во многом зависит именно от них. Учителя в частых случаях замечают это в коммуникации класса что-то изменилось и сообщают об этом психологу.

Таким образом, можно сделать вывод, что социальная мобильность личности - это интегративное качество, обуславливающее способность быстро изменить статус или ситуацию в социальной, культурной и профессиональной окружающей среде под влиянием различных обстоятельств. При социально – психологическом сопровождении стоит уделять важное внимание возрастным особенностям учеников. Проводить работу следует не только с учащимися, но и с родителями и учителями.

Читайте также

Список литературы

  1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М.: Генезис. 2002. 298с.
  2. Василькова Ю. В.Лекции по социальной педагогике. В 2 т. М.: 2007.
  3. Ярцев Д. В. Особенности социализации современного подростка // Вопросы психологии. 2005

Цитировать

Сантаболаева, Э.М. Социально-психологическое сопровождение развития социальной мобильности школьников / Э.М. Сантаболаева. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 40. — С. 209-212. — URL: https://novainfo.ru/article/4158 (дата обращения: 27.01.2022).

Поделиться