Парламентская этика как условие функционирования современного законодательного органа.

NovaInfo 40, с.160-163, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Юридические науки
Просмотров за месяц: 6
CC BY-NC

Аннотация

Для формирования парламента правового государства необходимо разработать этический кодекс парламентария. Большое значение для качественного выполнения государственных задач депутатом и членом Парламента имеет соблюдение им морально-этических требований. Принимаемые законодателем нормативные правовые акты должны соответствовать общественному настроению и сложившимся в данном обществе представлениям о нравственности.

Ключевые слова

ПАРЛАМЕНТ, ПАРЛАМЕНТСКАЯ ЭТИКА, ПАРЛАМЕНТАРИЗМ, МОРАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ПРАВА, ЭТИКА ЗАКОНОДАТЕЛЯ

Текст научной работы

Слово парламент происходит от французского слова parlement, от parler — говорить и представляет собой наивысший представительный и законодательный орган в государстве, где установлено понятие разделение властей, в котором представлены представители всех субъектов, относительно Российской Федерации представлены выбранными на 2015 год представители 85 субъектов Российской Федерации путем всеобщих выборов. Парламент – является законодательным органом, наделен властью – принимать законы, а также контролировать исполнительную власть, путем депутатского запроса, выявлять недоработки или ухищрения в той или иной сфере государства.

Термин этика происходит от греческого слова ethika, от ethos – что означает привычку, нрав и заключает в себя совокупность моральных и нравственных норм. Этика также предусматривает дисциплинарную ответственность за свое поведение. С развитием общества, понятие этика стала рассматриваться намного шире, и включать в себя понятие совести, добра и зла, сочувствия, дружбы, смысла жизни, самопожертвования.

Мораль — форма общественного сознания, общественный институт, выполняющий функцию регулирования поведения человека. Этикет от французского etiquette — ярлык, этикетка — составная часть внешней культуры человека и общества. Представляет собой совокупность правил, касающихся внешнего проявления отношения к людям, обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры поведения. Рассмотреть право, как универсальный регулятор общественных отношений, основанный на нормах морали. В отличие от морали оно обладает уникальным ресурсом — возможностью применения государственного принуждения и карательных санкций. Моральные ценности — высшие надличностные ценностные установки, выступающие одновременно и как критерий оценки, и как моральная норма (требование), и как принцип поведения.

Теперь попробуем «сложить» воедино понятие парламентской этики и дать социальную и правовую оценку полученному понятию. Исходя из выше изложенного, мы можем сделать представления о том, что должно быть заключено в понятии парламентская этика. Все эти понятия по отдельности понятны, а вот воедино не всем получается их «сложить», тем самым выстроить для себя такую модель поведения, которая не будет меняться на всем протяжении своей деятельности, находясь в должности депутата 5 лет (должность депутата перевыборная).

Депутат парламента, приступивший к своим непосредственно прямым обязанностям должен соответствовать морально волевым качествам – парламентария. Основы поведения человека закладывается еще с детства, в нее входит «среда», в которой человек воспитывается «всасывая» в себя как «губка» все то, что возле него происходит. В дальнейшем человек обязан сам разделять понятия, что такое «хорошо», что такое «плохо», и руководствоваться этим в дальнейшем при выполнении своих непосредственных и возложенных на него обязанностей. В связи с этим значительное место занимают вопросы с выработкой и соблюдением этических норм при осуществлении своей профессиональной деятельности. Следует понимать, то, что мы не сможем без единого мышления построить правовое, социальное государство, смысл которого раскрыт и закреплен в Основном законе государства – Конституции Российской Федерации .

Понятие единого мышления депутатов – должна быть связана на прямую связано с соблюдением требований профессиональной – парламентской этики, включая в себя и граждан – проживающих в Российской Федерации: «Это сложная, сбалансированная система экономических стимулов и социальных гарантий, юридических, этических и поведенческих норм, продуктивность которой в решающей мере зависит от качества труда и уровня подготовки каждого из нас». В частности, Я.А. Ключникова, определяет высокую роль этике в современных условиях нашей жизни: «Этика служит социальному и экономическому прогрессу общества, утверждению в нем принципов гуманизма и справедливости ». Таким образом, внимание государства на данный вопрос имеет приоритетное значение, это связано с принятием юридически грамотных правовых норм.

