К вопросу о сущности аграрной политики

№35-1,

экономические науки

В статье рассмотрены некоторые подходы к понятию «аграрная политика», представлена трактовка термина в официальных документах. Выделены основные этапы развития аграрной политики в России и определены ключевые проблемы на каждом этапе. Проанализированы основные тенденции сегодняшней аграрной политики, связанные с введенными санкциями.

Похожие материалы

Россия традиционно считается аграрной страной, и поэтому на протяжении всего времени именно аграрным проблемам уделяется особое внимание со стороны власти. Как известно, сельскохозяйственная отрасль развивается на основе биологических процессов с учетом природно-климатических условий. Поэтому выступая неотъемлемой частью общественного производства, сельское хозяйство развивалось на основе общих для экономики в целом законов.

В историческом плане аграрная политика является исходной основой формирования и совершенствования общей экономической политики государства, а ее научная основа базируется на ряде определяющих теоретико-методологических предпосылок, отражающих объективно обусловленные закономерности развития производственных отношений с их существенными особенностями проявления в сельском хозяйстве [4, С.39].

Понятие политики во всех отношениях многогранно. Политику можно представить как участие властей в государственных делах, которые касаются в первую очередь развития экономики и всех ее направлений, в том числе и аграрного сектора.

Понятие аграрной политики, которая, как правило, является составляющим элементом общей экономической политики государства, довольно часто трактуется в разных смыслах, часто перемешиваются тактика и стратегия, а также по-разному понимаются базовые политические государственные основы и меры их реализации.

Официальная методика Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) предлагает разделение аграрной политики на сельскохозяйственную политику (защищающая интересы производителей) и продовольственную (направленная в пользу потребителей).

По мнению основателя французской школы аграрной политики Пьера Кулона аграрная политика – это институциональный компромисс, организованный вокруг трех «соглашений»: «территориального», имеющего в основе систему социального контроля со стороны государства, поддерживающего ту или иную форму организации сельскохозяйственного производства; «бюджетного», определяемого системой доходов и расходов на сельское хозяйство; «политического» как формы сотрудничества государства и профессиональных организаций [11,С.3].

В отечественной литературе выделено два подхода к пониманию сущности аграрной политики. В узком смысле под аграрной политикой понимают систему целей и мероприятий, направленных на развитие аграрного сектора экономики. В данном случае «аграрная политика определяется как деятельность государства и санкционированных им общественно-правовых институтов по формированию культурных, социально-правовых и экономических условий жизни сельского населения» [8,С.10]. В широком смысле аграрная политика представлена политикой развития аграрного сектора; включающую также продовольственную политику, которая основана на потреблении продовольствия основными слоями населения; агропромышленную политику, основанную на решении проблем переработки сельскохозяйственного сырья, а также торговли, сферы производства средств производства для нужд сельского хозяйства и наконец, внешнеторговой аграрной политики.

Некоторые ученые считают, что понятие аграрной политики достаточно емкое, в силу содержательной характеристики, которое по многим аспектам тождественно понятию «агропродовольственная политика».

Суншев А.А. под агропродовольственной политикой понимает комплекс научно обоснованных тактических и долгосрочных стратегических мер, которые предстоит проводить в стране по инициативе государства в целях создания условий для эффективного функционирования и развития агропродовольственного сектора экономики [12,С.6].

Милосердов В.В. считает, что аграрная политика – это «совокупность идей, целей, средств и методов формирования и регулирования отношений между городом и деревней и в самой деревне, а главное – решение продовольственного вопроса» [8,С.14].

По мнению Воронина Б.А. аграрная политика государства – это деятельность органов государственной власти (представительной и исполнительной), направленная на развитие сельского хозяйства, с целью обеспечения населения страны продовольствием и отрасли промышленности сельскохозяйственным сырьем, а также на социальное развитие села [5,С.48].

Согласно Трясцину М.М. государственная аграрная политика – это комплекс мер законодательно-правового, экономического, социального и структурно-институционального характера на успешное развитие агарных хозяйств: сельских территорий (как стабильно-оптимальное соотношение между объемами производства и реализации агропродукции, между темпами развития социальной и производственной инфраструктурой, объемами продовольственной самообеспеченности и импортом, достигаемых за счет использования в основном собственных конкурентных преимуществ, позволяющих преодолевать риски и проявления отрицательных воздействий бифуркационного характера; стабильное предоставление аграрному предпринимательству условий для нормального функционирования, позволяющего максимизировать доходы муниципальных бюджетов) [13,С.216].

Липински Э. и Верстакова О. дают определение аграрной политике как одной из составных частей общей экономической и общественной политики, ориентированной на сельское хозяйство и связанные с ним хозяйственные сферы и группы населения [2,С.17]. Причем говорится о развитии сельского хозяйства вообще, тогда как речь должна идти о политике в системе экономических и социальных отношений.

В некоторых формулировках аграрная политика рассматривается как определение соответствующих целей и ресурсное обеспечение их достижения, установление стратегических приоритетов, дополненных механизмом их обоснованного тактического корректирования [1,С.11].

Традиционные подходы к определению аграрной политики нашли свое отражение в концепции аграрной политики и продовольственного обеспечения Российской Федерации, которая была принята в 1995г. [9]. В данном документе переплетены стратегия и тактика аграрной политики, которые, как правило, нуждаются в особых методологических подходах к их обоснованию и практической реализации.

К сожалению, за период всех аграрных реформ в России не складывалась сбалансированная и эффективная аграрная политика, которая могла представлять ограниченный доступ села к материально-техническим и финансовым ресурсам вследствие неразвитости инфраструктуры. И в 2006 году Правительством РФ был принят ФЗ «О развитии сельского хозяйства», где было дано нормативное определение государственной аграрной политики и представлены ее базовые цели и принципы.

