Степень продовольственной безопасности Российской Федерации зависит, прежде всего, от базового потенциала сельскохозяйственного производства и финансовой стабильности предприятий агропромышленного комплекса [1-5].
На современном этапе социально-экономического развития продовольственная безопасность приобретает все большую актуальность, становясь одной из ключевых проблем глобального характера, от успешного решения которой зависят сохранение суверенитета государства, его экономическая устойчивость и социальная стабильность. Во всех развитых странах решению продовольственной проблемы придается огромное значение, о чем свидетельствует наличие национальных программ, специальных законов о продовольственной безопасности в США, Японии, странах Европейского союза [6-12].
Обеспечение продовольственной безопасности должно достигаться системой мер государственной поддержки и управления агропромышленного комплекса, реализацией федеральных, ведомственных и региональных целевых программ на основании нормативных правовых норм.
Согласно положениям Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, продовольственная безопасность Российской Федерации является одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности страны в среднесрочной перспективе, фактором сохранения ее государственности и суверенитета, важнейшей составляющей демографической политики, необходимым условием реализации стратегического национального приоритета - повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения [13-15].
Стратегической целью продовольственной безопасности является обеспечение населения страны безопасной сельскохозяйственной продукцией, рыбной и иной продукцией и продовольствием. Гарантией ее достижения является стабильность внутреннего производства, а также наличие необходимых резервов и запасов [16-18].
Формирование политики, обеспечивающей приемлемую степень продовольственной безопасности, должно основываться на теоретических и методологических положениях, а ее реализация должна быть направлена на оказание помощи товаропроизводителю через создание необходимых для работы социально-экономических условий [19-23].
Агропромышленный комплекс Курской области является одним из наиболее динамично развивающихся секторов региональной экономики и последние 10 лет демонстрирует стабильность и поступательное развитие всех отраслей сельскохозяйственного производства [24,25]. По объёмам производства продукции сельского хозяйства Курская область по итогам в 2013 года заняла 3 место в Центральном федеральном округе, а по темпу роста – второе.
Проведенный коэффициентный анализ финансовой устойчивости 270 сельскохозяйственных предприятий (по данным Комитета АПК по Курской области) показал высокую степень зависимости их деятельности от внешних кредиторов (таблица 1).
Таблица 1 - Анализ показателей финансовой устойчивости сельскохозяйственных предприятий Курской области
Наименование показателя |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013г. |
2014 г. |
2014 г. +,- к 2010 г. |
Источники собственных средств млн. р |
8 602 |
12 926 |
23 159 |
29 684 |
37 679 |
29 077 |
Долгосрочные обязательства |
27 741 |
39 865 |
56 009 |
59 082 |
56 413 |
28 672 |
Краткосрочные кредитные и заемные средства, млн. р |
10 547 |
11 393 |
11 747 |
14 061 |
23 913 |
13 366 |
Величина запасов и затрат, в активе баланса, млн. р |
13 195 |
16 598 |
19 220 |
23 544 |
24 837 |
11 642 |
Коэффициент автономии |
0,14 |
0,16 |
0,22 |
0,24 |
0,27 |
0,13 |
Коэффициент отношения заемных и собственных средств |
6,10 |
5,13 |
3,59 |
3,08 |
2,66 |
-3,44 |
Коэффициент отношения собственных и заемных средств |
0,16 |
0,20 |
0,28 |
0,32 |
0,38 |
0,21 |
Коэффициент маневренности |
-0,51 |
-0,56 |
-0,34 |
-0,46 |
-0,42 |
0,09 |
Финансовая устойчивость |
допустимо неустойчивое состояние |
допустимо неустойчивое состояние |
абсолютная финансовая устойчивость |
нормальная финансовая устойчивость |
нормальная финансовая устойчивость |
х |
Общая величина активов сельскохозяйственных предприятий в отчетном периоде, по сравнению с базовым значительно увеличилась (на 125 %, или 76 824 млн. р.). В значительной степени это произошло за счет увеличения основных средств. Размер дебиторской задолженности за анализируемый период увеличился на 12 625 млн. р, что в сельскохозяйственных предприятий Курской области в 2014 г. Сложилось активное сальдо (дебиторская задолженность больше кредиторской), хозяйства представляют, таким образом, своим клиентам бесплатный кредит в размере 10 139 млн. р. В общей структуре пассивов величина капитала и резервов, составлявшая в 2010 г. 8 167 млн. р., выросла на 28 211 млн. р. В общей структуре задолженности в 2014г. долгосрочные пассивы превышают краткосрочные на 12,581 млн. р, что говорит о неплохой финансовой устойчивости предприятий.
Долгосрочные обязательства, величина которых возросла на 28 671 млн. р, в 2014 составили почти 40 % в составе пассивов. Наибольший удельный вес в структуре краткосрочных обязательств занимают заемные средства (доля в общей величине краткосрочной кредиторской задолженности 52%) [26-28].
Анализ финансовой устойчивости, основанный на относительных показателях, трехкомплексном анализе финансовой устойчивости и показателях рентабельности, говорит о том, что, по сравнению с базовым периодом ситуация в сельскохозяйственных предприятиях Курской области изменилась с допустимо неустойчивого состояния до нормальной финансовой устойчивости, в динамике заметна стабильность сельскохозяйственных организаций [29-30].
В целях повышения финансовой устойчивости предприятий в рамках доктрины продовольственной безопасности России, необходимо применение некоторых мер: таких как, решение энергетических проблем в АПК, развитие достижений селекции и семеноводства, генной инженерии, прогресса в области мелиорации и сохранения плодородия почв, развития ветеринарии, а также разработку и освоение новых технологий, применение инновационных развитых перерабатывающих производств, хранения и транспортировки сырья и конечной продовольственной продукции.