Требование неукоснительного соблюдения норм этики, и предписаний в областях от которых зависит положение дел в обществе, государства в целом, единой и не разделимой структуры. Сферы, которые рассматривают парламентарии – захватывают, широкий спектр должностных полномочий в рассмотрении таких сфер как: политическая, экономическая, социальная сферы, профессор А.А. Гусейнова прямо указывает на важнейшую социальную роль – представителей власти и формировании этического климата, как в обществе, так и в государстве: «Мораль всегда существует в живых образцах. Таковыми наше общественное сознание хочет видеть, прежде всего, людей власти, первых лиц на всех уровнях. Без честности власти, ее прозрачности выправить нравственную ситуацию невозможно ». Парламентская этика – приобретает особое значение в профессиональной деятельности депутатского корпуса при разрабатываемых и принимаемых законодательных актах, этические требования и правовых нормах общественной жизни. Какое действие окажут принятые правовые нормы? И не будут ли они противоречить морально – нравственному состоянию общества – не войдут ли они в противоречие с принятыми законами, социальными нормами морали, не окажут негативное положение на общество. Один из ведущих специалистов в политической этике профессор А.П. Любимов раскрывает свое отношение в этом вопросе следующим тезисом: «Право есть воплощенная справедливость, а значит, нравственность присуща праву в той же мере, в какой она присуща его творцам – законодателям». В нашей стране, в последние года происходит переоценка ценностей, связанно это с экономическим провалом в 90 – е годы. Лозунги Октябрьской революции зазвучали по новому, вся страна «опустилась» в экономическую и политическую «яму». Не один год понадобилось вернуть экономику к должному уровню. Профессор Московского государственного университета С.А. Авакьян первым специально, занялся данной значимой проблемой и сформулировал этический постулат, который в полной мере сохраняют свою значимость и в современных условиях осуществления профессиональной деятельности представителями депутатского корпуса различных уровней: «Депутатская этика в полной мере, как и к любому гражданину, предъявляет требование следования закону, морали, совести к каждому депутату. Вместе с тем эти требования вполне можно считать повышенными по отношению к депутату, так как он, как мы уже отметили, должен стремиться к идеалу гражданина и патриота страны ». Нельзя разделять парламентария с возложенными на него обязанностями гражданина и человека – это один и тот же человек, но почему мы видим двух разных людей в двух разных ситуациях, может все дело в двойных стандартах, исключением служит юридическая норма, но ее принимают те же люди, пусть обладающие данным навыками и требованиям, тем не менее – людьми они быть не перестали. Во всем должно быть исключение и это следует понимать, так как и люди, вернее их психология разная.

Читайте также

Список литературы

  1. Авакьян С.А. Конституционная теория и практика публичной власти: закономерности и отклонения // Конституционное и муниципальное право. 2015. № 10. С. 5-11.
  2. Дубровин Ю.Д., Любимов А.П. Философия права. Москва, 2014.
  3. Boshno S. The role of «upper» houses of parliaments in the system of bodies of state power: domestic and foreign experience» - roundtable of the Council of the Federation // Law and modern states. 2014. № 2. С. 5-10.
  4. Бошно С.В. Повышение роли федерального закона как актуальная тенденция в развитии служебного права // Государственное строительство и право. Вып. 19 / под общ. ред. Г.В.Мальцева. – М., 2007. – С. 12-17.
  5. Бошно С.В. Правовой обычай в контексте современного учения о формах права // Современное право. – 2004. – № 9. – С. 47-53.

Цитировать

Фингергут, А.Г. Парламентская этика как условие функционирования современного законодательного органа. / А.Г. Фингергут. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 40. — С. 160-163. — URL: https://novainfo.ru/article/4297 (дата обращения: 25.06.2022).

Поделиться