В соответствии со ст.5 Закона государственная аграрная политика представляет собой составную часть государственной социально-экономической политики, направленной на устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий [10].

Сегодня формирование направлений аграрной политики России связано, с одной стороны, с необходимостью устранить базовые проблемы в аграрной сфере, а с другой – адаптироваться к новым задачами вызовам, обуславливаемым участием страны в ВТО и политикой импортозамещения.

На основе особенностей развития аграрной политики России выделены этапы ее становления (табл. 1).

Таблица 1. – Этапы становления аграрной политики в России

Период

Основные характеристики, присущие этапу

1991-1998 гг.

Смена парадигмы отношений в экономике в целом и в аграрном секторе в частности. Аграрная политика страны направлена на реорганизацию аграрных отношений. Разрушение системы государственного распределения агропродовольственной продукции, кардинальные изменения отношений собственности, становление многоукладной аграрной экономики привели к реструктуризации хозяйственного механизма и управления АПК. Развал материально-технической базы, снижение доходов и социально-культурного уровня сельских жителей, усиление диспаритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, ухудшение финансового положения хозяйствующих субъектов АПК, разрыв хозяйственных связей между ними на фоне системного кризиса [3,С.22].

1999-2005 г г.

Стабилизация экономических отношений внутри страны и создание условий для ведения нового курса аграрной политики. Разработка и принятие: «Основные направления агропродовольственной политики Правительства Российской Федерации на 2001-2010 годы», Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2010 года» и др. 2002 г. – снижение темпов роста сельскохозяйственной продукции. Продолжение импорта готовой продовольственной продукции на фоне экспорта лишь сырьевых товаров

2006 - июль 2014 г.

Переход к системе государственного управления агропродовольственным комплексом, основанной на принципах программно-целевого планирования. В 2006 г. - реализация приоритетных национальных проектов. В ПНП «Развитие АПК» установлены направления развития АПК и обозначены необходимые для этого ресурсы. В Федеральном законе «О развитии сельского хозяйства» дано определение термина «государственная аграрная политика» на законодательном уровне, сформулированы ее цели и принципы, охарактеризованы меры реализации, намечены основные направления государственной поддержки сельского хозяйства [3,С.23].

В 2007 г. принятие Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. и на 2013 - 2020 гг.

В 2010 г. принятие Доктрины продовольственной безопасности, в которой установлены нормы потребления основных продуктов питания в стране. Там же обозначено определение и значение продовольственной безопасности в России.

август 2014 г и по настоящее время.

7.08.2014 г. введение Россией ответных мер – эмбарго против стран ЕС и США, в соответствии с перечнем зарубежных сельхозтоваров, на которые вводятся российские санкции. В санкционный список попали говядина, свинина, фрукты, птица, сыры, овощи из Австралии, Канады, стран-членов Евросоюза, США, Норвегии. Разработка «дорожной карты» в регионах страны, активизация политики импортозамещения

*Составлено автором

Конечно, сегодня для России открываются новые возможности для преодоления всех вызовов мирового сообщества и выхода на новые рубежи в сельскохозяйственной отрасли. Отказавшись от импортной продукции, правительство приняло решение поддержать отечественного производителя и разработало программу импортозамещения, в рамках которой происходит всесторонняя поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей по направлениям субсидирования, таможенно-тарифное и нетарифное регулирование.

Таким образом, аграрная политика является составной частью государственной социально-экономической политики, направленной на устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий (стабильное социально-экономическое развитие, увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции, повышение эффективности сельского хозяйства, достижение полной занятости сельского населения и повышение уровня его жизни, рациональное использование земель).

Список литературы

  1. Аграрная политика России: современные тенденции ИМЭПИ РАН. – М.: Эпикон, 1999. 102 с.
  2. Аграрная политика. Курс лекций / Под ред. В.И. Новичкова. Саратов: СГСХА, 1997. 288 с.
  3. Боговиз А. Особенности формирования и направления аграрной политики России // АПК: экономика, управление. 2014. № 5. С.22–26
  4. Буздалов И.Н. Научно обоснованная агарная политика – главное условие обеспечения продовольственной безопасности // Никоновские чтения. 2014. № 19. С. 39–44
  5. Воронин Б.А. Аграрная политика Российского государства // Аграрный вестник Урала. 2006. № 4. С.47–50
  6. Милосердов В.В., Милосердов К.В. Аграрная политика России – XX век. М.: [б. и.], 2002. 543 с
  7. Найданова Э.Б. Методологические подходы к определению продовольственной безопасности как генеральной цели аграрной политики // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1. URL: http://www.science-education.ru/121-18641 (дата обращения: 15.06.2015).
  8. Новичков В.И., Калашников И.Б., Новичкова В.И. Аграрная политика : учеб. пособие. М. : Маркетинг, 2001. 288 с.
  9. О концепции аграрной политики и продовольственного обеспечения Российской Федерации // Экономист. 1995. № 5. С. 34-44.
  10. О развитии сельского хозяйства [Электронный ресурс] : федер. закон Рос. Федерации от 29 декабря 2006г. № 264 – ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 20.06.2015).
  11. Пьер Куломб, От земли к государству. Учебный курс по аграрной политике. Монпелье, ИНРА. 1993 г. 47 с.
  12. Суншев А.А. Агропродовольственная политика: проблемы и пути решения. Ставрополь: Сервис-школа. 2005. 232 с.
  13. Трясцин М.М. Стратегия развития АПК в системе устойчивого продовольственного самообеспечения: региональный аспект. М.: Изд-во ГУП «Агропресс». 2008. 414 с.
  14. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www.mcx.ru /(Дата обращения: 25.02.2015)